Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Антошкиной А.А, судей Бугарь М.Н, Назейкиной Н.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-433/2023 по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Строй" об обязании устранить нарушения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Антошкиной А.А, заключение прокурора четвертого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кушнирчук А. И, полагавшей судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области по результатам проведенной проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в порядке части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", обратился в суд с иском в интересах неограниченного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Строй" (далее - ООО "Альфа-Строй"), в котором просил признать незаконным бездействие отвечтика, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СП 255.1325800.2016, ГОСТ 27751-2014 в здании изолятора временного содержания ОМВД России по Сорочинскому городскому округу; обязать ООО "Альфа-Строй" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения указанного закона, а именно, обеспечить исправность входной двери в здание; осуществить ремонт двери выхода со второго этажа в тамбур-шлюз; устранить протечку кранов в местах скрытого подвода горячей и холодной воды к умывальникам; провести ремонт стен первого и второго этажа путём их оштукатуривания, окраски; восстановить штукатурный слой и покраску верхней части ограждения по всему периметру и на наружных стенах тамбура-шлюза; в местах сброса атмосферных осадков с кровли по водостоку восстановить штукатурный слой на всю высоту стены ограждения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), общество с ограниченной ответственностью "Рекпроект+" (далее - ООО "Рекпроект+"), ОМВД России по Сорочинскому городскому округу, УМВД России по Оренбургской области.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 г, исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворены частично.
На ООО "Альфа-Строй" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в здании изолятора временного содержания ОМВД России по Сорочинскому городскому округу, расположенному по адресу: "адрес": обеспечить исправность входной двери в здание; осуществить ремонт двери со второго этажа в тамбур-шлюз; устранить протечку кранов в местах скрытого подвода горячей и холодной воды к умывальникам; провести ремонт стен первого и второго этажа путём их оштукатуривания, окраски; восстановить штукатурный слой и покраску верхней части ограждения по всему периметру и на наружных стенах тамбура-шлюза; в местах сброса атмосферных осадков с кровли по водостоку восстановить штукатурный слой на всю высоту стен ограждения; в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной УМВД России по Оренбургской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 9 сентября 2019 г. между УМВД России по Оренбургской области и ООО "Альфа-Строй" был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству изолятора временного содержания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сорочинский" (далее - Госдуартсвенный контракт).
Согласно пункту 1.1 Государственного контракта, ООО "Альфа-Строй" обязалось выполнить работы по строительству изолятора временного содержания МО МВД РФ "Сорочинский" в соответствии с проектно-сметной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ по строительству изолятора временного содержания МО МВД РФ "Сорочинский" на условиях настоящего контракта, и сдать государственному заказчику результат выполненных работ, а государственный заказчик обязался принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В пункте 1.2 Государственного контракта установлено, что качество выполненных подрядчиком работ должно соответствовать проектносметной документации, а также установленным соответствующим нормативным актам, стандартам, техническим условиям, ГОСТам и иным требованиям, обычно предъявляемым к результатам такого рода работ.
Пунктом 8.2 контракта предусмотрено, что подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в проектно-сметной документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с контрактом на протяжении гарантийного срока. Подрядчик несёт ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли не по его вине (пункт 8.3).
В соответствии с пунктом 8.5 контракта, если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, препятствующие нормальной эксплуатации, то подрядчик (в случае, если будет установлена его вина) обязан их устранить за свой счёт в согласованные с государственным заказчиком сроки.
Государственный контракт ООО "Альфа-Строй" исполнен 15 декабря 2020 г, здание изолятора временного содержания ОМВД России по Сорочинскому городскому округу введено в эксплуатацию.
Гарантийный срок выполненных по контракту работ в соответствии с пунктом 8.7 контракта составляет три года со дня подписания государственным заказчиком и подрядчиком акта о приёмке выполненных работ.
В 2020 г. подписаны акты выполненных работ. Гарантийный срок выполненных по контракту работ не истёк.
