Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.
судей Кустова А.В. и
Селиверстовой И.В, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-628/2023 по административному исковому заявлению СНТ "Бортнево" о признании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования недействующими в части
по апелляционной жалобе СНТ "Бортнево" на решение Московского областного суда от 8 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Ефимовой Е.И, Корневой Т.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Совета депутатов городского округа Домодедово и администрации городского округа Домодедово Московской области Солдатовой Д.А, представителя Комитета архитектуры и градостроительства Московской области Семионичева А.С, представителя Комитета лесного хозяйства Московской области Теслюка В.М, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2006 года Советом депутатов Домодедовского района Московской области было принято решение N 350/68 "Об утверждении генерального плана городского округа Домодедово Московской области".
В указанный нормативный правовой акт в период его действия решениями названного представительного органа местного самоуправления от 14 июля 2009 года N 1-4/206, от 22 октября 2012 года N 1-4/486, от 12 ноября 2014 года N 1-4/618, от 3 июня 2019 года N 1-4/962 вносились изменения.
СНТ "Бортнево" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать Генеральный план недействующим, как принятым в нарушение положений закона, имеющего большую юридическую силу, в части отнесения планировочной градостроительной единицы территории СНТ "Бортнево" и земель общего пользования СНТ "Бортнево" с кадастровым номером 50:28:0120103:120 к функциональной зоне Р3 (зоне лесов).
В обоснование заявленных требований указано, что первоначально земельный участок был выделен СНТ "Бортнево" в 1989 году, его границы описаны, затем земельный участок переоформлен в коллективную собственность членов СНТ "Бортнево" в 1992 году; поставлен на актуальный государственный кадастровый учет в 2006 году, относится к землям общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества. Территория земель общего пользования описана, как планировочная единица градостроительной документации в 2011 году, где внешние границы земель СНТ определены по границе Домодедовского и Чеховского муниципальных образований, то есть земли общего пользования СНТ "Бортнево" сформированы до 8 августа 2008 года и до 1 января 2016 года.
На конец 70-х годов ХХ века леса в нынешнем месте расположения СНТ "Бортнево" очевидно не было.
Вместе с тем, при утверждении градостроительной документации эта планировочная единица не была включена полностью в территориальную зону СХ-2, как большая часть земель СНТ "Бортнево".
Административный истец указывает, что лес как природный объект, который имеет свойство расти и разрастаться, а также природный ресурс, который за счет своей способности воспроизводить лесную растительность выполняет экономическую роль. К примеру, по данным Рослесинфорга период естественного восстановления леса (сукцессия) после пожара в умеренном климате составляет от 25 лет. Таким образом объясняется естественными причинами, что спустя 34 года с момента выделения земель СНТ "Бортнево" в 1989 году, лесная растительность до 2023 года заняла новые территории, что не доказывает, что на месте выделяемых земель в 1989 году был гослесфонд.
Межевой план земельного участка земель общего пользования СНТ "Бортнево" подтверждает, что границы земель общего пользования всегда проходили по границам Чеховского и Домодедовского районов, а гослесфонд со дня выделения земель в 1989 году под коллективное садоводство КГБ СССР никогда не входил ни в границы земель общего пользования СНТ, ни в границы Домодедовского района Московской области со стороны землепользования СНТ.
Вместе с тем, в градостроительной документации по Домодедовскому городскому округу (в генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки территория) земли СНТ "Бортнево" частично отнесены к зоне леса.
Административный истец полагает, что в данном случае установление функциональной зоны Р3 и отнесение к ней земель общего пользования СНТ "Бортнево" в виде земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120103:0120, а также установление территориальной зоны леса на указанном земельном участке, выделенном для садоводства, и находящемся в частной собственности, противоречит духу градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, а именно статьям 3, 9, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с установлением на землях общего пользования СНТ "Бортнево" такой функциональной зоны начались сложности с Комитетом лесного хозяйства Московской области, поскольку Мособллес привлекает членов СНТ, собственников земель общего пользования к административной ответственности за занятие лесов, в то время как землями лесного фонда исторически эти земли не являлись, так как были выделены в собственность членов СНТ в начале 90-х годов ХХ столетия. Так, к административной ответственности за занятие лесов были привлечены практически все члены СНТ, земли которых граничат с землями гослесфонда.
