Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Яковлева И.А. и Кузнеченкова Д.Н., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-139/2023 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Егоровой Ксении Александровны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15 ноября 2023 г., по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Осипенкова Александра Юрьевича об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека", Учреждение) и Министерства обороны Российской Федерации, связанного с порядком ведения именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения в апелляционном порядке, административное исковое заявление Осипенкова удовлетворено.
При этом суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" по непринятию мер по учету инвестиционного дохода на именном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца за период c 20 июня 2008 г. по 3 квартал 2018 г. и возложил обязанность на Министерство обороны Российской Федерации перечислить ФГКУ "Росвоенипотека" денежные средства в размере "данные изъяты" рублей, а указанное Учреждение - учесть эту сумму на ИНС Осипенкова.
В поданной 7 декабря 2023 г. кассационной жалобе представитель Егорова указывает на то, что восстановление инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено, при этом права административного истца действиями Министерства обороны Российской Федерации не нарушались и в компетенцию этого ведомства не входят обязанности по перечислению денежных средств на именные накопительные счета. В связи с этим просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно чч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 3 сентября 2018 г. Осипенков включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с датой возникновения основания для этого - 20 июня 2008 г.
При этом несвоевременное включение военнослужащего в указанный реестр произошло по независящим от него обстоятельствам.
В период с 20 июня 2008 г. по 3 квартал 2018 г. инвестиционный доход на ИНС Осипенкова не учитывался, состоялся такой учет только начиная с 3 квартала 2018 г, и по состоянию на 1 января 2019 г. его размер составил 21 465 рублей 14 копеек.
Считая, что его право на получение инвестиционного дохода за период с 20 июня 2008 г. по 3 квартал 2018 г. нарушено, Осипенков обратился с административным иском в суд о восстановлении указанного права.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из данных обстоятельств дела, проанализировав положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и п. 3-7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований административного иска Осипенкова.
Так, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются из учитываемых на ИНС участников НИС накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Согласно частям 4 - 6 той же статьи учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 создано в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, пп. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя ряд сведений, в том числе о доходах от инвестирования.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из приведенных выше правовых положений следует, что государство гарантирует военнослужащим, являющимся участниками НИС, реализацию права на жилище, в том числе посредством начисления на их именных накопительных счетах доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
На основании общедоступных данных, размещенных в сети "Интернет", в разделе "Раскрытие информации" официального сайта ФГКУ "Росвоенипотека" судами установлено, что несвоевременное включение Осипенкова в реестр участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничило его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС, ввиду чего суды пришли к обоснованным выводам о нарушении стороной административных ответчиков прав административного истца на возможность воспользоваться в дальнейшем накоплениями для жилищного обеспечения в полном объеме, включающем инвестиционный доход, и необходимости его восстановления.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Обзора практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г.
Вопреки доводам жалобы отсутствие регламентации начисления инвестиционного дохода на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу п. 2 ст. 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Выводы судебных инстанций относительно возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", которым на военное ведомство возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Безосновательно указание в кассационной жалобе на то, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации не допускалось нарушений жилищных прав Осипенкова, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 7 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 26 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21, суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
По настоящему административному делу подобных обстоятельств не установлено.
Таким образом, принятые судами первой и апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, иные безусловные основания для этого также отсутствуют.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15 ноября 2023 г. по административному исковому заявлению Осипенкова Александра Юрьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 февраля 2024 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи: И.А. Яковлев
Д.Н. Кузнеченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.