Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-297/2023 по иску Касьянова Дмитрия Сергеевича к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, по кассационной жалобе Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Лазутину К.О, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Касьянов Д.С. обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее по тексту - ГУ ФССП России по Челябинской области) о признании незаконным и отмене приказа от 12 октября 2022 года N 94-дв о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания.
В обоснование заявленных требований Касьянов Д.С. сослался на то, что проходит службу в должности старшего смены в отделе организации по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального районного отдела службы судебных приставов г. Челябинска (далее по тексту - Центрального РОСП г. Челябинска). Приказом от 12 октября 2022 года N 94-дв не него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение пунктов 4.3.31, 4.3.48, 4.3.49, 4.3.51, 4.3.54, 4.3.56 должностной инструкции за предоставление информации о том, что оружие закреплено за всеми судебными приставами отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, хотя оно не было закреплено за Мустафиной Н.В. Приказ полагает незаконным, поскольку общественно-опасных последствий не наступило, в указанном приказе они не установлены. Несение службы судебными приставами отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов на вверенных объектах всегда осуществлялось с ручным боевым стрелковым оружием, что свидетельствует об исполнении указания Центрального аппарата ФССП России от 01 июня 2022 года N 00033/22/111610-ВВ-дсп "Об организации несения службы в зданиях (помещениях) структурных подразделений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов с боевым ручным стрелковым оружием" и указания УФССП России по Челябинской области от 03 июня 2022 года N 74903/22/368818 "Об организации несения службы с оружием". На работодателя возложена обязанность доказать соблюдение им при применении дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а, следовательно, дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, гуманизм. Умысла в его деянии не установлено. Также при проведении служебной проверки не приняты во внимание и не дана оценка характеризующему его материалу, не учтены предшествующая работа, поведение, отношение к работе, личные качества.
Представитель ответчика ГУ ФССП России по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на правомерность привлечения Касьянова Д.С. к дисциплинарной ответственности.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года, признан незаконным и отменен приказ от 12 октября 2022 года N 94-дв "О наложении дисциплинарного взыскания в отношении Касьянова Д.С.".
В кассационной жалобе ГУ ФССП России по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает на то, что в ходе проведения служебной проверки в отношении Касьянова Д.С. комиссией установлено, что последний в период с 15 июня 2022 года по 18 августа 2022 года недобросовестно исполнил должностные обязанности, предусмотренные пунктами 4.3.31, 4.3.48, 4.3.49, 4.3.51, 4.3.54, 4.3.56 должностной инструкции, а также пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; комиссией в соответствии с пунктом 19 Порядка проведения служебной проверки, исследованы все материалы, позволяющие достоверно установить характер и последствия дисциплинарного проступка. Выявленные недостатки, послужившие основанием для инициирования служебной проверки, были установлены в ходе проведения инспекторской проверки, по результатам которой был согласован план устранения недостатков.
Истец Касьянов Д.С, представитель Центрального РОСП г. Челябинска УФССП России по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены решения суда и апелляционного определения ввиду неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального законодательства.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Касьянов Д.С. приказом руководителя УФССП России по Челябинской области N 423-лс от 20 мая 2020 года назначен на должность старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
01 июня 2022 года с Касьяновым Д.С. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на срок пять лет с 01 июня 2020 года по 31 мая 2025 года.
По условиям данного контракта истец принял на себя обязательства по прохождению службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, исполнению основных обязанностей, предусмотренных статьями 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должностной инструкцией старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска.
Приказом от 15 марта 2022 года N 55 Касьянов Д.С. назначен ответственным за вооружение в Центральном РОСП г. Челябинска.
Согласно должностной инструкции старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска УФССП по Челябинской области, утвержденной 15 июня 2021 года, старший смены обязан: исполнять поручения начальника отделения, его заместителя, и руководства территориального органа, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4.3.31);
своевременно докладывать начальнику отделения или его заместителю о состоянии дел по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, выполнении поставленных задач и другим вопросам, входящим в его компетенцию (пункта 4.3.48);
контролировать соблюдение сроков и качество исполнения поручений руководства территориального органа, начальника отделения и его заместителя, обеспечивать надлежащее исполнение должностных обязанностей судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (пункта 4.3.49);
анализировать результаты служебной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлять подготовку начальнику отделения информационно-аналитические справки по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов (пункта 4.3.51);
обеспечивать неукоснительное соблюдение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов приказов, указаний и распоряжений ФССП России и территориального органа (пункт 4.3.54);
обеспечивать выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков по итогам проведенных проверок по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов (пункта 4.3.56).
15 июня 2022 года на оперативном совещании принято решение о направлении сотрудников вверенных подразделений в Управление для сдачи зачета на закрепление оружия; по результату обеспечить работу по закреплению оружия за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в срок до 01 июля 2022 года.
