Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Асеевой О. А, Зобковой И. Н. на решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Зобковой И. Н, Асеевой О. А. к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, отделу имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, руководителю отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области Горюнову А. И. о признании незаконными отказов в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, заключении соглашений о перераспределении земельных участков, возложении обязанности восстановить нарушенное право.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зобкова И.Н. и Асеева О.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными отказы отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 2 июня 2022 года NN 1099, 1106 в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельных участков N 24 (кадастровый номер N), N 26 (кадастровый номер N), N 28 (кадастровый номер N), N 22 (кадастровый номер N) по "адрес"; возложить на администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее также - Администрация) обязанность повторно рассмотреть заявления Асеевой О.А. от 10 августа 2021 года N 15-10 о перераспределении земельных участков N 24 (кадастровый номер N), N 26 (кадастровый номер N), N 28 (кадастровый номер N) по "адрес" и Зобковой И.Н. от 2 сентября 2021 года N 15-10 о перераспределении земельного участка N 22 (кадастровый номер N) по "адрес".
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 апреля 2022 года по административному делу N 2а-141/2022 признаны незаконными вышеназванные отказы административных ответчиков в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашений о перераспределении земельных участков по ул. Полевая п. Отрадное Новоусманского района Воронежской области; на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Асеевой О.А, Зобковой И.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Решение суда вступило в законную силу.
Комиссией по рассмотрению земельных вопросов и территориальному планированию Новоусманского муниципального района Воронежской области повторно рассмотрены заявления Асеевой О.А. от 10 августа 2021 года и Зобковой И.Н. от 2 сентября 2021 года об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашений о перераспределении земельных участков, по результатам рассмотрения которых письмами от 2 июня 2022 года за исх. NN 1099 и 1106 заявителям отказано в удовлетворении поданных заявлений.
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 июня 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Зобковой И.Н. и Асеевой О.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 ноября 2023 года через Новоусманский районный суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2023 года, заявители просят отменить принятые по делу судебные акты, как необоснованные, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, что повлияло на определение юридически значимых обстоятельств по делу и оценку представленных суду доказательств.
В частности, утверждается, что административными ответчиками не представлено доказательств законности отказов в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашений о перераспределении земельных участков, судом безосновательно принято в качестве доказательства правомерности отказа постановление от 15 июля 2021 года N 1017 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", схемы расположения земельных участков административных истцов, содержащие графическое изображение их пересечения с земельным участком с кадастровым номером N, являются недопустимым доказательством.
Обращается внимание на то обстоятельство, что суд апелляционной инстанции формально подошел к доводам апелляционной жалобы и не дал им надлежащую оценку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Асеевой О.А. на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером N площадью 1417+/-26 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N площадью 1408+/-26, 3 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N площадью 1411+/-27, 6 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
Зобковой И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 1414+/-26, 32 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
10 августа 2021 года и 2 сентября 2021 года административные истцы обратились в Администрацию с заявлениями о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в которых просили утвердить схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков с кадастровыми номерами: N.
Решениями Администрации от 7 сентября 2021 года за NN 1500, 1501, 1502 Асеевой О.А. отказано в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решением Администрации от 12 ноября 2021 года N 2020 Зобковой И.Н. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 апреля 2022 года признаны незаконными отказы Администрации в утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельных участков по "адрес", выраженные в письмах от 7 сентября 2021 года NN 1500, 1501, 1502 и от 12 ноября 2021 года N 2020; на Администрацию возложена обязанность в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Асеевой О.А. и Зобковой И.Н. об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашений о перераспределении земельного участка от 10 августа 2021 года и от 2 сентября 2021 года соответственно.
