Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Виноградовой О.В. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Демухаметова Вячеслава Галинуровича, поданной через суд первой инстанции 18 декабря 2023 года, на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года по административному делу N 2а-301/2023 по административному исковому заявлению Демухаметова Вячеслава Галинуровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Демухаметова В.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Демухаметов В.Г. обратился в Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (далее также ФКУ ИК-18 по Ямало-Ненецкому автономному округу), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в несвоевременном переводе его из строгих условий отбывания наказания в обычные, признать его подлежащим переводу из строгих условий отбывания наказания в обычные с 15 ноября 2015 года; признать незаконными содержащиеся в личном деле осужденного Демухаметова В.Г. характеристики, выданные сотрудниками исправительного учреждения; взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 140 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец с 15 ноября 2005 года по 19 ноября 2020 года отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. При прибытии в исправительное учреждение у него имелись взыскания, наложенные в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия. Срок отбывания наказания в строгих условиях исчислялся с момента прибытия в колонию, в связи с чем его перевод в обычные условия отбывания наказания должен был быть произведен 15 ноября 2015 года, тогда как фактически перевод состоялся 8 августа 2019 года. Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года наложенные на него взыскания от 6 ноября 2014 года, 2 февраля 2015 года, 4 марта 2015 года, 5 июля 2016 года, 6 апреля 2017 года, 7 августа 2018 года были признаны незаконными. Факты привлечения Демухаметова В.Г. к дисциплинарной ответственности негативно отразились на содержании выданных администрацией колонии характеристик, которые подлежат учету при рассмотрении его заявления об условно-досрочном освобождении. Нарушения прав административного истца по своевременному переводу из строгих условий отбывания наказания в обычные, а также связанные с этим его нравственные и физические страдания, по мнению Демухаметова В.Г, дают право на присуждение ему компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Демухаметов В.Г. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе суда, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации он подлежал переводу из строгих условий отбывания наказаний в обычные по истечении десяти лет отбывания наказания в строгих условиях.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В силу частей 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - условия содержания), имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, которая присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с предписанием части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении указанного выше административного искового заявления, которое может содержать также требование об оспаривании действия (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Решение суда по указанной категории административных дел должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 поименованного кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части сведения об условиях содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях; обоснование размера компенсации и мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении (пункт 1 части 7 названной выше статьи).
При рассмотрении дела установлено, что Демухаметов В.Г, осужденный приговором Верховного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2005 года к пожизненному лишению свободы, в период с 15 ноября 2005 года по 19 ноября 2020 года отбывал наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
3 сентября 2005 года, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, он был привечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в карцер сроком на 5 суток.
По прибытии в исправительное учреждение содержался в строгих условиях отбывания наказания.
В период со 2 мая 2008 года по 7 августа 2018 года Демухаметов В.Г. 16 раз привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
8 августа 2019 года Демухаметов В.Г. обратился к начальнику исправительной колонии с заявлением о переводе его из строгих условий отбывания наказания в обычные, ссылаясь на отбытие установленного законом срока не менее десяти лет в строгих условиях и отсутствие действующих взысканий.
Постановлением начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 августа 2019 года Демухаметов В.Г. переведен из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания.
Полагая, что в результате незаконно наложенных дисциплинарных взысканий он был лишен права на своевременный перевод в обычные условия содержания по отбытии десяти лет от начала срока отбывания наказания в строгих условиях, при этом действия по восстановлению его нарушенного права администрацией исправительного учреждения не предпринимались, Демухаметов В.Г. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь частью 1 - 3 статьи 82, частью 6 статьи 124, частью 3 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу, что оспариваемые административным истцом незаконные действия (бездействие), нарушающие его права и законные интересы, в том числе на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении, административными ответчиками допущены не были, поскольку истечение установленного частью 3 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации десятилетнего срока отбывания наказания осужденного в строгих условиях не влечет возникновение у администрации исправительного учреждения обязанности осуществить незамедлительный перевод такого осужденного в обычные условия отбывания наказания. Также суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований Демухаметова В.Г. об исключении из материалов его личного дела заявленных характеристик, указав, что на дату их составления характеристики отражали действительные сведения о поведении осужденного, несмотря на то, что в последующем имеющиеся у него дисциплинарные взыскания были признаны судом незаконными, соответствующий судебный акт имеется в материалах личного дела Демухаметова В.Г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии со статьей 126 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также УИК РФ) отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Согласно части 3 статьи 127 УИК РФ в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 настоящего Кодекса. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.
В силу части 6 статьи 124 УИК РФ перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Пунктом 4 статьи 124 УИК РФ установлено, что по отбытии не менее 10 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия по основаниям, указанным в части второй статьи 124 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания.
Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи следует, что применение к осужденному, отбывающему наказания в виде пожизненного лишения свободы, мер дисциплинарной ответственности имеет правовое значения для разрешения вопроса для изменения условий отбывания наказания - переводе в обычные и облегченные условия.
Как следует из материалов дела, за период отбывания наказания с 15 ноября 2005 года по 19 ноября 2020 года в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу на Демухаметова В.Г. наложено 16 дисциплинарных взысканий: 2 мая 2008 года, 30 сентября 2005 года, 18 августа 2006 года, 1 апреля 2007 года, 8 февраля 2012 года, 18 октября 2013 года, 31 июля 2013 года, 6 ноября 2014 года, 2 февраля 2015 года, 4 марта 2015 года, 6 июля 2015 года, 5 июля 2016 года, 6 апреля 2017 года, 5 октября 2017 года, 24 апреля 2018 года, 7 августа 2018 года.
Вступившим в законную силу решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года постановления о привлечении Демухаметова В.Г. к дисциплинарной ответственности за нарушение условий содержания в исправительном учреждении от 6 ноября 2014 года, 2 февраля 2015 года, 4 марта 2015 года, 5 июля 2016 года, 6 апреля 2017 года, 7 августа 2018 года признаны незаконными.
8 августа 2019 года, после того, как истек срок действия последнего дисциплинарного взыскания от 7 августа 2018 года, осужденный Демухаметов В.Г. переведен из строгих условий в обычные условия отбывания наказания.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь изложенными выше нормами материального права, приняв во внимание, что в период отбывания наказания административный истец неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку перевод осужденного на более легкие условия отбывания наказания является правом, а не обязанностью администрации исправительного учреждения, факт признания незаконными решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 года части постановлений о применении к административному истцу дисциплинарных взысканий в период его содержания в исправительной колонии, не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков и их незаконном бездействии по переводу Демухаметова В.Г. из строгих условий отбывания наказания в обычные условия 8 августа 2019 года.
По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.
Каких-либо иных доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. По своей сути, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами рассматривавшими дело, и правом переоценки доказательств не наделен.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.