Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заместителя начальника Московской таможни Морозова А.Е. на вступившее в законную силу решение судьи Московского областного суда от 20 апреля 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИЛС Таможенный представитель" (далее - ООО "ИЛС Таможенный представитель", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ногинского городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года ООО "ИЛС Таможенный представитель" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 299 705 рублей 73 копеек, без последующей конфискации товаров, явившихся предметами правонарушения.
Решением судьи Московского областного суда от 20 апреля 2023 года постановление судьи Ногинского городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ИЛС Таможенный представитель" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Московской таможни Морозов А.Е. просит отменить решение судьи областного суда от 20 апреля 2023 года, приводя доводы о незаконности судебного акта, постановление судьи городского суда оставить без изменения.
ООО "ИЛС Таможенный представитель", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения ООО "ИЛС Таможенный представитель" к административной ответственности послужило то, что 28 февраля 2022 года на Центральный ТП Центра электронного декларирования Центральной электронной таможни ФТС РФ, с применением электронной формы декларирования, ООО "ИЛС Таможенный представитель", действующее от имени и по поручению ООО "Модерн" на основании договора об оказании представительских и складских услуг в области таможенного дела от 31 мая 2021 года N ТБ 5/31052021, была подана предварительная Декларация на товары N 10131010/280222/3125708 (далее ДТ) по следующим позициям: товар N 1: текстурированные нити полиэфирные, не расфасованные для розничной продажи: пряжа толщиной 140-150 ДЕН (155-166 ДТЕКС) синтетическая текстурированная окрашенная полиэфирная, вес нетто 8340 кг; товар N 2: нити прочие одиночные, некрученые или с круткой не более 50 кр/м, не расфасованные для розничной продажи, прочие, нейлоновые или из других полиамидов; пряжа из синтетических одиночных некрученых нитей (100% нейлон) линейной плотности 100 ДЕН, вес нетто 5180 кг; товар N 3: нити резиновые и шнур, покрытые текстильными материалами: нить резиновая, покрытая (оплетена) несколькими одиночными окрашенными нитями (100% полиэфир), вес нетто 900 кг, заявленная таможенная процедура ИМ-40, то есть выпуск товаров для внутреннего потребления. По результатам досмотра сотрудниками ФТС было установлено, что общий вес нетто товарной партии, ввезенной в Россию, составляет 15 449 кг (по товару N 1- превышение на 753 кг, по товару N 2- превышение на 261 кг, по товару N 3- превышение на 65кг).
Вес нетто представителями ФТС был определен с учетом пластиковых бобин, на которых ООО "ИЛС Таможенный представитель" доставило в страну искомые нити и пряжу, в то время как ООО "ИЛС Таможенный представитель" задекларировало всю ввезенную товарную партию без учета таких бобин, указав ее чистый вес нетто в объеме 14 420 кг согласно сопроводительным документам.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения ООО "ИЛС Таможенный представитель" к административной ответственности судьей Ногинского городского суда Московской области.
При рассмотрении жалобы защитника ООО "ИЛС Таможенный представитель" на решение судьи городского суда судья Московского областного суда пришел к следующему выводу.
Сделанный судьей городского суда вывод ошибочен, поскольку детальное выяснение того, относились ли пластиковые бобины к первичной (потребительской) упаковке и следовало ли учитывать их вес при оформлении подаваемой декларации со стороны ООО "ИЛС Таможенный представитель", привлеченного к ответственности по делу, являлось юридически значимым фактом.
Представителем ООО "ИЛС Таможенный представитель" в ходе производства по делу последовательно указывалось, что пластиковые бобины использовались ООО "ИЛС Таможенный представитель" лишь для надлежащей сохранности и транспортировки ввозимых нитей и пряжи и не были предназначены для розничной торговли. Как видно из поданной ООО "ИЛС Таможенный представитель" ДТ N 10131010/280222/3125708, в ней официально отражено, что ввозимые нити не расфасованы для розничной продажи. То есть, из заполненной ООО "ИЛС Таможенный представитель" декларации прямо следует, что ввозимый обществом товар поставляется не для розницы и потребителей, а именно для промышленного производства. Согласно ГОСТ 17527-2020 "Упаковка. Термины и определения" (пункт 82 раздела 3) усматривается, что бобина (она же катушка) к первичной (потребительской) упаковке не отнесена, а расценивается Межгосударственным советом по стандартизации, утвердившим этот ГОСТ, лишь как элемент упаковки, имеющий цилиндрическую форму, для наматывания нитей, гибких материалов или изделий. Более того, как следует из протокола изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от 14 марта 2022 года органами ФТС согласно описи произведено изъятие в отношении товара N 1 - 432 пластиковых бобины с весом нити 753 кг, в рамках товара N 2 - 174 бобины с весом нити 261 кг и, в рамках изъятия товара N 3 - 34 бобины с весом нити 64 кг, то есть, суммарный вес пластиковых бобин и составляет разницу в массе "нетто", определенной ФТС, как задекларированную ООО "ИЛС Таможенный представитель" с нарушением таможенных правил.
