Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Смирновой С.А, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 24RS0034-01-2023-000391-31 по иску Докуновой Юлии Леонидовнык администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, обществу с ограниченной ответственностью "Жилпрогресс-1" о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг
по кассационной жалобе представителя Докуновой Юлии Леонидовны - Сыпко Марины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого судаот 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Докунова Ю.Л. обратилась в суд с уточненным иском к обществус ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Жилпрогресс-1", администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, в котором просит признать незаконным отказ ООО "Жилпрогресс-1"в заключении договора на подключение жилого дома, расположенногона земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", к поселковым сетям централизованного холодного водоснабжения по причине отсутствия у ООО "Жилпрогресс-1" тарифа на подключение к системам водоснабжения, оформленный письмом от 28.07.2021 N 104 и письмомот 08.06.2022 N 68; возложить на ООО "Жилпрогресс-1" обязанность направить в адрес Докуновой Ю.Л. подписанный проект договорао подключении жилого дома (кадастровый номер N), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", к поселковым сетям централизованного холодного водоснабжения с приложением, в том числе технических условий и расчета платы за подключение.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". С целью подключения спорного жилого дома к сетям холодного водоснабжения Докунова Ю.Л. обратилась с соответствующим заявлением к ООО "Жилпрогресс-1", которое 24.09.2020 выдало истцу технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения нового объекта. 09.06.2021 Докунова Ю.Л. обратилась к ООО "Жилпрогресс-1" с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции), однако на данное обращение получен ответ об отказев заключении договора на подключение жилого дома к системам водоснабжения по причине отсутствия у ООО "Жилпрогресс-1" тарифана подключение к системе водоснабжения, а также с учетом того, что "ООО "Жилпрогресс-1" обслуживает и эксплуатирует существующие сети холодного водоснабжения, а не строит новые, при этом на "адрес" действующих сетей холодного водоснабжения и в соответствиис генеральным планом п. Первоманска строительство сетей холодного водоснабжения не предусматривается.
24.05.2022 Докунова Ю.Л. на основании выданных ей технических условий на технологическое присоединение от 24.09.2020 вновь обратиласьк ООО "Жилпрогресс-1" с заявлением на заключение договорана подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции), однако в заключении договора истцу было отказано. Истец полагает, что отказ от заключения договора является незаконным, что свидетельствует о неисполнении ООО "Жилпрогресс-1" возложенных на него функций по удовлетворению потребностей населения в обеспечении бесперебойным и качественным холодным водоснабжением.
Определением суда от 04.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края.
Решением Манского районного суда Красноярского края от 02.08.2023 исковые требования Докуновой Ю.Л. удовлетворены частично.
Признаны незаконными письма ООО "Жилпрогресс-1" от 28.07.2021N 104 и от 08.06.2022 N 68 об отказе в заключении с Докуновой Ю.Л. договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск Манского района Красноярского края.
На ООО "Жилпрогресс-1" возложена обязанность направить в адрес Докуновой Ю.Л. в течение 45 календарных дней с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу подписанный проект договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, к сетям централизованного холодного водоснабжения "адрес", приложив к этому договору: 1) технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения; 2) параметры подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения; 3) размер платы за подключение (технологическое присоединение); 4) акт о подключении (технологическом присоединении) объекта; 5) акт о выполнении мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения).
В остальной части исковые требования Докуновой Ю.Л.к ООО "Жилпрогресс-1", а также ее исковые требования к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края оставлены без удовлетворения. С ООО "Жилпрогресс-1" в пользу муниципального образования "Манский район Красноярского края" взыскана неуплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25.10.2023 решение районного судав части удовлетворения требований Докуновой Ю.Л. о признании незаконным отказа от заключения договора на подключение жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения, выраженного в письмах ООО "Жилпрогресс-1" от 28.07.2021 N 104 и от 08.06.2022 N 68, возложении обязанности по заключению договора на подключение жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения, взыскании с ООО "Жилпрогресс-1" в пользу муниципального образования государственной пошлины в размере 300 руб. отменено.
Требования в указанной части рассмотрены по существу, в удовлетворении данных требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Представителем Докуновой Ю.Л. - Сыпко М.Н. подана кассационная жалоба, в которой просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права; вывод суда об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по строительству сети водоснабжения до земельного участка истца является необоснованным; ответчикомне представлено в материалы дела доказательств отсутствия технической возможности подключения жилого дома истца к централизованной системе холодного водоснабжения п. Первоманский, его отказ от подключения является незаконным; истцу не направлялось предложение о внесении платы за подключение, получение которой от нее являлось бы для ответчика основанием для обращения в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке; вывод суда апелляционной инстанции о том, что технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения объекта истца, выданные истцу ответчиком не исполнены, не может быть положенв основу вывода о законности бездействия ответчика, посколькув отсутствие договора на подключение, о понуждении к заключению которого истец была вынуждена обратиться в суд, выполнение истицей каких-либо мероприятий по выполнению технических условий не обуславливало возникновение для ответчика обязательств по подключению ее объекта к централизованным сетям.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность апелляционного определения.