Административный истец полагает, что законных и обоснованных оснований для установления функциональной зоны Р3 в отношении земель общего пользования СНТ "Бортнево" не имелось, поскольку в его границах отсутствуют какие-либо элементы рекреационных зон и общественные зеленые насаждения, ранее на этой территории также располагались объекты капитального строительства, земельный участок находится в частной собственности с 1992 года; при изменении территориальной и функциональной зоны территории нарушены принципы градостроительного законодательства, а также не учтено фактически сложившееся землепользование, подтвержденное сформированной градостроительной планировочной единицей - территорией СНТ "Бортнево".
Следовательно, при изменении функционального назначения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120103:120, а также градостроительная планировочная единица "Территория СНТ "Бортнево" допущено нарушение принципов градостроительного законодательства, и установленных региональным законодателем критериев отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования.
Решением Московского областного суда от 8 августа 2023 года в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 23 августа 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением, 30 августа 2023 года представитель административного истца Глущенко Ю.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не услышал доводов административного истца, сведя требования к законодательству о "лесной амнистии" и к установлению границ землель общего пользования СНТ, что в корне неверно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что описание, содержащееся в пунктах 69 и 70 схемы городского округа Домодедово, из Закона Московской области от 21 декабря 2006 года N 234/2006-ОЗ "О городском округе Домодедово и его границе" доказывает, что граница городского округа Домодедово проходит по южной границе СНТ "Бортнево" и по юго-западным границам земель СНТ "Бортнево", из чего следует, что гослесфонд Чеховского участкового лесничества не может и не мог входить в территорию СНТ "Бортнево".
Податель жалобы обращает внимание на то, что территория СНТ "Бортнево", как элемент планировочной структуры, входила в генплан Домодедовского района Московской области, что подтверждается утвержденным Главным архитектором Домодедовского района Московской области проектом планировки и застройки территории СНТ "Бортнево" в 2-х томах, генеральным планом проекта территории СНТ "Бортнево".
Проект был разработан в соответствии с действующими нормами и правилами по состоянию на 29 июля 1990 года и утвержден отделом главного архитектора Домодедовского района Московской области. Впоследствии проект планировки и застройки территории коллективного садоводческого товарищества "Бортнево" был утвержден решением Исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области N 577/11 от 29 июня 1990 года, решением Исполкома Московского областного совета народных депутатов N 145с от 9 февраля 1989 года.
Однако в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела названных документов, документов, свидетельствующих о привлечении членов СНТ к административной ответственности, а также об истребовании из администрации Домодедовского городского округа Московской области генерального плана Домодедовского района (городского округа) Московской области и карту функциональных зон генплана по состоянию на 1 января 2012 года судом было немотивированно отказано в день принятия решения.
По убеждению подателя жалобы, в карте функциональных зон генплана Домодедовского района Московской области на 1 января 2012 года планировочная единица - территория СНТ "Бортнево" отображена в зоне СХ-2 безо всяких наложений земель гослесфонда.
Вопреки выводам суда, с учетом настоящего градостроительного зонирования постановка на государственный кадастровый учет земель общего пользования СНТ "Бортнево" затруднительна.
Представителем административного истца было одновременно заявлено ходатайство об истребовании из администрации Домодедовского городского округа Московской области карты функциональных зон генерального плана Домодедовского района Московской области по состоянию на 1 января 2012 года.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела, во исполнение решения исполкома Мособлсовета от 1 февраля 1988 года "Об отводе КГБ СССР земельных участков для создания садоводческих товариществ на территории области" решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 9 февраля 1989 года N 145с "Об отводе КГБ СССР земельных участков для создания садоводческих товариществ в Домодедовском районе" был утвержден земельный фонд под коллективное садоводство из земель колхоза "Повадинский" площадью 10, 8 га в том числе под коллективное садоводство - 10, 0 га (сенокосов - 2, 1 га, пастбища - 6, 4 га, леса - 1, 0 га, под подстройками - 0, 5 га), под подъездную автодорогу - 0, 8 га (под дорогами) с правом вырубки деревьев и передан Комитету государственной безопасности СССР.
