Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании, кассационную жалобу Камнева Романа Александровича, поданную 10 января 2024г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 января 2023 г, по административному делу N 2а-5325/2022 по административному исковому заявлению Камнева Романа Александровича о признании незаконными действий Следственного отдела по г. Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (далее - СО по г. Ангарску) по не предоставлению ответа на обращение, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения Камнева Р.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Камнев Р.А. обратился в Ангарский городской суд Иркутской области о признании незаконным ответа руководителя СО по г. Ангарску Иванова П.А. от 28.07.2022 N на жалобу Камнева Р.А. от 27.06.2022 N, о признании незаконными действия по не предоставлению ответов по существу поставленных в заявлении о преступлении от 06.06.2022 N вопросов, необеспечению объективного и всестороннего рассмотрения заявления с участием заявителя, о возложении обязанности устранить нарушение прав путем рассмотрения заявления N от 06.06.2022 с участием заявителя, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 000 руб.
В обоснование требований указано, что Камнев Р.А. направил в СО по г. Ангарску заявление о преступлении от 06.06.2022 N для проведения проверки в порядке, предусмотренном статями 144-145 УПК РФ. Ответчик проигнорировал требования УПК РФ и рассмотрел заявление в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем, им была подана жалоба от 27.06.2022 N. Указанная жалоба не была рассмотрена в соответствии с требованиями УПК РФ. При рассмотрении жалобы N административный ответчик не обеспечил объективного и всестороннего рассмотрения обращения, не дал ответов по существу поставленных в обращении вопросов и не обеспечил участие административного истца.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 15.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19.01.2023, в удовлетворении требований отказано, с Камнева Р.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Камнев Р.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в рамках данного дела им обжалуются действия (бездействия) и решение административных ответчиков, связанных с непринятием мер, предусмотренных нормами УПК РФ. Полагает, при рассмотрении дела была нарушена подсудность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения Камнева Р.А, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Федерального закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 этого Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05. 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно частям 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 N 72 утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 20 Инструкции заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.
Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования.
Судами установлено, Камнев Р.А. обратился к руководителю СО по г. Ангарску с заявлением о преступлении от 06.06.2022, которому присвоил исходящий номер N. В заявлении Камнев Р.А. указывал на нарушение его прав на телефонные звонки законному представителю в местах принудительного содержания ФСИН России, просил принять и зарегистрировать заявление о преступлении и провести проверку в соответствии со статьями 144-145 УПК РФ.
Заявление поступило в СО по г. Ангарску 09.06.2022.
И.о. заместителя руководителя СО по г. Ангарску Ивановской А.С. заявителю дан ответ от 16.06.2022, которым сообщено, что по существу в следственных органах Следственного комитета России подлежат рассмотрению поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности органов Следственного комитета России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов Следственного комитета России, предложения о совершенствовании их деятельности. Следственные органы Следственного комитета России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью исправительных учреждений и иных правоохранительных органов, в связи с чем, обращение направлено для рассмотрения в пределах компетенции в Ангарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении. Также разъяснено, что действия администрации исправительного учреждения заявитель вправе обжаловать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Заявление Камнева Р.А. от 06.06.2022 направлено для рассмотрения в пределах компетенции в Ангарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении 16.06.2022.
Камнев Р.А. 27.06.2022 обратился к руководителю СО по г. Ангарску с жалобой на ответ и.о. заместителя руководителя СО по г. Ангарск Ивановской А.С. от 16.06.2022, просил зарегистрировать заявление о преступлении от 06.06.2022 и произвести проверку в соответствии со статьями 144-145 УПК РФ.
Жалоба поступила в СО по г. Ангарск 04.07.2022.
Руководителем СО по г. Ангарск Ивановым П.А. дан ответ Камневу П.А. от 08.07.2022 N, согласно которому доводы его обращения от 06.06.2022 изучены, обращение рассмотрено надлежащим образом.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", части 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", пунктов 5, 18, 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета России от 11.10.2012 N 72, пришел к выводу о том, что поступившее от Камнева Р.А. обращение не содержало данных, свидетельствующий о необходимости его разрешения в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, правомерно рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Последующее перенаправление заявления в Ангарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях соответствует требованиям законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан, не нарушало прав и законных интересов административного истца. Оспариваемый ответ дан должностным лицом в установленные законом сроки, в пределах предоставленных полномочий, нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием не установлено.
Проверяя законность решения районного суда, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, указав на отсутствие условий для удовлетворения требований и взыскании компенсации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм права, которые повлекли неправильные выводы суда, не подтверждают.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами определены в соответствии с предметом и основаниями заявленных требований. Как правильно указано административным ответчиком и судами, при оценке законности оспариваемых действий, исходя из содержания заявления Камнева Р.А, оснований для регистрации заявления как сообщения о преступлении, не имелось.
Нарушений требований процессуального закона при определении подсудности спора судами не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Камнева Р.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.