Принимая же во внимание тот факт, что каждая из таких бобин вмещает от 1, 5 до 2 кг веса намотанной нити (пряжи), не является неотъемлемой частью названного товара и не содержит никаких сведений о ввезенном товаре, очевидно, что такая значительная по весу бобина не может предназначаться для розничной продажи, поскольку вес намотанной на нее нити (пряжи) для потребителя является чрезмерным, а для массовой реализации в торговле ввезенная пряжа может быть отделена от бобин без всякого нарушения потребительских свойств; при необходимости перемотана на более мелкие объемы и в дальнейшем, действительно продаваться в рознице без потери товарного вида и экономической привлекательности.
Ни органами ФТС, ни судьей городского суда не дано никаких обоснований того, какие потребительские свойства пластиковой бобины не позволяли отделить ее от намотанной нити и пряжи в ходе розничной продажи товара, ввезенного в страну ООО "ИЛС Таможенный представитель", а сами бобины не отвечают признакам первичной упаковки, в связи с чем, учитывая требования действующего ГОСТ 17527-2020, названные элементы упаковки, предназначенные лишь для наматывания нитей, изделий или гибких материалов, не подлежали учету при определении веса нетто товара, а действия ООО "ИЛС Таможенный представитель" в ходе подачи предварительной Декларации на товары N 10131010/280222/3125708 являлись правомерными.
По указанным обстоятельствам судья Московского областного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "ИЛС Таможенный представитель" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с указанным выводом судьи областного суда согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом или в соответствии с названным кодексом (пункт 1). Товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с названным кодексом (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 3, 6 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного кодекса. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации.
Таможенной декларацией признается таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подпункт 32 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Пунктом 3 статьи 105 названного кодекса установлено, что при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением случаев, указанных в данной норме, используется декларация на товары.
В декларации на товары подлежат указанию сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в том числе о заявляемой таможенной процедуре (подпункт 1); о наименовании, описании, коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, описании упаковок, цене, количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения (подпункт 4).
Пунктом 1 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что декларанту предоставлено право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции (подпункт 1), привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах (подпункт 6).
При этом в силу пункта 2 указанной статьи декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров (подпункт 1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2); предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных названным кодексом, либо по требованию таможенного органа (подпункт 3).
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Разделом II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, установлен порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию.
В соответствии с пунктом 15 данной Инструкции в графе 38 "Вес нетто (кг)" указывается в килограммах масса "нетто" декларируемого товара: для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров. Через знак разделителя "/" указывается масса "нетто" декларируемого товара без учета всех видов упаковки при наличии таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих, иных документах либо на упаковке товара.
Согласно материалам дела товар представляет собой нити, намотанные на бобину (пластиковую втулку); нити используются в производстве вместе с бобиной и не могли транспортироваться без упаковки; бобины способствуют сохранению товара при его продаже, не могут быть отделены от нитей до их потребления без нарушения потребительских свойств товара.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные выше положения правовых норм и обстоятельства судьей областного суда оставлены без должного внимания.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемое решение законным.
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Решение судьи Московского областного суда от 20 апреля 2023 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей областного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, возвращение дела на новое рассмотрение и возобновление производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу заместителя начальника Московской таможни Морозова А.Е. удовлетворить частично.
Решение судьи Московского областного суда от 20 апреля 2023 года, вынесенное в отношении ООО "ИЛС Таможенный представитель" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Товар, указанный в протоколе изъятия вещей и документов от 1 апреля 2023 года и находящийся на ответственном хранении у ООО "ОБЛТРАНСТЕРМИНАЛ" (Московская область, Богородский городской округ, 26-й км Носовихинского шоссе, земельный участок 5), возвратить законному владельцу.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.