Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 июля 2023 года по административному делу N 2а-349/2023 по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения прокурора Парфеновой Е.Г, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокурором проверки ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области выявлены нарушения требований статей 82, 89 и 99 Уголовно-исполнительного кодекса, а также требований Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста России от 20 марта 2015 года N 64-дсп, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, приказа ФСИН России от 27 июля 2007 года N 407 "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, влекущие нарушение прав и свобод лиц, содержащихся в данном исправительном учреждении. Исчерпывающих мер для устранения данных нарушений административными ответчиками не предпринимается.
Решением Коряжемского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 июля 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.
На УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое и материально-техническое обеспечение ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, а на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, допущенные в помещениях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, а именно:
- оборудовать распашные ворота и калитки ограждений локальных участков электромеханическими замками и переговорными устройствами;
- обеспечить наличие технических средств для проведения обысков и досмотров: приборы для обнаружения пустот и неоднородностей (приборы радиотехнического зондирования, сканер ручной), газоанализаторы, приборы для обнаружения электронных устройств, содержащих полупроводниковые компоненты (измерители спектра вторичных полей), пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры;
- помещение для проведения длительных свиданий: предусмотреть 2- местные площадью 12 кв.м и 3-местные площадью 18 кв.м жилые комнаты, общая вместимость которых в исправительных колониях строгого режима определяется из расчета 2, 8 % от лимита наполнения ИУ, а соотношение 2 и 3- местных жилых комнат принять 50 % на 50 %, в случае нечетного общего количества жилых комнат предусмотреть большее количество 2-местных жилых комнат;
- предусмотреть наличие прогулочных дворов при ШИЗО, ПКТ, площадью не менее 20 кв.м Суммарную вместимость прогулочных дворов предусмотреть 20 % суммарной вместимости камер. Вместимость прогулочных дворов принять с учетом покамерного вывода осужденных на прогулку (6 кв.м на одного осужденного). Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполнить кирпичными толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3, 0 м. В каждом прогулочном дворе под козырьком (навесом) стационарно установить скамейку для сидения;
- прогулочные дворы ШИЗО, ПКТ оборудовать глухими дверями металлической конструкции, каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм;
- камеры в здании ШИЗО, ПКТ разграничить между собой;
- камеры ШИЗО оборудовать откидными металлическими кроватями (койками) с деревянным покрытием (полотно из каркаса - стальной уголок сечением 45 х 45 х 4 мм с заполнением досками толщиной 40 мм.);
- камеры ПКТ оборудовать откидными металлическими кроватями с металлическим покрытием (полотно из каркаса - стальной уголок сечением 45 х 45 х 4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50x4 мм);
- предусмотреть откидывание коек, оборудованных в камерах ШИЗО, ПКТ в горизонтальном положении на механизм конструкция которого соответствует нормативному;
- камеры ШИЗО оборудовать наглухо прикрепленными к полу табуретами (рис. 91 Каталога), камеры ПКТ - наглухо прикрепленными к полу скамейками (рис. 87 Каталога), с высотой сидений от пола 430 мм для табуретов и 450 мм для скамеек. Размеры сидений табуретов - 370 мм х 370 мм, скамеек - 260 мм х 800мм. на 2 места, 260 мм х 1200 мм на 3 места, 260 мм х 1600 мм на 4 места. Стальной уголок (сечением 40x40x4 мм для табуретов и 45x45x5 мм для скамеек), рамы для сидений разместить плоскостью вниз. Сиденья выполнить из досок (для табуретов - толщиной 40 мм, для скамеек - толщиной 45 мм);
- камеры ШИЗО, ПКТ с размещением 2-ярусных коек оснастить наглухо прикрепленными к полу столами камерными, состоящими из каркаса, столешницы и ячеек под столешницей по количеству мест (рис. 83, 84, 85, 86 Каталога) с габаритами на 2 места: длина - 800 мм, ширина - 410 мм, высота над уровнем пола - 790 мм; на 4 места: длина - 800 мм, ширина - 610 мм, высота над уровнем пола - 790 мм; на 6 мест: длина - 1 200 мм, ширина-610 мм, высота над уровнем пола - 790 мм. Каркас столов изготовить из стального уголка сечением 45x45x5 мм, перекладины для ячеек - из уголка 25x25x4 мм. Столешницу выполнить из досок толщиной 38 мм с облицовкой пластиком толщиной 1, 6 мм. Ячейки стола выполнить из стального листа 2 мм. Стол прикрепить к полу на глубину 80 мм;