Судом установлено, что 20.05.2019 между муниципальным образованием Первоманский сельсовет (концедент), ООО "Жилпрогресс-1" (концессионер) и субъектом Российской Федерации Красноярским краем в качестве самостоятельной стороны соглашения (субъектом РФ) заключено концессионное соглашение, по условиям которого ООО "Жилпрогресс-1" обязалось за свой счет провести реконструкцию имущества, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения право, собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Первоманскому сельсовету, и осуществлять с использованием объекта соглашения деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, организации холодного водоснабжения, водоотведения "адрес", а Первоманский сельсовет обязался предоставить ООО "Жилпрогресс-1" на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения является технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, относящееся к системе коммунальной инфраструктуры, а именно централизованная система теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, на территории муниципального образования "адрес", предназначенное для осуществления вышеуказанной деятельности, согласно приложениям N и N (пункт 2.1 соглашения).
Перечень мероприятий по реконструкции в отношении объекта соглашения устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), и содержится в приложении N 7 к настоящему соглашению (п. 4.9 соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 20 лет (п.9.1 соглашения) (л.д. 137-143).
Согласно приложению N 1 к концессионному соглашению от 20.05.2019 в перечень объектов недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения включены сети холодного водоснабжения п. Первоманск (кадастровый номер N) протяженностью 15 711 м. (л.д. 144).
Из материалов дела также следует, что Докунова Ю.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1050+/-57 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: "адрес" и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером N, площадью 136, 1 кв.м, состоящего из 2 этажей, год завершения строительства - 2013, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 93-100).
ООО "Жилпрогресс-1" 29.09.2020 выдало Докуновой Ю.Л. технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения объекта, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", согласно которым присоединение объекта (земельного участка по адресу "адрес") к поселковым сетям, выполненным полиэтиленовой трубой ПЭ 100 RSD 17 диаметром 50 мм, производить полиэтиленовой трубой ПЭ 100 RSD 17, диаметром не менее 25 мм, точка присоединения - через запорную арматуру в существующем распределительном водопроводном колодце, расположенном по "адрес" между зданиями жилых домов, имеющих адрес: "адрес" (земельный участок N) и "адрес" (земельный участок N), установка прибора учета потребляемой воды и дополнительного насосного оборудования - обязательна, все мероприятия, которые необходимо произвести для присоединения указанного земельного участка к поселковым сетям водоснабжения, в т.ч. организационно-технические, согласовательные и финансовые, производятся за счет заявителя. Технические условия действительны до 01.09.2023. (л.д. 10).
09.06.2021 Докунова Ю.Л. обратилась в ООО "Жилпрогресс-1" с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции) - спорного жилого дома.
Письмом от 28.07.2021 N 104 ООО "Жилпрогресс-1" отказало Докуновой Ю.Л. в заключении договора ввиду отсутствия тарифа на подключение к системе водоснабжения, также указав, что ООО "Жилпрогресс-1" обслуживает и эксплуатирует существующие сети холодного водоснабжения, а не строит новые. На "адрес" нет действующих сетей холодного водоснабжения и в соответствии с генеральным планом "адрес" строительство сетей холодного водоснабжения не предусматривается (л.д. 12).
24.05.2022 Докунова Ю.Л. вновь обратилась в ООО "Жилпрогресс-1" с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции) спорного жилого дома (л.д. 13).
Письмом от 08.06.2022 N 68 ООО "Жилпрогресс-1" уведомило Докунову Ю.Л. о том, что ответ на аналогичное заявление был дан 28 07.2021 N 104. (л.д. 14).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Жилпрогресс- 1" является лицом, эксплуатирующим централизованные сети холодного водоснабжения "адрес" и оказывающим услуги холодного водоснабжения на территории "адрес", ООО "Жилпрогресс-1" Докуновой Ю.Л. были выданы технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения, отсутствие тарифа на такое подключение не является основанием для отказа потребителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Докуновой Ю.Л, признав незаконными письма ООО "Жилпрогресс-1" от 28.07.2021 N 104 и от 08.06.2022 N 68 об отказе в заключении договора на подключение принадлежащего Докуновой Ю.Л. жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения "адрес" и возложив на ООО "Жилпрогресс-1" обязанность направить в адрес Докуновой Ю.Л. в течение 45 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу подписанный проект договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", к сетям централизованного холодного водоснабжения "адрес", приложив к этому договору соответствующие документы.
Апелляционный суд верно не согласился с выводами суда в части удовлетворения требования истицы о признании незаконным отказа от заключения соответствующего договора, возложении обязанности по заключению спорного договора с ООО "Жилпрогресс-1", отменив решение в этой части и приняв новое решение в отмененной части об отказе в удовлетворении данных требований.
При принятии судебного акта апелляционный суд счел доводы истицы необоснованными, при этом исходил из следующего.