Во исполнение указанного решения суда Комиссией по рассмотрению земельных вопросов и территориальному планированию Новоусманского муниципального района Воронежской области повторно рассмотрены заявления Асеевой О.А. от 10 августа 2021 года и Зобковой И.Н. от 2 сентября 2021 года, по результатам рассмотрения письмами от 2 июня 2022 года NN 1099, 1106 в удовлетворении заявлений отказано. Основанием для отказа послужило частичное совпадение местоположения образуемых в результате перераспределения земельных участков согласно схемам их расположения с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с постановлением администрации Новоусманского муниципального района от 15 июля 2021 года N 2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Также в обоснование отказов указано, что в границах формируемых земельных участков располагается сеть водоснабжения 2015 года постройки с кадастровым номером N, в связи с чем, перераспределение земельных участков в соответствии с представленными схемами расположения земельного участка на кадастровом плане территории приведет к невозможности технического обслуживания водопровода и затруднения водоснабжения домов по "адрес".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11.10, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, СанПиН 22.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив наличие оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков путем их перераспределения, предусмотренных подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с наложением испрашиваемых административными истцами земельных участков на существующий сформированный земельный участок и прохождение в границах образуемых путем перераспределения земельных участков сети водоснабжения с кадастровым номером N, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду отсутствия на то правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установилнарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
Проверяя доводы апелляционных жалоб о несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и непредставлении административными ответчиками достоверных и допустимых доказательств наличия оснований для отказа в перераспределении земельных участков, предусмотренных статьями 11.10 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал, что они не могут служить в качестве основания для отмены по существу правильного решения суда исходя из следующего.
Постановлением Администрации от 15 июля 2021 года N 1017 на основании заявления главы Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области Кокина А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в интересах муниципального образования утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 870 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - улично-дорожная сеть, расположенного по адресу: "адрес", в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки - "Ж1". Администрации сельского поселения предписано обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сформированный земельный участок площадью 6 870 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N и постановлением Администрации от 22 октября 2021 года N 1783 предоставлен администрации Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области в постоянное (бессрочное) пользование. На момент подачи административными истцами заявлений об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашений о перераспределении земель как первоначально, так и в последующем при принятии оспариваемых решений от 2 июня 2022 года, уполномоченным органом в пределах своей компетенции была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и указанные обстоятельства не могли не учитываться Администрацией при принятии оспариваемых решений.
Факт пересечения границ испрашиваемых земельных участков сетью водоснабжения (центральным водопроводом холодного водоснабжения) и прохождения такой сети в границах формируемых земельных участков с достоверностью подтверждается представленными в материалы дела копиями декларации об объекте недвижимости, выпиской из реестра муниципальной собственности Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, чертежами контура объекта недвижимости, схемой расположения объекта недвижимости на земельном участке, схемой геодезических построений, техническим планом сооружения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции констатировал, что доводы апелляционных жалоб административных истцов фактически сводятся к оспариванию правомерности образования земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с постановлением Администрации от 15 июля 2021 года N 1017, что.
Оснований не согласиться с данными выводами судебных инстанций у судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, что обусловлено следующим.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, указанными в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Установив их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц, суд отказывает в удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2 части 2 статьи 227 названного Кодекса).
При этом на административного истца возлагается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием) и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать, в том числе в связи с обращением в суд в пределах установленных сроков (пункты 1 и 2 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В свою очередь, законность оспариваемых решений, действий (бездействия) доказывается административным ответчиком - должностным лицом (органом), который их принял или совершил (пункты 3 и 4 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Такое распределение бремени доказывания по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 725-О, от 20 июля 2021 года N 1655-О и др.).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 3 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года, при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к установленным в ходе судебного разбирательства по делу конкретным обстоятельствам, суды пришли к выводам об исполнении Администрацией установленной частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по доказыванию законности принятых решений и об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых отказов в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории незаконными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды не ограничились установлением формальных условий применения закона, а исследовали фактические обстоятельства по существу. Основания для вывода о том, что судами не проверены обстоятельства, имеющие юридическое значение по данному административному делу, отсутствуют.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Асеевой О. А, Зобковой И. Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.