В период с 11 мая 2022 года по 15 июня 2022 года Касьянов Д.С. находился в отпуске с выездом за предел г. Челябинска.
Приказом от 05 июля 2022 года N 158 назначена в период с 11 по 18 июня 2022 года выездная плановая инспекторская проверка по линии организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска.
Письмом от 08 июля 2022 года N 74031/22/953565 в отдел по обеспечению установленного порядка деятельности судов сообщено, что в Центральном РОСП г. Челябинска оружие закреплено за всеми судебными приставами, деятельность которых связана с обеспечением установленного порядка деятельности судов.
26 июля 2022 года утверждён план устранения недостатков, выявленных в ходе проведения плановой инспекторской проверки по линии организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска УФССП России по Челябинской области, в том числе о направлении для сдачи зачета на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов "данные изъяты" со сроком исполнения до 05 августа 2022 года.
09 августа 2022 года в УФССП России по Челябинской области Отдел организационно-контрольной работы направлено письмо, из содержания которого следует, что во исполнение пункта 2 плана устранения недостатков, выявленных в ходе проведения плановой инспекторской проверки по направлению организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска, проводимой в период с 11 июля 2022 года по 18 июля 2022 года, срок исполнения которого установлен 05 августа 2022 года, направить для сдачи зачета на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием сотрудника "данные изъяты" не представилось возможным, так как она с 18 июля 2022 года но 14 августа 2022 года включительно находится в очередном отпуске с выездом за пределы области. В письме изложена просьба снять с контроля пункт 2 Плана устранения недостатков, выявленных в ходе проведения плановой инспекторской проверки организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска, проводимой в период с 11 июля 2022 года по 18 июля 2022 года, и об установлении нового срока прибытия "данные изъяты" для сдачи зачета на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием после 15 августа 2022 года.
24 августа 2022 года Касьяновым Д.С. подан рапорт о том, что в пункте 2 плана устранения недостатков, выявленных в ходе проведения плановой инспекторской проверки, был установлен срок устранения недостатков до 05 августа 2022 года. Исходя из выводов по итогам проверки сотрудника "данные изъяты" необходимо было направить для сдачи зачета на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием в срок до 05 августа 2022 года, несмотря на то, что с 18 июля 2022 года по 12 августа 2022 года "данные изъяты" находилась в отпуске. Данный срок установлен в одностороннем порядке отделом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления; акт по итогам плановой инспекторской проверки формировался без согласования с должностными лицами Центрального РОСП г. Челябинска. Относительно направления им письма от 08 июля 2022 года о том, что за всеми судебными приставами закреплено оружие, указал на то, что ему было известно, что за младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов "данные изъяты" оружие не закреплено и для сдачи зачета на право его закрепления она не направлялась, при этом, формируя содержание служебной записки, он исходил из того, что оружие должно быть закреплено за всеми судебными приставами мужского пола, прошедшими первоначальную специальную подготовку и сдавшими зачет на его закрепление, что и соответствовало действительности, "данные изъяты" на специальную подготовку не направлялась.
02 сентября 2022 года в адрес руководителя УФССП России по Челябинской области поступила записка, из содержания которой следует, что в ходе осуществления контроля за фактическим исполнением структурными подразделениями распоряжений (указаний) руководителя Управления, анализа и проверки информации, представляемой структурными подразделениями, выявлен факт нарушения исполнительской дисциплины Центральным РОСП г. Челябинска, а именно представление информации о том, что оружие закреплено за всеми судебными приставами, хотя оно не было закреплено за судебным приставом "данные изъяты"
Приказом от 07 сентября 2022 года N 631-ко в отношении старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска Касьянова Д.С. назначена служебная проверка.
