Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года (N 2а-170/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести лесоустройство на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выразившееся в непроведении в период до 31 декабря 2021 года лесоустройства, таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество"; о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность подготовить следующие документы: нормативно-справочную информацию, используемую при предыдущем лесоустройстве; копии отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, актов отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, актов лесопатологического обследования; скан-образы лесоустроительной документации предыдущего лесоустройства (таксационные описания, планшеты с внесенными текущими изменениями состояния лесов, произошедшими с момента предыдущего лесоустройства, планы лесонасаждений и (или) карты-схемы); решения уполномоченных органов государственной власти об установлении или изменении границ лесничеств, об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются такие леса, решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, необходимые для проведения лесоустройства на
территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество" и направить их в Федеральное агентство лесного хозяйства в срок не позднее одного года со дня вступления в силу решения суда; о возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", а также сохранности особо охраняемых природных территорий: заказника "Илычский", заказника "Хребетнюр", памятника природы "Урочище Исперед", памятника природы "Татарское Вичко", памятника природы "Скала Лек-из"; о возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
В обоснование заявленных требований указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено ненадлежащее исполнение Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложенных на него полномочий по проведению лесоустройства на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", последнее лесоустройство на территории которого проводилось более 16 лет назад, что не соответствует установленной законом периодичности. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства по проведению мероприятий по лесоустройству на ООПТ, предусмотренные вступившей с 1 января 2022 года в силу редакции статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, также не исполняются.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, ГБУ РК "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования".
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, административные исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выразившееся в непроведении в период до 31 декабря 2021 года лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
Возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность подготовить следующие документы: нормативно-справочную информацию, используемую при предыдущем лесоустройстве; копии отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, актов отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, актов лесопатологического обследования; скан-образы лесоустроительной документации предыдущего лесоустройства (таксационные описания, планшеты с внесенными текущими изменениями состояния лесов, произошедшими с момента предыдущего лесоустройства, планы лесонасаждений и (или) карты-схемы); решения уполномоченных органов государственной власти об установлении или изменении границ лесничеств, об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются такие леса; решения Минприроды РК об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, необходимые для проведения лесоустройства на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество" и направить их в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в срок не позднее одного года со дня вступления в силу решения суда.
Возложена на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", а также сохранности особо охраняемых природных территорий: заказника "Илычский", заказника "Хребетнюр", памятника природы "Урочище Исперед", памятника природы "Татарское Вичко", памятника природы "Скала Лек-из".
Возложена на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
В кассационной жалобе на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2024 года, Федеральное агентство лесного хозяйства ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на отсутствии с его стороны незаконного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В ходе проверки исполнения лесного законодательства Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения в части не проведения мероприятий по лесоустройству на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
Так, в соответствии с пунктом 1.1.6 Лесхозяйственного регламента ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", утвержденного приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми 15 декабря 2017 года N 2809/1 на землях лесного фонда на территории Лесничества находятся особо охраняемые природные территории республиканского значения: заказник "Илычский", образованный в соответствии с Постановлением Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года N 193, Постановлениями Совета Министров Республики Коми от 1 марта 1993 года N 110 и от 7 мая 2004 года N 191; заказник "Хребетнюр", образованный в соответствии с Постановлением Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года N 193; памятник природы "Урочище Исперед", образованный в соответствии с постановлением Совета Министров Коми АССР от 29 марта 1984 года N 90; памятник природы "Татарское Вичко", образованный в соответствии с Постановлением Совета Министров Коми АССР от 5 марта 1973 года N 91; памятник природы "Скала Лек-из", образованный в соответствии с Постановлением Совета Министров Коми АССР от 5 марта 1973 года N 91.
Лесоустройство лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество" не планируется, несмотря на то, что последнее лесоустройство проводилось более 16 лет назад.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности, проанализировав компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере охраны и использования лесов, а также процедуру проведения работ по лесоустройству, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований вследствие ненадлежащего исполнения административными ответчиками обязанностей, входящих в круг их полномочий, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Конституции Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года N 452, Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказа Минприроды России от 12 августа 2021 года N 558 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", Лесхозяйственного регламента ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", утвержденного приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми 15 декабря 2017 года N 2809/1.
Также суд исходил из того, что бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми до 31 декабря 2021 года и непринятие Федеральным агентством лесного хозяйства мер по проведению лесоустройства, таксации лесов на территории Печоро-Илычское лесничество может привести к утрате леса как публичного достояния народа Российской Федерации, снижению эффективности лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, может повлечь ухудшение состояния, уничтожение и утрату лесных территорий, их биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, и, соответственно, привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Признавая незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выразившееся в непроведении лесоустройства (таксации лесов) и проектированию мероприятий по охране, защите воспроизводству лесного фонда на территории Печоро-Илычское лесничество Республики Коми в срок до 31 декабря 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обосновано возложил на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество", а также сохранности особо охраняемых природных территорий заказника "Илычский", заказника "Хребетнюр", памятника природы "Урочище Исперед", памятника природы "Татарское Вичко", памятника природы "Скала Лек-из" путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК "Печоро-Илычское лесничество".
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений судами норм права.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.