Так, согласно положениям статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
При этом пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 18).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3 статьи 18).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (пункт 4 статьи 18).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (пункт 5).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (пункт 7).
В соответствии с частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130. "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации"
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Подключение к централизованным сетям водоснабжения возможно при наличии технической возможности подключения, определяемой в пункте 44 указанных Правил. При несоблюдении любого из условий, указанных в пункте 44 Правил, техническая возможность подключения отсутствует (пункт 45 Правил).
Согласно пункту 44 Правил техническая возможность подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения имеется при одновременном соблюдении следующих условий (за исключением подключения, осуществляемого в рамках уступки права на использование мощности (нагрузки): а) наличие свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема горячей или холодной воды и (или) отведение необходимого объема сточных вод для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки); в) сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, содержащих обязанности исполнителя по обеспечению водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров о подключении для заявителей, с которыми ранее заключены договоры о подключении, а также обеспечение выполнения выданных ранее иным лицам в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил технических условий, срок действия которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении не истек; г) наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима подачи воды и отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых или реконструируемых исполнителем в рамках исполнения договора о подключении.
Согласно пункту 49 Правил N 2130 при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте 4 пункта 44 настоящих Правил), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, обращается в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 50 Правил N 2130 при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 Правил), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения, указанного в абзаце четвертом пункта 48 настоящих Правил, обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления с предложением о включении и инвестиционную программу исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта.
Согласно пункту 51 Правил N 2130 в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение или решения органа регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке заключение договора о подключении откладывается, соответственно, до момента установления тарифов на подключение или установления платы за подключение в индивидуальном порядке.
Как установлено апелляционным судом, по ответу администрации Первоманского сельсовета ближайшая к принадлежащему истцу земельному участку по адресу: "адрес" точка подключения (колодец) к сетям водоснабжения расположена в 427 метрах на пересечении "адрес" и "адрес". Сеть водоснабжения проходит от данного колодца до "адрес". Кадастровый номер сети N. Собственником сетей является муниципальное образование "Первоманский сельсовет Манского района Красноярского края", а обслуживающей (эксплуатирующей) организацией на основании концессионного соглашения - ООО "Жилпрогрессс-1".
При этом из письменных пояснений администрации Первоманского сельсовета следует, что для решения проблем обеспечения питьевой водой и другой инфраструктурой района новой застройки (в западном направлении) "адрес", где сформировано 5 улиц и 87 земельных участков, включая "адрес", администрация Первоманского сельсовета в 2022 году разработала программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельсовета на 2022-2039 годы; в настоящее время решается вопрос проектирования, а затем строительства сетей холодного водоснабжения и другой инфраструктуры в этом районе, в том числе на "адрес"; индивидуальное частное строительство водопроводной сети должно соответствовать будущему проекту строительства всей системы холодного водоснабжения в районе новой застройки; с учетом изложенного в настоящее время затруднительно согласование земляных работ для индивидуального строительства водопровода протяженностью 400 метров до дома Докуновой Ю.Л. от последнего колодца.
По результатам оценки материалов дела в порядке статьи 67 ГПК РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, апелляционный суд, установив, что централизованная система холодного водоснабжения в "адрес" имеется, но линейный объект водоснабжения до земельного участка, принадлежащего истцу, отсутствует; ближайшая к земельному участку истца точка подключения к централизованным сетям водоснабжения расположена в 427 метрах, законных оснований для возложения на ООО "Жилпрогрессс-1" обязанности по строительству сети водоснабжения до земельного участка истца не имеется, доказательства исполнения технических условий на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения объекта истца, а также доказательств наличия технической возможности подключения принадлежащего истцу объекта недвижимости к централизованным системам холодного водоснабжения без строительства линейного объекта водоснабжения до земельного участка истца отсутствуют, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными писем общества и возложения на него в данном случае обязанности по заключению с истцом договора на подключение жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения "адрес". В связи с чем правомерно отказал в удовлетворении данных требований.
Надлежащие доказательства обратного истцом в материалы дела не представлены (статья 56 ГПК РФ).
При разрешении спора установление подобного рода обстоятельств является прерогативой апелляционного суда, который в силу присущих ему дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудияи вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Установленные фактические обстоятельства дела на основе должной оценки доказательств по делу позволили апелляционному суду принять законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для иных выводов по разрешению спора и мотивов отклонения доводов истца у кассационной инстанции не имеется.
Вопреки утверждениям кассатора, выводы апелляционного суда согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода, сделанного по результату разрешения спора, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права и установленным фактическим обстоятельствам дела.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы, касаемые существа спора, были предметом рассмотрения и должной правовой оценки апелляционного суда при принятии определения, обоснованно отклоненыс указанием соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не имеет. Каких-либо иных доводов кассационная жалоба не содержат, а приведенные в жалобе сужденияне опровергают правильности принятого по делу обжалуемого судебного акта и сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статей 379.6, 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, иная оценка обстоятельств и доказательств также не свидетельствует о неправомерности апелляционного определения и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции, не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.