Касьяновым Д.С. даны письменные объяснения от 08 сентября 2022 года, в которых он приводит определение дисциплинарного проступка и обстоятельства, которые подлежат установлению при привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Заключением по результатам служебной проверки признано, что старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска Касьянов Д.С. в период с 15 июня 2022 года по 18 августа 2022 года недобросовестно исполнил должностные обязанности предусмотренные пунктами 4.3.31, 4.3.48, 4.3.49, 4.3.51, 4.3.54, 4.3.56 должностной инструкции, а также пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 01 октября. 2019 года N 328 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в результате чего не выполнено решение оперативного совещания при руководителе УФССП России по Челябинской области - главном судебном приставе Челябинской области от 15 июня 2022 года N 28; указано о необходимости применения к Касьянову Д.С. меры дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Приказом от 12 октября 2022 года N 94-дв Касьянов Д.С. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. С приказом Касьянов Д.С. ознакомлен 17 октября 2022 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств недобросовестного исполнения истцом должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 4.3.31, 4.3.48, 4.3.49, 4.3.51, 4.3.54, 4.3.56 должностной инструкции старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального РОСП г. Челябинска; ответчиком новый срок прибытия младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов младшего лейтенанта внутренней службы "данные изъяты" для сдачи зачета на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием после 15 августа 2022 года не назначен; при наложении дисциплинарного взыскания не учтено, что ранее Касьянов Д.С. к дисциплинарной ответственности не привлекался, ему неоднократно вручались благодарности за безупречную службу, в связи с чем пришел к выводу о незаконности применения в отношении истца меры дисциплинарного взыскания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что на совещании руководителя 15 июня 2022 года Касьянов Д.С. не присутствовал в связи с нахождением в отпуске; документов, подтверждающих факт его ознакомления с указанным протоколом, не предоставлено; довод истца о том, что он понял о необходимости направления для сдачи зачета только аттестованных сотрудников мужского пола, ответчик не опроверг; истец уведомлял своего руководителя о невозможности устранения недостатков, выявленных по результатам плановой инспекторской проверки в срок до 05 августа 2022 года, в связи с нахождением сотрудника "данные изъяты" в отпуске; 16 августа 2022 года по выходу из отпуска младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов "данные изъяты". сдала зачет на допуск к несению службы с боевым ручным стрелковым оружием
Также суд апелляционной инстанции указал, что в ни в заключении служебной проверки, ни в приказе о применении дисциплинарного взыскания не отражено, в чем контрено выражалось нарушение истцом перечисленных пунктов его должностной инстанции, когда в указанный период (с 15 июня по 18 августа 2022 года) данные нарушения были допущены, вместе с тем 15 июня 2022 года Касьянов Д.С. находился в очередном отпуске, следовательно, в данный период ему не может быть вменено неисполнение служебных обязанностей. При наложении на Касьянова Д.С. дисциплинарного взыскания ответчиком не были учтены стаж его работы (с 2013 года), отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие поощрений (поощрялся медалью за службу III степени, объявлялись благодарности за безупречную службу), то есть работодатель, привлекая истца к дисциплинарной ответственности, не учел принцип соразмерности наложенного взыскания совершенному проступку, неблагоприятные последствия которые возникли в связи с несвоевременным направлением сотрудника для сдачи зачета; ответчиком не установлен факт совершения истцом дисциплинарного проступка, нарушен порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 47 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа принудительного исполнения и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 46 и 48 настоящего Федерального закона (пункт 2). Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно статье 48 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в органах принудительного исполнения.
Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий предусмотрен статьей 50 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (часть 6).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона (часть 8).
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9).
Согласно статье 52 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения (часть 3).
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (часть 5).
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (часть 6).
В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (часть 7).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (часть 9).
В соответствии с пунктом 22 Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 65, заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Во вводной части заключения указываются: состав Комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, классного чина, должности, фамилии и инициалов председателя и членов Комиссии); должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах принудительного исполнения и в замещаемой должности, информация о поощрениях и взысканиях (пункт 23 Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации).
В силу пункта 24 Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации описательная часть заключения должна содержать основания проведения служебной проверки; объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; описание факта и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка; описание последствий совершенного сотрудником дисциплинарного проступка; наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона; факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; смягчающие или отягчающие вину обстоятельства; иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.
Согласно пункту 25 Порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части заключения излагаются: а) выводы: о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона; о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника; о виновности (невиновности) сотрудника в совершении дисциплинарного проступка; б) предложения о передаче материалов для принятия процессуального решения в органы прокуратуры Российской Федерации или правоохранительные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей Федерального закона; г) рекомендации по возможному опровержению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки и (или) обращению в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации; д) рекомендации профилактического характера; е) предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Частью 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Так, согласно приказу от 12 октября 2022 года N 94-дв о наложении на Касьянова Д.С. дисциплинарного взыскания основанием для его издания послужило заключение по результатам служебной проверки от 03 октября 2022 года. Из текста заключения по результатам служебной проверки от 03 октября 2022 года и текста указанного приказа прямо следует, что в соответствии с указанием Центрального аппарата от 01 июня 2022 года N 00033/22/111610-ВВ-де "Об организации несения службы в зданиях (помещения) структурных подразделениях судебными приставами по ОУПДС с боевым ручным стрелковым оружием", указанием Управления от 03 июня 2022 года N 74903/й22/368818 "Об организации несения службы с оружием" на руководителей структурных подразделений по линии обеспечения ОУПДС на оперативном совещании 15 июня 2022 года была возложена обязанность в срок до 01 июля 2022 года направить сотрудников вверенных подразделений в Управление для сдачи зачета на закрепление оружия. Как установлено в ходе проведения инспекторской проверки Центрального РОСП г. Челябинска, проводимой в период с 11 по 18 июля 2022 года, несмотря на направление 08 июля 2022 года Касьяновым Д.С, являющимся ответственным за подготовку и представление в отдел организации ОУПДС информации о сдаче всеми судебными приставами отдела зачета и закреплении за ними оружия, сотрудник "данные изъяты" для сдачи зачета не направлялась, оружие за ней закреплено не было. В установленный по результатам инспекторской проверки срок (05 августа 2022 года) выявленный недостаток устранен не был. На основании изложенного комиссия, проводившая служебную проверку в отношении истца, и руководитель федерального органа принудительного исполнения пришли к выводу о неисполнении Касьяновым Д.С. в период с 15 июня 2022 года по 18 августа 2022 года возложенных на него должностных обязанностей (пунктов 4.3.31, 4.3.48, 4.3.49, 4.3.51, 4.3.54, 4.3.56 должностной инструкции).