Во исполнение решения от 9 февраля 1989 года N 145с был произведен землеотвод, Центргипрозем составил план на участки земли, отведенные КГБ СССР по коллективное садоводство из земель совхоза "Повадинский" в Домодедовском районе Московской области. План границ содержал описание границ смежных землепользователей.
12 октября 1989 года Комитету Государственной безопасности СССР в Домодедовском районе Московской области был выдан Государственный Акт на право пользования землей АС-244 для коллективного садоводства на основании решения исполкома Мособлсовета от 9 февраля 1989 года N 145с, согласно которому по южной и восточной части смежными по отношению к нему являются земли Чеховского лесхоза, по северной - земли совхоза "Повадинский".
19 января 1990 года решением Исполкома Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области зарегистрирован Устав садоводческого товарищества "Бортнево".
6 июня 1990 года Главным архитектурно-планировочным управлением Мособлисполкома выполнено архитектурно-планировочное задание, согласно содержания которого земельный участок с/т "Бортнево" граничит с севера с землями совхоза "Повадинский", с юга и востока - землями "Чеховского лесхоза". Также в нем указано, что площадь каждого участка 0, 06 га; ширина всех проездов равна 7 м; линия застройки отступает от красной линии на 3-5 м; по красным линиям улиц и проездов предусматривается установка деревянного штакетного ограждения высотой 1, 2 м; на территории сада предусмотрены места общего пользования; общая протяженность дорог по территории участка 2470 м, площадь дорог и стоянок для автомашин 9173 кв. м.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции утвержденным Главным архитектором Домодедовского района Московской области проектом планировки и застройки территории СНТ "Бортнево" в 2-х томах, утвержденным решением Исполнительного Комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области от 29 июня 1990 года N 577/11, генеральным планом проекта территории СНТ "Бортнево".
4 июля 1990 года заключением Центргеология дано согласование N 1029/9-д под организацию коллективного садоводства "Бортнево", в котором предполагается организовать 120 садовых участков.
Постановлением Главы Администрации Домодедовского района N 3665/25 от 27 ноября 1992 года "О перерегистрации, закреплении земельного участка и выдаче свидетельства садоводческому товариществу "Бортнево" (в/ч 97740) земли общего пользования площадью 3, 9 га переданы в коллективную собственность членов садоводческого товарищества "Бортнево" и выдано свидетельство на право коллективной собственности.
Земельному участку был присвоен учетный номер МО-28-12-2301. Впоследствии земельный участок общей площадью 39000 кв. м по адресу: Московская область, Домодедовский район, с/о Угрюмовский, вблизи д. Бортнево, СНТ "Бортнево" прошел кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый номер 50:28:0120103:120. Участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования "для садоводства". В настоящее время земельный участок принадлежит на праве собственности СНТ "Бортнево" и его членам.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 14 ноября 2011 года N 4518 земельному участку было присвоено наименование территория СНТ "Бортнево".
С учетом изложенного, административный истец обладает правом на обращение с настоящим административным иском в суд.
Поскольку члены СНТ "Бортнево" являются собственниками земельного участка, частично как указывает товарищество относящегося по генеральному плану к функциональной зоне - зоне леса, земли общего пользования площадью 3, 9 га переданы в коллективную собственность членов садоводческого товарищества "Бортнево", члены СНТ были привлечены к административной ответственности за использование земельных участков земель лесного фонда, постольку суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для прекращения производства по делу по ходатайству представителя Администрации городского округа Домодедово, заявлявшего о том, что права административного истца не нарушены.
Согласно пунктам "б", "в" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьи 12 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Проанализировав положения частей 1 и 4 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 3, части 1 статьи 4, статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава городского округа Домодедово Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 29 апреля 2005 года N 240/43, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры опубликования.
Названные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Суд первой инстанции, проверяя процедуру принятия данного акта, пришел к выводу о ее соблюдении.
Судебная коллегия находит данный вывод правомерным исходя из следующего.
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 3); территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (частя 1 статьи 9); документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов (пункт 3 часть 1 статьи 18).
Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана городского округа регулируются положениями статей 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1); осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2) и рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных, образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утверждены приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460, в соответствии с пунктом 2.9 которого названный государственный орган осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП.
