Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, с участием прокурора Цветковой О.В, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4701/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Модулор" о признании недействующими отдельных положений постановления от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в указанной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды".
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, вступившего в силу с 1 января 2016 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2016 год). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечни на 2015-2021 годы под пунктами, соответственно, 439, 4740, 1296, 1383, 1822, 15145, 9805 включено нежилое здание общей площадью 2 741, 5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001069:1075, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Никитская, дом 24/1, строение 5 (далее - Здание).
Общество с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Модулор" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2015-2021 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон о налоге на имущество).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещения в Здании; для организации увеличено финансовое бремя по налогу на имущество организаций.
Дело рассматривалось судом неоднократно.
В судебном заседании при новом рассмотрении дела представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела при данной явке, в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что помещение с кадастровым номером 77:01:0001069:4868, площадью 753, 8 кв.м. принадлежит административному истцу на праве собственности с 18 июня 2010 года.
Указанное помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0001069:1075.
Никем не оспаривается, что административный истец ввиду включения Здания в оспариваемые Перечни, обязан уплатить в отношении принадлежащего ему имущества налог, в частности, за налоговые периоды 2015-2021 годов исходя из его кадастровой стоимости, что свидетельствует о праве заявителя на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2015-2021 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, для Перечней 2015 и 2016 годов, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (в том числе на налоговые периоды 2015-2016 годов с учетом площади здания, с 2017 года - без учета площади здания), и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом площади здания); совокупности перечисленных выше критериев не требуется.
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здание включено в оспариваемые Перечни исходя из вида фактического использования, а также по виду разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела подтверждается связь Здания с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001069:114 с видом разрешенного использования - "участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7), объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1.2.6)".
Данный земельный участок находится в долгосрочной аренде у административного истца на основании договора N М-01-025285 от 28 ноября 2003 года с множественностью лиц на стороне арендатора, передан ООО "Архитектурное бюро "Модулор" в пользование для эксплуатации части здания под административные цели; настоящий вид разрешенного использования установлен распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 16 апреля 2014 года N 4813 по обращению административного истца; за изменением вида разрешенного использования земельного участка административный истец в Департамент городского имущества г. Москвы более не обращался.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка нельзя полагать определенным для целей статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка сам по себе не позволяет сделать вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ. При таких данных, представляется, что в настоящем случае содержание вида разрешенного использования возможно установить с учетом данных о спорном Здании (его назначении и фактическом использовании).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Согласно акту N 9014236 от 29 сентября 2014 года Здание фактически используется под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ; в соответствии с выводами акта Здание на 60% используется для размещения офисов, на 40% - для размещения гостиницы.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
Оценивая данный акт, суд находит, что он не соответствует Порядку, не содержит в себе достаточно достоверных сведений о выявленных признаках размещения в Здании офисов, в том числе в объеме 60% общей площади Здания; приложенные к акту фотоматериалы этого не подтверждают; объявлений, рекламы или вывесок, наличие каких-либо организаций, за исключением гостиницы, то есть того, что по смыслу Порядка может свидетельствовать о расположении офисов в Здании, обследование которого проведено без доступа, в акте не зафиксировано.
Из акта и фототаблицы следует, что помещения здания лицами, составляющими акт, не исследовались, фотосъёмка внутри помещений в здании не производилась. Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих доступу в указанное здание, не представлено и представитель административного ответчика на них не ссылается.
На фототаблице к акту - только фасады Здания с информационными элементами о работе в Здании гостиницы.
При этом, следует иметь ввиду, что по данным БТИ помещения в Здании имеют складское, учрежденческое назначение, в связи с чем неясно по каким признакам различные по своему назначению помещения, расположенные в Здании, были отнесены в акте офисным и чем подтверждается их такое фактическое использование.
Таким образом, следует заключить о том, что выводы, содержащиеся в поименованном акте, сделаны произвольно, основаны лишь на внешнем визуальном осмотре фасада здания и не содержат каких-либо объективных признаков размещения офисов, на площади, превышающей 20 % общей площади здания.
Фототаблица, включенная в названный акт обследования, содержит исключительно фотографии, на которых отображен фасад здания без каких-либо рекламных вывесок, баннеров и других признаков размещения в здании офисов. Следовательно, описание внешнего вида здания также не дает возможности определить вид его фактического использования в целях, связанных с деятельностью, указанной в статье 378.2 НК РФ.
В разделе 6.2 акта отсутствует расчет размера фактической площади здания, используемой при осуществлении каждого вида деятельности, в связи с чем содержание акта не позволяет достоверно определить фактическое использование площади помещений здания в качестве офисов.
При таких данных, суд относится критически к акту критически, полагая, что он не отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, и не может быть положен в основу настоящего решения, так как не позволяет достоверно определить фактическое использование Здания в целях, связанных с деятельностью указанной в статье 378.2 НК РФ, в том числе непосредственно в спорные налоговые периоды.
Акт не может быть расценен судом как подтверждающий факт использования более 20% общей площади Здания в целях размещения офисов, поскольку, очевидно, не отвечает требованиям Порядка.
Довод Правительства Москвы о том, что административный истец в соответствии с Порядком не обратился в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением о несогласии с результатами мероприятий по определению фактического использования, судом отклоняется, поскольку предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ, не лишают налогоплательщика возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего ему имущества критериям, установленным в названной статье.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения Здания в оспариваемые Перечни.
Применительно к изложенному из представленных по делу доказательств судом установлено, что в Здании, площадью 2 741, 5 кв.м, помещение принадлежат, в частности, Ларионовой Э.С. (547, 5 кв.м), ООО "Архитектурное бюро "Модулор" (753, 8 кв.м.), ООО "Риомас-3" (545 кв.м.) и ООО "Никитские ворота 24-3" (563, 5 кв.м.).