Из экспертных заключений N 1 от 8 октября 2019 г. и N 2 от 2 июня 2020 г. усматривается, что обязательства подрядчика по государственному контакту от 9 сентября 2019 г. исполнены надлежащим образом. Выполненные работы соответствуют требованиям количества (объёмов) и качества, иным требованиям государственного контракта.
Вместе с тем, в ходе эксплуатации вновь построенного изолятора временного содержания выявлены нарушения, а именно: отслоение покрасочного слоя на боковой поверхности ограждения, местами разрушение штукатурного слоя на поверхности ограждения, местами разрушение гидроизоляции цементной с жидким стеклом па верхней поверхности ограждения, неисправность дверного проема на входе в коридор первого этажа, течь сантехники в санузле первого этажа, течь в камере N 6, неисправность замка уличной двери на первом этаже.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Альфа-Строй" со стороны УМВД по Оренбургской области неоднократно направлялись претензионные письма с требованиями об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, данные нарушения ООО "Альфа-Строй" не устранены до настоящего времени, ссылаясь на то, что ряд выявленных дефектов появились в результате ошибочных методов проведения работ, содержащихся в представленной государственным заказчиком проектно-сметной документации, и заявленные дефекты не являются гарантийными.
Аналогичные нарушения были выявлены 18 марта 2022 г. в ходе проведённой прокурорской проверки того же здания изолятора временного содержания, что подтверждено актом проверки от 18 марта 2022 г, актом обследования от 19 января 2023 г. и представленными фотоматериалами.
Межрайонной прокуратурой в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса N от 29 марта 2022 г.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, руководствуясь статьёй 45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 10З-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950, Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, Сводом правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 590/пр утверждён), ГОСТом 27751-2014. Межгосударственный стандарт, оценив собранные по делу доказательства, установив, что в изоляторе временного содержания имеются нарушения в сфере оборонно-промышленного комплекса, влекущих нарушение прав и законных интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, лиц, задержанных за административное правонарушение, а также работников данного изолятора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные нарушения влекут реальную угрозу интересам пребывающих в здании изолятора лиц, в том числе, нарушено право на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, возложив на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, отклонив доводы жалобы третьего лица УМВД России по Оренбургской области о том, что прокурор не вправе был обращаться с рассматриваемым иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, как необоснованные, поскольку в данном случае предметом прокурорской проверки в отношении ООО "Альфа-Строй" было соблюдение законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при исполнении государственного контракта на выполнение работ по строительству изолятора временного содержания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сорочинский", при этом выявленные недостатки затрагивают интересы неопределённого круга лиц на обеспечение надлежащих условий содержания в изоляторе, что влечет возникновение у прокурора права для обращения в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отклоняя УМВД России по Оренбургской области о введении им претензионной работа по поводу выявленных недостатков с 2020 г, как несостоятельные к отмене судебных постановлений, отметил, что по истечении значительного времени с момента начала претензионной работы, УМВД России по Оренбургской области так и не был предъявлен иск в суд об устранении недостатков здания, не урегулирован он и во внесудебном порядке, в связи с чем прокурор обоснованно и в пределах предоставленных ему полномочий предъявил в суд иск о возложении на ответчика обязанности устранить недостатки здания. Права УМВД России по Оренбургской области совершением прокурором действий по судебному разрешению спора, не нарушены.
Доводы апеллянта о том, что представленные в материалы дела документы, подтверждающие наличие недостатков здания, не относятся к материалам строительно-технической экспертизы, отклонены судом, поскольку данное обстоятельство не может освобождать ответчика от обязанности устранить выявленные недостатки здания.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассатора обращение прокурора с настоящим иском в интересах неограниченного круга лиц не противоречит положениям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений и не свидетельствует об их незаконности и необоснованности, а также об отсутствии у прокурора права на предъявление в суд соответствующего иска.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявителя в суде апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование законодательства, оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений судами норм права, а потому не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.