Исходя из положений пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Проанализировав статью 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положение о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Московской области и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления городского округ, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1169/51, пункт 1 части 4 статьи 2 закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Государственную программу Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 661/37, Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 689/35, пункт 1 постановления Правительства Московской области от 18 марта 2013 года N 180/9 "О Градостроительном совете Московской области", а также представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что этапы процедуры подготовки проекта генерального плана округа и внесение в него изменений соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проекту.
Нормативный правовой акт в оспариваемых редакциях административным истцом по порядку принятия, согласования и вступления в действие не оспаривается.
Кроме того, законность принятия решения Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области N 350/68 от 11 декабря 2006 года "Об утверждении Генерального плана городского округа Домодедово" (в редакции решения Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 3 июня 2019 года N 1-4/962 "Об утверждении изменений в Генеральный план городского округа Домодедово Московской области") была ранее проверена вступившими в законную силу решениями Московского областного суда от 20 октября 2021 года N 3а-63/2021, от 17 сентября 2020 года N 3а-1342/2020, которые в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обладают преюдициальной силой и являются обязательными при рассмотрении настоящего административного дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии с которым для целей применения в нем, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54); садовый земельный участок представляет собой земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (часть 1 статьи 3).
Согласно положений Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 217-ФЗ (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3); раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (пункт 4 статьи 11.4).
При этом Федеральным законом N 217-ФЗ предусмотрено, что образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются (часть 1 статьи 24); в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения (часть 1 статьи 4.13); местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории. Разработка проекта планировки территории садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества (часть 3 статьи 4.1 3 Федерального закона N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства").
Аналогичная норма содержалась в Федеральном законе от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", утратившего силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона N 217-ФЗ, который предусматривал, что организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (статья 32).
Проанализировав приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что образование земельных участков, предоставленных либо находящихся в пользовании (собственности) садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, для целей ведения садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования возможно только на основании проекта межевания территории.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на момент выделения в феврале 1989 года земель под коллективное садоводство КГБ СССР порядок и условия приобретения садоводческими товариществами статуса юридического лица были регламентированы Типовым уставом садоводческого товарищества, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 31 марта 1988 года N 112 (утратил силу 19 апреля 1989 года), в соответствии с пунктом 6 которого освоение территории коллективного сада может быть начато только после утверждения проекта ее организации и застройки исполнительным комитетом районного, городского Совета народных депутатов, на территории которого находится садоводческое товарищество.
26 мая 1988 года был принят и вступил в законную силу Закон СССР "О кооперации в СССР", в соответствии которым садоводческие товарищества признаны составной частью системы кооперации (статья 52), кооператив считался созданным с момента его государственной регистрации исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива (статья 11).
Положениями Земельного кодекса РСФСР (утвержден ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) было введено, что земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ (части 1 статьи 64); на участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю. На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю (часть 4 статьи 66).
Главой VII Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" был установлен порядок организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в соответствии с которым разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил (часть 1 статьи 32); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения (часть 2 статьи 32); проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются: материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются: проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской; сметно-финансовые расчеты; графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей. Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.
Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении) (часть 3 статьи 32).
Таким образом, главой VII названного выше федерального закона был установлен порядок организации и застройки территории уже сформированного (созданного) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который предполагает разработку проекта организации и застройки территории и обустройство выделенного такому объединению земельного участка после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1169/5 исходными данными для подготовки проекта генерального плана в том числе являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и информационных системах Московской области.
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1); генеральный план содержит, в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23).
Судом было установлено, что оспариваемым генеральным планом земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0120103:96, 50:28:0120103:141, 50:28:0120103:37, 50:28:0120103:70, 50:28:0120103:188, 50:28:0120103:109, 50:28:0120103:57, 50:28:0120103:74, 50:28:0120103:150, 50:28:0120103:87, 50:28:0120103:92, 50:28:0120103:27, 50:28:0120103:40, 50:28:0120103:148, 50:28:0120103:46, 50:28:0120103:129, 50:28:0120103:101, 50:28:0120103:79, 50:28:0120103:116, 50:28:0120103:136, 50:28:0120103:5, 50:28:0120103:107, 50:28:0120103:103, 50:28:0120103:71, 50:28:0120103:56, 50:28:0120103:28, 50:28:0120103:25, 50:28:0120103:24, 50:28:0120103:111, 50:28:0120103:39, 50:28:0120103:149, 50:28:0120103:166, 50:28:0120103:75, 50:28:0120103:54 с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: для садоводства расположены в зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства "СХ-2".