В помещениях ООО "Риомас-3" (545 кв.м.) и ООО "Никитские ворота 24-3" (563, 5 кв.м.) во все спорные налоговые периоды располагается номерной фонд гостиниц "Отель Элемент", "Ключевой Элемент"; такая деятельность под цели статьи 378. 2 НК РФ не подпадает.
Ларионова Э.С, как индивидуальный предприниматель, сдает с 2017 года по настоящее время в аренду свое помещение АО "НБКИ".
ООО "Архитектурное бюро "Модулор" в спорные налоговые периоды использовало свое помещение частично самостоятельно (от 227, 23 кв.м. до 146, 3 кв.м.); остальную площадь по договорам аренды также передало в пользование АО "НБКИ" для деятельности по профилю арендатора (изначально в 2014 году 526, 67 кв.м, на последний из спорных налоговых периодов- 607, 5 кв.м; в настоящее время арендатору передано 657 кв.м.).
При проверке характера деятельности АО "НБКИ" установлено, что его работа как следует из материалов дела, связана с разработкой компьютерного и программного обеспечения, использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельностью по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (ОКВЭД - 63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов); наряду с этим установлено, что деятельность указанным арендатором осуществляется с учетом полученных в установленном порядке лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Ввиду указанного по своим целям и характеристикам офисной по смыслу пункта 1.4. Порядка, по мнению суда, она не является; в соответствии с Законом г. Москвы от 7 октября 2015 года N 55 "О промышленной политики г. Москвы" относится к деятельности в сфере промышленности.
В обоснование доводов касательно собственной деятельности в Здании административным истцом представлено штатное расписание, из которого видно, что в организации имеются производственный, инженерный отделы, отдел изысканий, а также такие должности как главный архитектор, ведущий архитектор, архитектор, техник-чертежник, инженер, инженер-проектировщик, инженер-топограф, инженер-геодезист, геолог-изыскатель и др, трудовая функция которых связана непосредственно с деятельностью в области архитектурного и инженерно-технического проектирования; ввиду указанного использование принадлежащего административному истцу помещения в спорном здании для размещения собственных работников и служб, также, по мнению суда, не свидетельствует о том, что такие помещения относятся к офисным, используются в целях осуществления деятельности, предусмотренной статей 378.2 НК РФ, в том смысле, который закреплен в постановлении Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Таким образом, из представленных административным истцом доказательств следует, что в спорном здании на площади более чем 80% осуществляется промышленная деятельность в области разработки компьютерного программного обеспечения, работы по архитектурному и инженерному проектированию, располагаются помещения номерного фонда гостиницы, которые к объектам налогообложения исходя из кадастровой стоимости не относятся.
В соответствии с представленной экспликацией к поэтажному плану в Здании нет помещений с наименованием офисы; "учрежденческое" назначение помещений тождественным офисам не является.
Аргументы представителя административного ответчика на наличие в сети "Интернет" информации о работе в Здании досугового клуба (кальянной), сами по себе не доказывают того, что под данный вид деятельности используется более чем 20 процентов общей площади Здания; кроме того, о том, что это не так, свидетельствует и следующее.
За вычетом из общей площади Здания (2 741, 5 кв.м.) суммированных площадей, принадлежащих установленным выше собственникам, о характере деятельности и фактическим использовании которыми в ходе судебного разбирательства представлено достаточной объективных данных (2 409, 8 кв.м.), то оставшаяся разница (331, 70 кв.м.), очевидна, меньше требуемых по закону 20% общей площади Здания (548, 3 кв.м.).
Кроме того, суд учитывает, что по сведениям ЕГРЮЛ ни ООО "Клуб И", ни ООО "МФД-Инфорцентр", упомянутые в возражениях административного ответчика по адресу Здания не зарегистрированы.
Ссылки административного ответчика на акт обследования N 91222257/ОФИ от 2 февраля 2022 года суд при рассмотрении настоящего дела не учитывает, полагая он, в целом, подлежит оценке при определении вида фактического использования Здания на последующие налоговые периоды, которые спорными в настоящем деле не являются.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что обследование вновь проведено без доступа; на фототаблице к акту - только фасады Здания с информационными вывесками гостиниц и АО "НБКИ", а согласно описанию и расчетам все Здание признано используемым под офис, в том числе касательно деятельности административного истца, что объективно правильным быть признано не может, учитывая работу отелей, а также установленные данные о специфике деятельности АО "НБКИ" в области создания, формирования и ведения баз данных, формированию, обработке и хранению кредитных историй, предоставлению кредитных отчетов, и ООО "Архитектурное бюро "Модулор" в области архитектурного и инженерно-технического проектирования.
Аргументы административного ответчика потенциальной доходности Здания, сдаче помещений в нем в аренду, отсутствии налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду, суд также отклоняет, поскольку исключительно указанное о том, что Здание отвечает предусмотренным в статье 378.2 НК РФ признакам, также не свидетельствует.
В Перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые фактически используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). К ним могут относиться и такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в процессе их самостоятельной эксплуатации; однако налогообложение таких объектов осуществляется законодателем в повышенном размере, если арендованные помещения отвечают определенным НК РФ критериям; в ходе судебного разбирательства того, что в 2015-2021 годах более 20% общей площади Здания использовалось указанным в статье 378.2 НК РФ образом, не установлено и своего объективного подтверждения не нашло.
Таким образом, представляется, что вопреки требованиям статьи 213 КАС РФ Правительством Москвы относимых допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания условиям, определенным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и необходимым для включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, не представлено; не содержится их и в материалах административного дела.
Из изложенного суд заключает о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Модулор" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2015 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 439.
Признать недействующим с 1 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 4740.
Признать недействующим с 1 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1296.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1383.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1822.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 15145.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 9805.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Модулор" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.