Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бегиной Тамары Харлампиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Бегиной Тамары Харлампиевны на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 30 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года, Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Бегина Т.Х. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ОСФР по Краснодарскому краю), в котором с учетом уточнения исковых требований, просила возложить обязанность на ответчика назначить пенсию, при расчете которой применить значение стажевого коэффициента в размере 0, 71, а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 68.
В обоснование иска Бегина Т.Х. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая назначена по месту жительства в г.Великий Новгород и составила "данные изъяты". После переезда на постоянное место жительства в г.Краснодар ответчиком установлена ей пенсия в размере "данные изъяты", со ссылкой на то, что стаж работы в районах Крайнего Севера составил 11 лет 8 месяцев 9 дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "северный стаж" не учтен), что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.2 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, истцу было отказано. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права, в связи с этим обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Бегиной Т.Х. к ОСФР по Краснодарскому краю было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 марта 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бегиной Т.Х. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Бегина Т.Х. подала кассационную жалобу, в которой просит об отмене судебных постановлений ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указала, что первоначально обращалась с иском к ответчику об изменении оснований назначения пенсии - на основании пп.2 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку полагала в результате уменьшения размера страховой пенсии нарушенным свое право на достойное пенсионное обеспечение. Считает, что после переезда в г.Краснодар в августе 2020 года и обращения по новому месту жительства в пенсионный орган, она была лишена повышенного районного коэффициента как пенсионера, выработавшего свой льготный нормативный "северный стаж", учтенного в зарплате с 1, 7 до 1, 2, согласно таблице N1 расчетов за октябрь 2020 года её лишили всех льгот, а именно фиксированной выплаты, которая является аналогом базовой части пенсии, начисленной за трудовую деятельность в районах Крайнего Севера с "данные изъяты" до "данные изъяты". Кроме того, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате снизился с 1, 68 до 1, 2, что также существенно повлияло на размер её пенсии.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец Бегина Т.Х. и ее представитель ФИО4 поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика ОСФР по Краснодарскому краю в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Бегина Т.Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая назначена ей по месту жительства в г.Великий Новгород и составила "данные изъяты".
В связи с переездом на постоянное место жительство на территорию Краснодарского края, с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, где ей назначена пенсия в размере "данные изъяты".
Бегина Т.Х. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с даты её назначения.
Ответом пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что все пенсионные начисления, в том числе стажевой коэффициент, произведены правильно, и стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 11 лет 8 месяцев 9 дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "северный стаж" не учтен), что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.2 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по достижению возраста 51 год 4 месяца, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ. При этом, общий трудовой стаж Бегиной Т.Х, исчисленный в календарном порядке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 год 5 месяцев 24 дня, в том числе стаж в районах Крайнего Севера - 12 лет 6 месяцев 9 дней, а именно, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 10 месяцев 23 дня), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 7 месяцев 17 дней).
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что при назначении пенсии истцом был выбран вариант расчета пенсии, установленный п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный, стажевой коэффициент составляет 0, 63, отношение заработков - 1, 2, поскольку стаж работы Бегиной Т.Х в районах Крайнего Севера исчисленный календарно, составляет 12 лет 6 месяцев 9 дней, что менее требуемых 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера для применения повышенного соотношения заработков с учетом районного коэффициента, и пришел к выводу, что размер пенсии истца исчислен ответчиком верно и соответствует нормам пенсионного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что пенсионный орган в данном случае правомерно не применил положения п.9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в данном случае у истца отсутствует одно из необходимых условий - наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общего трудового стажа 20 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы истца о том, что уменьшение ранее назначенной пенсии нарушает право гражданина на достойное пенсионное обеспечение, заслуживают внимания.
Обращаясь в суд с иском о возложении обязанности на ответчика назначить пенсию, при расчете которой применить значение стажевого коэффициента в размере 0, 71, а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 68, Бегина Т.Х. фактически заявляла требования о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом ранее установленных показателей: размера общего трудового стажа, льготного стажа в районах Крайнего Севера, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, стажевого коэффициента и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, в связи с неправомерно произведенным ответчиком перерасчетом в сторону уменьшения размера страховой пенсии по старости.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 названного федерального закона).
При этом, стажевый коэффициент - это величина, которая установлена законодателем в размере 0, 55 при наличии общего стажа, равного требуемому для назначения пенсии. При наличии стажа сверх требуемого эта величина повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа сверх требуемого, но не более чем на 0, 20.