- оборудовать в здании ШИЗО, ПКТ рабочие камеры для осужденных, водворенных в ШИЗО, переведенных в ПКТ, из расчета от 4 до 12 рабочих мест;
- оборудовать чаши Генуя, установленные в камерах N, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 ШИЗО, ПКТ, гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения, а также сливами;
- предусмотреть управление дежурным освещением в камерах ШИЗО, ПКТ из помещения младшего инспектора ШИЗО-ПКТ;
- в отряде карантин выделить следующие помещения: комната отдыха, камера хранения личных вещей повседневного пользования, сушилка;
- оборудовать умывальник, расположенный в процедурном кабинете, смесителем с бесконтактным управлением;
- решетчатый настил рам двухъярусных кроватей, расположенных в спальных секциях отрядов карантин, СУОН, N 1-10 выполнить из стальных полос сечением 40x3 мм.
В удовлетворении требований административного искового заявления Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Министерству финансов Российской Федерации отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы и представления приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года и до 2030 года, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р и от 29 апреля 2021 года N 1138-р, последовательно предполагают в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществление мероприятий по созданию коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил, улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.
В развитие распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" (далее - Свод правил 308.1325800.2017), определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.
Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление N 279), которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно- техническими средствами охраны и надзора и применяется с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Обязательные требования, направленные на обеспечение надлежащего материально-технического оснащения и санитарного состояния исправительных учреждений, установлены также Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 (далее - Инструкция), приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года N 407 "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", санитарными правилами СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что занимаемые исправительным учреждением здания, их оборудование не отвечают требованиям приведенных выше нормативно-правовых актов.
Прокуратурой с августа 2022 года по февраль 2023 года проведены проверки в ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Архангельской области, в ходе которых выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства: распашные ворота и калитки ограждений локальных участков ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Архангельской области не оборудованы электромеханическими замками, переговорными устройствами; в распоряжении ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Архангельской области отсутствуют технические средства для проведения обысков и досмотров: приборы для обнаружения пустот и неоднородностей (приборы радиотехнического зондирования, сканер ручной), газоанализаторы, приборы для обнаружения электронных устройств, содержащих полупроводниковые компоненты (измерители спектра вторичных полей), пеленгаторы средств мобильной связи, рентгенотелевизионные устройства, тепловизоры, что не позволяет соблюдать в полной мере требования режима на территории исправительного учреждения, эффективно препятствовать проникновению в колонию запрещенных предметов, своевременно обнаруживать и изымать их; в помещении для проведения длительных свиданий не предусмотрены 2-местные площадью 12 кв.м и 3-местные площадью 18 кв.м жилые комнаты, общая вместимость которых в исправительных колониях строгого режима определяется из расчета 2, 8 % от лимита наполнения ИУ, а соотношение 2 и 3-местных жилых комнат принимается 50 % на 50 %; площади всех четырех прогулочных дворов при ШИЗО (N 1 - 16, 04 кв.м, N 2 - 16, 2 кв.м), ПКТ (N 1 - 14, 04 кв.м, N 2 -14, 7 кв.м) и их оборудование не соответствуют нормативному; в здании ШИЗО, ПКТ камеры по типу не разграничены (по факту камерам присвоены только порядковые номера, из-за чего осужденным беспорядочно определяются к содержанию камеры, техническое наполнение которых не соответствует их виду; откидные металлических кровати (койки) камер ШИЗО, ПКТ выполнены с нарушением; койки, оборудованные в камерах ШИЗО, ПКТ в горизонтальном положении откидываются на цепи; камеры ШИЗО, ПКТ не
