Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 19 декабря 2023 года кассационную жалобу МВД по Удмуртской Республике на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1738/2023 по административному исковому заявлению Шириняна Симика Мартиросовича к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации и аннулировании паспортов гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку посредством видеоконференц-связи представителя МВД по Удмуртской Республике по доверенности Мокеевой Ю.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы Ширинян С.М. и его представителя по доверенности Ахметгалеевой А.Ф, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заключением инспектора по особым поручениям отдела по вопросам гражданства УВМ МВД по Удмуртской Республике от 4 октября 2018 года N 26225, утвержденным министром внутренних дел по Удмуртской Республике, установлено отсутствие у Шириняна С.М. гражданства Российской Федерации и незаконность выдачи паспортов гражданина Российской Федерации (27 ноября 2001 года и 27 июня 2006 года), паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 8 декабря 2020 года, признан подлежащим изъятию.
8 декабря 2020 года у Шириняна С.М. изъят паспорт 9406 703704, выданный ОВМ МО МВД России Сарапульский 27 июня 2006 года, о чем составлен акт.
14 апреля 2021 года установлена личность Шириняна С.М, рекомендовано обратиться в компетентные органы Грузии на территории Российской Федерации для проверки принадлежности к гражданству Грузии, а также решения вопроса о получении документа, удостоверяющего личность.
Дополнительным заключением от 27 декабря 2021 года Ширинян С.М. признан лицом без гражданства, рекомендовано обратиться в отдел по вопросам гражданства УВМ МВД по Удмуртской Республике с заявлением о признании гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 41.2, частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации").
Считая заключение от 4 октября 2018 года незаконным, Ширинян С.М. обратился в суд с административным иском, указав, что по состоянию на 6 февраля 1992 года он проживал на территории России, работал в кооперативе, от гражданства Российской Федерации не отказывался.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным заключение МВД по Удмуртской Республике от 4 октября 2018 года об отсутствии гражданства Российской Федерации и аннулировании паспортов гражданина Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2024 года, МВД по Удмуртской Республике просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Указывает, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке особого производства, судами не дана надлежащая оценка представленным административным ответчиком доказательствам, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным иском.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 января 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации регламентировано, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации N 1948-1, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент приобретения Шириняном С.М. гражданства Российской Федерации), гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 того же закона, гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 51 Положения при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (пункт 52).
С 1 ноября 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяются Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", согласно части 7 статьи 4 которого наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (1 июля 2002 года); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (статьи 3 и 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (статья 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, введен в действие Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (статья 42).
Таким образом, процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П и другие).
Также в постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Из содержания оспариваемого заключения и материалов дела следует, что определить принадлежность к гражданству Российской Федерации Ширинян С.М. не представилось возможным ввиду отсутствия сведений о регистрации по состоянию на 6 февраля 1992 года на территории Российской Федерации.
По учетам отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по Удмуртской Республике с 13 июня 2006 по настоящее время Ширинян С.М. значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" По учетам АИС "Гражданство" МВД России, ДКС МИД России приобретшим гражданство Российской Федерации не значится. В органы внутренних дел Удмуртской Республики и в УФМС России по Удмуртской Республике с ходатайством по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался. По учетам Автоматизированной системы Центрального банка данных учета иностранных граждан МВД России не значится. По учетам ФКУ Главного информационно| аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации Информационного центра Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике привлеченным к административной и уголовной ответственности не значится.
Ширинян С.М. неоднократно документирован паспортами гражданина Российской Федерации:
- "данные изъяты" от 27 ноября 2001 года "данные изъяты" в связи с общим обменом паспорта гражданина СССР образца 1974 года "данные изъяты", выданного 14 апреля 1994 года "данные изъяты";
- "данные изъяты" от 27 июня 2006 года "данные изъяты"
"данные изъяты" в связи с достижением 45-летнего возраста.
Также по учетам ФАС "Российский паспорт" Ширинян С. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личное гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации "данные изъяты", выданным 18 октября 2010 года "данные изъяты", сроком действия до 18 октября 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, допросив свидетелей, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, установив, что Ширинян С.М, родившийся в одной из бывших республик СССР, получал паспорт гражданина СССР "данные изъяты" от 14 апреля 1994 года, который был выдан на основании паспорта гражданина СССР "данные изъяты", оформленного 25 ноября 1977 года "данные изъяты", впервые был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, "данные изъяты" от 27 ноября 2001 года "данные изъяты" в связи с общим обменом паспорта гражданина СССР образца 1974 года "данные изъяты", выданного 14 апреля 1994 года "данные изъяты", в период действия Закона Российской Федерации N 1948-1, отсутствие бесспорных доказательств незаконности выдачи паспорта в 1994 году, пришёл к выводу о допущенном нарушении административным ответчиком требований законодательства.
При этом судебные инстанции исходили из того, что уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации неоднократно в течение длительного времени подтверждали принадлежность Шириняна С.М. к гражданству Российской Федерации посредством выдачи не только паспорта гражданина Российской Федерации, но и паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации "данные изъяты", выданного 18 октября 2010 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд были предметом оценки судебными инстанциями, правомерно отклонены со ссылкой на обстоятельства получения оспариваемого заключения 27 мая 2022 года в судебном заседании Октябрьского районного суда г. Ижевска, обращения в суд 14 июня 2022 года.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 названного кодекса суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
При установленных по делу обстоятельствах судебные инстанции правомерно посчитали, что вывод о пропуске срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемого решения, что следует из статьи 226 КАС РФ.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о регистрации по месту жительства Шириняна С.М. на территории Удмуртской Республики с 12 мая 1994 года, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установлению новых доказательств. Вместе с тем суд кассационной инстанции такими полномочиями, исходя из положений части 1 статьи 328 и части 3 статьи 329 КАС РФ, не наделен.
Установление судом факта проживания Шириняна С.М. на территории Удмуртской Республики и работы в кооперативе "Колосок" по состоянию на 6 февраля 1992 года не свидетельствует о нарушении норм процессуального права и необходимости рассмотрении требований в порядке особого производства, поскольку административный истец предоставил относимые и допустимые доказательства в подтверждение своей правовой позиции, что согласуется с требованиями статей 59, 60, 61 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судебных инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела, также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в нем выводы.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.