Следует согласиться с судом в том, что установление зоны, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства "СХ-2" и отнесение к ней названных выше земельных участков в полной мере согласуется с положениями градостроительного и земельного законодательства, следовательно, принятие генерального плана городского округа Домодедово Московской области не повлекло нарушение прав как административного истца, так и членов СНТ "Бортнево".
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6), при этом формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета, а государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статьи 68-70).
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается его государственным кадастровым учетом (часть 7 статьи 1); в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, а также описание местоположения объекта недвижимости (статья 8); местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22).
Проанализировав приведенные положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, исключить наложение его границ, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее формирование земельного участка под объектом недвижимости, в то время как земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120103:120 поставлен на кадастровый учет без координат границ, то есть без пространственной привязки участка к местности, следовательно, требование административного истца в части признания нормативного акта недействующим относительно определения функциональных зон в отношении указанного земельного участка, удовлетворению не подлежит, а вопросы установления кадастровых границ земельного участка общего пользования не входят в предмет исследования в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы административного истца о безусловности наличия границ территории СНТ "Ботнево" сформированной планировочной единицы согласно градостроительной документации по типу "территория", а также описание и схема размещения территории СНТ "Бортнево" по ОКТМО 462309828000, согласно которой внешние границы земель общего пользования СНТ "Бортнево" проходят ровно по границам Домодедовского и Чеховского районов Московской области, и ее учета при принятии генерального плана, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны не состоятельными.
Судом было также учтено, что на момент рассмотрения данного дела у административного истца имеется не разрешенный судебный спор по установлению границ земельного участка СНТ, в том числе земель общего пользования.
При этом Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области были проанализированы границы территории СНТ "Бортнево" по координатам, представленным в заключении кадастрового инженера от 31 октября 2022 года, и сообщено суду, что согласно генеральному плану городского округа Домодедово Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 11 декабря 2006 года N 350/68 (в редакции от 3 июня 2019 года N 1-4/962), территория СНТ "Бортнево" расположена в функциональных зонах: "зона, предназначенная для ведения садоводства", "зона застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами", "зона лесов", "зона озелененных и благоустроенных территорий", а также пересекает частично границы населенного пункта (деревня Бортнево) и частично границы земель лесного фонда (границы земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:56758), что противоречит положениям части 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0000000:56758 (поставлен на кадастровый учет 5 апреля 2021 года) и 50:31:0000000:62595 (поставлен на кадастровый учет 12 ноября 2019 года) имеют категорию земель "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)". Границы названных земельных участков совпадают со сведениями государственно лесного реестра, размещенными в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и сведениями публичной кадастровой карты Росреестра в части размещения информации о границах Подольского лесничества в Московской области.
Довод административного истца об установлении генеральным планом границ земель лесного фонда основан на неправильном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку в соответствии с пунктом 8.1 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт не устанавливают, а лишь отображают, среди прочего границы лесничеств.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, к полномочиям Рослесхоза относится принятие решений об установлении и изменении границ лесничеств. Приказом Рослесхоза от 11 февраля 2019 года N 132 были установлены границы Подольского лесничества в Московской области.
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ внесены изменения в статью 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в соответствии с которыми с даты внесения сведений о местоположении границ лесничеств в соответствии с частями 15 и 15.1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ для осуществления территориального планирования применяются сведения о границах лесничеств, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно статье 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2026 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
В установленном порядке сведения о границах Подольского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровыми номерами 50:27-6.69, дата присвоения 3 июня 2020 года.
В соответствии с генеральным планом городского округа Домодедово Московской области государственный лесной фонд в городском округе Домодедово отнесен к зоне лесов "Р3".
В ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о том, что земельные участки членов СНТ "Бортнево", границы которых поставлены на кадастровый учет в координатах до 1 января 2016 года, исключены из ГЛФ актами Комитета лесного хозяйства Московской области.