Пунктом 9 статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена возможность конвертации пенсионных прав и расчета стажевого коэффициента с применением вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ. Это работы, дающие право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 27 и статьи 28.1 указанного закона. В подпункте 6 пункта 1 статьи 28 закона поименованы лица, имеющие право на досрочную пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при расчете пенсии отдельно рассчитывается пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и пенсионный капитал с ДД.ММ.ГГГГ, который состоит из сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01 января 2002 года (статья 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ). Страховой стаж, приобретенный после ДД.ММ.ГГГГ не учитывается при расчете стажевого коэффициента, после ДД.ММ.ГГГГ при расчете размера пенсии учитываются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из содержания п.27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам необходимо иметь в виду, что поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ производиться по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали она из указанных районов после ДД.ММ.ГГГГ или остались там проживать.
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, в том числе с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленной в централизованном порядке.
По сведениям, представленным работодателем истца - ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды" к заработной плате был установлен районный коэффициент в размере 1, 7. Исходя из изложенного, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должен составлять 1, 68.
Кроме того, в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N420-ФЗ, от 27.12.2018 N536-ФЗ, от 01.10.2019 N328-ФЗ) предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме "данные изъяты" в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" приводятся случаи, когда пенсионеру производится перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Кроме того, 28 ноября 2014 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N958н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на день обращения принятия оспариваемого решения).
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня от 28 ноября 2014 года N958н).
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося инвалидом, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением перерасчете пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получение фиксированной выплаты к пенсии по старости в повышенном размере с учетом стажа в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты страховых пенсий.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 53 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N885н "Об утверждении правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов", при смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом, выплатное дело снимается с учета на основании распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на основании запроса территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, подготовленного в соответствии с заявлением пенсионера о запросе выплатного дела.
В соответствии с п. 56 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N885н, при поступлении выплатного дела территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера принимает распоряжение о постановке выплатного дела на учет и продлевает выплату пенсии с учетом срока, по который выплачена пенсия по прежнему месту жительства, в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия ответчика, который не продлил, а установилновый размер пенсии истцу, не принял во внимание ранее предоставленные пенсионером документы для назначения пенсии, поставил под сомнение решения пенсионных органов о назначении гражданину пенсии, являются незаконными, поскольку такого права у него не имелось.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации к спорным отношениям не применили.
Судами сделаны выводы о правомерности действий органа пенсионного обеспечения без установления юридических обстоятельств по делу, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета.
Судами не были установлены правовые основания и размеры получаемой истцом пенсии, с какого времени и на какой период она была назначена, с какого времени и на основании каких документов было принято решение о назначении пенсии. Доказательств того, что территориальным органом пенсионного обеспечения до принятия решения об уменьшении размера пенсий выполнило возложенную на него обязанность и разъяснило истцу право представить дополнительные документы, также не представлено.
Не получили надлежащей правовой оценки сведения, содержащие в выплатном деле Бегиной Т.Х, в том числе, что общий трудовой стаж истца составляет 26 лет 4 месяца 21 день, общий трудовой стаж истца до ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 год 5 месяцев 24 дня, общий трудовой стаж с учетом работы в районах Крайнего Севера (исчисленный в полуторном размере) составляет 28 лет 2 месяца 12 дней, общий страховой стаж до ДД.ММ.ГГГГ составляет 26 лет 4 месяца 21 день, льготный стаж в районах Крайнего Севера до 2001 года составляет 15 лет и 20 лет - общий стаж, районный коэффициент - 1, 7, отношение заработка - 1, 68, расчетный пенсионный капитал на дату назначения пенсии - "данные изъяты"; пенсионные взносы с 2002 по 2006 годы - "данные изъяты"; страховая часть - "данные изъяты"; базовая часть - "данные изъяты" ит.п. Данные расчеты ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции во внимание приняты не были.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что при разрешении дела судами неверно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушены правила оценки доказательств, установленные статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего обжалуемые постановления не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Допущенные нарушения процессуального закона являются по своему характеру существенными, непреодолимыми, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Бегиной Т.Х, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N10-П).
Судебными инстанциями не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Допущенные судами при рассмотрении дела нарушения норм процессуального права в части необходимости установления фактических обстоятельств дела и применения соответствующего этим обстоятельствам материального права являются существенными, устранить их на стадии кассационного рассмотрения невозможно.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.