Таким образом, из заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении взыскания следует, что Касьяновым Д.С. не выполнено задание от 15 июня 2022 года о направлении сотрудников для сдачи зачета на закрепление за ними оружия в срок до 01 июля 2022 года и не устранение выявленных в ходе инспекторской проверки недоткав в работе (неисполнение задание от 15 июня 2022 года в отношении сотрудника Мустафиной Н.В.) в срок до 05 августа 2022 года.
Суды обеих инстанции установили обстоятельства о наличии задания от 15 июня 2022 года, о проведении в период с 11 по 18 июля 2022 года инспекторской проверки и ее результатах, о проведении в отношении Касьянова Д.В. служебной проверки и ее результатах, в судебных актах изложили содержание заключения по материалам служебной проверки от 03 октября 2022 года и приказа от 12 октября 2022 года N 94-дв, без каких-либо оснований указали на то, что заключение и приказ не содержат сведений о конкретных нарушения, допущенных истцом, а также о времени, когда данные нарушения были допущены, что не соответствует установленным судами вышеприведенным обстоятельствам.
С учетом приведенного правого регулирования для установления законности приказа от 12 октября 2022 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, по мимо изложенных обстоятельств, следовало установить такие юридически значимые обстоятельства как: кто из представителей Центрального РОСП г. Челябинска присутствовал на совещании 15 июня 2022 года, на котором было дано задание о направлении сотрудников для сдачи зачета на закрепления за ними оружия; кем и когда выполнение данного задания было поручено Касьянову Д.С; находится ли выполнение данного задания в пределах объема должностных обязанностей Касьянова Д.С.; по какой причине данное задание не было выполнено в установленный срок до 01 июля 2022 года; являются ли обоснованными доводы истца о том, что задание касалось сотрудников только мужского пола; в связи с чем 08 июля 2022 года в отдел организации обеспечения установленного порядка деятельности судов за подписью начальника отдела Центрального РОСП г. Челябинска "данные изъяты" было направлено письмо о закреплении оружия за всеми судебными приставами, деятельность которых связана с обеспечения установленного порядка деятельности судов (направлено в ответ на исх N 75311215493822 от 22 июня 2022 года); по какой причине сотрудник "данные изъяты" не могла быть направлена для сдачи зачета до ухода в отпуск в период с 01 июля 2022 года по 17 июля 2022 года; по какой причине в установленный срок не были устранены выявленные в ходе инспекторской проверки недостатки; имеется ли в действиях Касьянова Д.С. дисциплинарный проступок; соблюден ли ответчиком порядок привлечения Касьянова Д.С. к дисциплинарной ответственности.
Данные обстоятельства вследствие неправильного применения судебными инстанциями норм материального права не были определены в качестве юридически значимых и, соответственно, не были проверены, правовой оценки в нарушение положений статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Суды обеих инстанций, признавая приказ от 12 октября 2022 года незаконным, сослались на то, что наложенное на истца взыскание несоразмерно совершенному им проступку, при этом не учли, что прежде чем разрешать вопрос о соразмерности наложенного взыскания совершенному проступку первично необходимо установить, что сотрудником совершены виновные действия, образующие дисциплинарный проступок, понятие которого приведено в пункте 1 статьи 47 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", между тем судом первой инстанции это обстоятельство не установлено, а судом сделан вывод об отсутствии в действиях истца дисциплинарного проступка.
Кроме того, принимая во внимание положения части 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствие негативных последствий в результате совершения сотрудником дисциплинарного проступка не является безусловным основанием для освобождения его от дисциплинарной ответственности. Судами оставлено без внимания, что к истцу была применена самая мягкая мера дисциплинарного воздействия.
При изложенных обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.