Стороной административного истца в суд апелляционной инстанции был представлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120103:120 от 6 апреля 2023 года, в котором кадастровый инженер Мошков А.А. пришел к выводу, что уменьшение границы земельного участка общего пользования с 39 000 кв. м до 34 878 кв. м объясняется как увеличением внутренних участков при межевании, так и исключением части территории в левой верхней части плана, "отрезанной" границей населенного пункта, а также частью дороги, оказавшейся включенной в участок 50:28:0000000:53474. Проанализировав законы Московской области от 17 августа 2017 года N 119/2017-ОЗ "О границах городского округа Чехов" и от 21 декабря 2006 года N 234/2006-ОЗ "О городском округе Домодедово и его границе", кадастровый инженер указал, что оба закона своими координатами устанавливают юридическую границу ГЛФ и СНТ "Бортнево", и граница участка СНТ 50:28:0120103:120, смежная с границей Чеховского района, является смежной и с границей ГЛФ.
Представители административного истца настаивали на том, что площади земельных участков членов СНТ были изменены в результате перераспределения выделенных им ранее в собственность участков и земель общего пользования, расположенных вдоль южной и восточной границы СНТ "Бортнево".
Судебной коллегией из представленных в настоящее судебное заседание письменных доказательств было установлено, что проект генерального плана СНТ "Бортнево" в полной мере реализован не был, поскольку СНТ отошло от указанного в нем принципа размещения, указанного на утвержденных в 1990 году схемах, формирование проездов внутри СНТ и геометрических форм земельных участков членов СНТ произведено с отступлением от схемы, являющейся приложением к проекту.
Как было указано ранее, из архитектурно-планировочного задания, выполненного 6 июня 1990 года Главным архитектурно-планировочным управлением Мособлисполкома, следует, что площадь каждого выделенного участка составляет 0, 06 га.
Вместе с тем, из представленных стороной административного истца выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что площади участков составляют с кадастровыми номерами: 50:28:0120103:57 - 659 кв. м; :74 - 650 кв. м; :71 - 630 кв. м; :141 - 1340 кв. м; :107 - 648 кв. м; :70, :57 - по 659 кв. м; :103, :188 - по 615 кв. м; :2 - 614 кв. м; :6 - 633 кв. м; :25 - 694 кв. м; :27 - 906 кв. м; :28 - 970 кв. м; :37 - 636 кв. м; :40 - 730 кв. м; :46 - 680 кв. м; :54 - 560 кв. м; :79, :150 - по 640 кв. м; :87 - 1150 кв. м; :92 - 756 кв. м; :101 - 638 кв. м; :109 - 612 кв. м; :129 - 820 кв. м; :149 - 1200 кв. м; :166 - 1485 кв. м, и только :5, :24, :26, :39, :96, :111, :116, :136 - по 600 кв. м.
Следовательно, площади существующих земельных участков СНТ в основном превышают площадь участков, сформированных схемой СНТ.
Также стороной административного истца не опровергнуты доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что перераспределение земельных участков было осуществлено без постановки земель общего пользования товарищества на кадастровый учет в системе координат и с привязкой к местности.
При этом доводы представителей Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области о наличии между СНТ "Бортнево" и лесным фондом расстояния в ходе рассмотрения дела опровергнуты не были.
Вопреки доводам административного истца, на утвержденном проекте генерального плана СНТ не выделена объездная либо пожарный проезд вдоль границы СНТ по южной и восточной стороне, а, как было указано выше, земельный участок с/т "Бортнево" граничит с севера с землями совхоза "Повадинский", с юга и востока - с землями "Чеховского лесхоза".
Из схем границ функциональных зон генерального плана городского округа Домодедово, истребованных судом апелляционной инстанции по ходатайству стороны административного истца (утвержденный генеральный план размещен в общем доступе), следует, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, как по состоянию на 2006 год, так и на 2012 год по южной и восточной границе СНТ "Бортнево" сформирована рекреационная зона.
Поскольку правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость учета законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, то есть учитывая категорию и вид разрешенного использования, установленных при постановке земельного участка в определенных границах на государственный кадастровый учет, постольку в оспариваемой части генеральный план нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования отказал.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СНТ "Бортнево" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.