Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К, судей Калиниченко Т.В, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заргарова Э.Ф. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о возложении обязанности принятия документов, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Заргарова Э.Ф. на решение Тындинского районного суда Амурской области от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заргаров Э.Ф. обратился в суд с данным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в органах принудительного исполнения ФССП России в связи с достижением предельного возраста и правом на получение пенсии за выслугу лет. На дату увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила более 28 лет. В период прохождения службы заявлений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не писал, с законом, предоставляющим такое право был ознакомлен формально. В период увольнения после подачи рапорта был поставлен в известность, что сделать это можно было не позднее 4 месяцев до подачи рапорта. Просил обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации обязанность принять документы, необходимые для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, поставить его на соответствующий учет, и выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Тындинского районного суда от 27 июня 2023 года в удовлетворении требований Заргарова Э.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 сентября 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Заргарова Э.Ф. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Заргаров Э.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, указывает на то, что при зачислении в органы УФССП России по Амурской области ему не были разъяснены все его права, обязанности и социальные гарантии. Не согласен с выводами судов о его незаинтересованности в ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
В письменных возражениях УФССП России по Амурской области просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Ходатайство Управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии с требованиями статьи 155.1, 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отклонено в связи с отсутствием организационной и технической возможности.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, Заргаров Э.Ф. проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности "данные изъяты", имеет специальное звание "данные изъяты", уволен ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2.2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с достижением сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, дающего право на получение пенсии.
Заргаров Э.Ф. и члены его семьи проживают в жилом помещении, расположенном в "адрес" по договору социального найма жилого помещения.
Данное жилое помещение постановлением администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ N признано непригодным для проживания.
Впервые с заявлением о постановке на учет Заргаров Э.Ф. обратился в УФССП России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, спустя месяц после увольнения со службы.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, утвердившем Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, исходил из того, что право на получение указанной выплаты возникает у действующих сотрудников органов принудительного исполнения, которые должны подать документы на получение выплаты при прохождении службы. Поскольку с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложенным к нему комплектом необходимых документов Заргаров Э.Ф. обратился после увольнения, в период службы на соответствующий учет Заргаров Э.Ф. принят не был, суд в иске отказал.
Давая оценку доводам истца о формальном ознакомлении с положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд, применив положения статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность работодателя знакомить работников с локальными нормативными актами, указал, что к локальным актам данный документ отнесен быть не может, поскольку относится к федеральным законам и распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Проверяя доводы истца о дезинформации в части срока на обращение с заявлением о постановке на учет, суд пришел к выводу, что допустимыми доказательствами это не подтверждено.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судов нижестоящих инстанций не имеется, поскольку разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, установлен порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Названные нормы права судом первой и апелляционной инстанций применены правильно.
Установленным обстоятельствам дела полностью соответствуют выводы судов двух инстанций об отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку в период прохождения службы он не был принят на жилищный учет в установленном порядке.
Приведенные в жалобе доводы о не ознакомлении с положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дезинформации о сроке обращения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты, противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на переоценку доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заргарова Э.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.