оборудованы наглухо прикрепленными к полу табуретами (ШИЗО) и скамейками (ПКТ) - вместо этого сиденья прикреплены к откидным койкам; деревянная поверхность сидений в камерах ШИЗО, ПКТ обрамлена металлическим уголком шириной 45 мм сверху, в то время как такое обрамление должно быть выполнено с нижней поверхности сиденья так, чтобы верхняя его часть полностью оставалась деревянной; камеры ШИЗО, ПКТ с размещением 2-ярусных коек наглухо прикрепленными к полу столами не оснащены, вместо этого столешницы прикреплены к откидным койкам первого яруса; здание ШИЗО, ПКТ не оборудовано рабочими камерами для осужденных, водворенных в ШИЗО, переведенных в ПКТ, из расчета от 4 до 12 рабочих мест; установленные в камерах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 ШИЗО, ПКТ чаши Генуя не оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающим поступление канализационных газов в камеры, отсутствуют сливы в чащах Генуя; не предусмотрено управление дежурным освещением в камерах ШИЗО, ПКТ из помещения младшего инспектора ШИЗО-ПКТ; в отряде карантин не выделены такие помещения как комната отдыха, камера хранения личных вещей повседневного пользования, сушилка; умывальник, расположенный в процедурном кабинете филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не оборудован смесителем с бесконтактным управлением; в спальных секциях отрядов карантин, СУОН, N 1-10 решетчатый настил рам двухъярусных кроватей выполнен из металлических пружин вместо стальных полос.
Начальнику ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Архангельской области прокурором внесены неоднократно представления об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени они не устранены.
Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, допустимых доказательств устранения которых на момент рассмотрения дела не имеется, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и персонала учреждения в случае возникновения внештатных ситуаций, возможность повреждения имущества учреждения, а также не обеспечивает единый, соответствующий требованиям национального законодательства, подход к материально-бытовому обеспечению осужденных в учреждениях системы исполнения наказаний в связи с длительным невыполнением в отношении указанного в административном иске имущества требований законодательства о периодичности проведения ремонтных работ зданий и сооружений.
Доводы ответчиков о неприменении к спорным правоотношениям требований указанных выше сводов правил, поскольку этими требованиями надлежит руководствоваться лишь при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений, а не уже построенных зданий, судебная коллегия отклоняет.
Возведение зданий исправительного учреждения до принятия указанных нормативных правовых актов, исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепций развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года и до 2030 года, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р и от 29 апреля 2021 года N 1138- р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии объективной необходимости приведения материально-технической базы исправительных учреждений в соответствие с современными требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечению соблюдения режимных требований, безопасности проходящего службу в учреждении персонала, в том числе, путем проведения реконструкции, расширения, переоснащения существующих зданий, помещений и сооружений исправительного учреждения либо строительства новых.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на то, что судом неправильно распределена обязанность по финансированию ремонтных работ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" финансовое обеспечение функционирования уголовноисполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 3 и 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, основными задачами ФСИН России являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Подпунктом 6 п. 7 Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с Положением об У ФСИН России по Архангельской области, утвержденным Приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, УФСИН России по Архангельской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1). Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (п. 4).
Управление, в частности, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также на прилегающих к ним территориях, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей (подпункт 1 пункта 15); осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста (подпункт 2 пункта 15).
Принимая во внимание, что Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, отвечает по обязательствам казенного учреждения, как учредитель казенного учреждения, и соответствующий территориальный орган - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в порядке субсидиарной ответственности, руководствуясь положениями статей 158, 161, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", судебная коллегия полагает правомерными выводы суда о возложении на названных административных ответчиков обязанности организовать материально- техническое и финансовое обеспечение обязательств ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области по реализации установленных требований к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 июля 2023 года по административному делу N 2а-349/2023 по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.