Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО2 к войсковой части 36138, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании невыплаченной заработной платы, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к войсковой части 36138, ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота", просила взыскать невыплаченные заработную плату за период с 13 августа 2020 г. по 1 декабря 2022 г. в размере 117 001, 66 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с 13 августа 2020 г. работает в войсковой части 36138 в должности делопроизводителя. В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" ей полагается ежемесячная премия, однако она фактически не выплачивается.
17 февраля 2023 г. на имя командира войсковой части 36138 ею подано заявление о перерасчете заработной платы и доплаты премии за период с 13 августа 2020 г. по 1 декабря 2022 г. согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010. В удовлетворении заявления было отказано с указанием на то, что премия включена в состав минимального размера оплаты труда, в связи с чем дополнительно не выплачивается.
Также истец указала, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 г. N1010, осуществляющееся за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников (за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов), не является гарантированной выплатой, в связи с чем в расчет заработной платы не должны включаться стимулирующие выплаты, производимые работодателем на основании приказа Министра обороны России от 26 июля 2010 г. N 1010, без учета которой размер заработка истца составляет менее МРОТ.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 3 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 20 сентября 2023 г. решение Североморского районного суда Мурманской области от 3 июля 2023 г. отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
С войсковой части 36138 через лицевые счета, открытые в федеральном казенном учреждении "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в лице филиала "2 финансово-экономическая служба", в пользу ФИО2, взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 мая 2022 г. по 1 декабря 2022 г. в размере 38 543, 91 руб.
В удовлетворении исковых требований М.А. о взыскании невыплаченной заработной платы за период с 13 августа 2020 г. по 30 апреля 2022 г. отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились, сведений о причинах неявки не сообщили.
С учетом части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО2 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части 36138 в должности заведующей складом (НЗ).
На основании ежегодных приказов командующего Северного Флота N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ "Об объявлении перечней воинских частей и учреждений министерства обороны Российской Федерации, зачисляемых на финансовое обеспечение в ФКУ "ОСК Северного флота" и его обособленные структурные подразделения" войсковая часть 36138 зачислена на финансовое обеспечение в филиал - "2 Финансово-экономическая служба".
По условиям пункта 4.1 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад в размере 6950 рублей; районный коэффициент к заработной плате - 50%, надбавку за работу в районах Крайнего Севера - 80%; премию (месячную) в размере 25% должностного оклада тарифной ставки (в соответствии с положением о премировании работников войсковой части 36138); вознаграждение по итогам работы за год в размере 2 оклада.
Согласно приказу командира войсковой части 36138 (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 переведена на полную ставку делопроизводителя тыла войсковой части 36138 ("адрес") на время отсутствия основного работника с должностным окла "адрес" рубль с установлением процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 80 процентов; за работу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации в размере 10 процентов. Внесены соответствующие изменения в трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приказу командира войсковой части 36138 (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 переведена с указанной даты на вакантную должность делопроизводителя штаба тыла войсковой части 36138 с должностным окла "адрес" рубль с установлением процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 80 процентов; за работу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации в размере 10 процентов. Между сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор.
Условия и порядок начисления и выплата компенсационных и стимулирующих выплат, премий осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда и премировании гражданского персонала восковой части 36138, утвержденным командиром войсковой части 36138 и согласованным и.о. председателя первичной профсоюзной организации войсковой части 36138 - ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что размер оклада ФИО2 составлял: с ДД.ММ.ГГГГ - 6950 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ - 6891 рубль, с ДД.ММ.ГГГГ - 6891 рубль, с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается ежемесячно надбавка за выслугу лет в размере 10 процентов к окладу.
На основании приказов от работодателя ФИО2 в спорный период выплачивалась пропорционально отработанному времени премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Согласно пункту 5.1 Положения о системе оплаты труда и премировании гражданского персонала восковой части 36138, являющегося Приложением N 2 к Коллективному договору на 2020-2023 годы, оплата труда работникам войсковой части производится в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N545 и включает в себя следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работы, работе в ночное время и при выполнен работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием; в) выплаты стимулирующего характера (за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы), а также дополнительное материальное стимулирование по результатам работы (по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010).
Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов работодателя по согласованию с первичной профсоюзной организацией войсковой части 36138. Эффективность деятельности работников определяется работодателем исходя из рапортов непосредственных начальников.
Гражданскому персоналу войсковой части 36138 выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Основанием для выплаты вознаграждения являются приказы руководителей воинских частей и организаций с указанием конкретного размера вознаграждения (в рублях) каждому работнику. Командир войсковой части 36138 имеет право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины. Снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами работодателя с обязательным указанием причин (пункт 5.4.12, 5.4.13 раздела 5 Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера Положения).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утверждён постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 г.), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Проанализировав представленные расчётные листки за август-декабрь 2020 г, январь-декабрь 2021 г, январь-декабрь 2022, январь-май 2023 г. Кошуковой М.А. за спорный период, суд первой инстанции учёл, что заработная плата истца состояла из оклада за фактически отработанное время, премии за выслугу лет, полярной надбавки, районного коэффициента, ЕДВ по итогам года, а также дополнительной стимулирующей выплаты (доплата до МРОТ) на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которая производилась истцу финансовым органом в соответствующем размере, нарушений при её расчёте судом не установлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь положениями 129, 133, 135, 144, 149, 191, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями), Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, от 26 июля 2010 г. N 1010, а также локальными нормативными актами, установил, что размер оклада истца при приеме ее на работу установлен в соответствии с приложением к приказу Минобороны России от 18 сентября 2019 г. N 545, далее изменялся в соответствии со штатным расписанием учреждения. Действующее трудовое законодательство допускает установление тарифных ставок (окладов) в качестве составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы системы оплаты труда, будет не меньше этой величины. При этом указание на то, что премии и иные стимулирующие выплаты не являются гарантированной выплатой, а начисляются за определенные достижения, не влияет на их сущность. Такие выплаты являются частью оплаты труда и должны учитываться при сравнении заработной платы с действующим МРОТ. Надбавка за выслугу лет, премия по итогам работы, предусмотренная приказом Минобороны России N 1010, не исключается из состава заработной платы при сопоставлении её с МРОТ в целях наличия (отсутствия) необходимости производства доплаты.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился по следующим основаниям.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в едином размере для всей.
Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял: с 1 января 2023 г. - 16 242 руб.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 (действует с 1 октября 2019 г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с приложением N 2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок N 1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
Согласно представленной справке - расчёту по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ "ОСК Северного флота" - "2 ФЭС" в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + выслуга лет (10%) + ежемесячная премия + ЕДВ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010.
Из указанного следует, что в период с 13 августа 2020 г. по декабрь 2022 г. истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, указанная выплата не подлежит учёту при расчёте доплаты до минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что требования ФИО2 о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказа ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
При этом суд апелляционной инстанции нашёл заслуживающим внимания довод жалобы стороны ответчиков о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части требований о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2022 "адрес" часть 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 2, 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция пришла к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о взыскании невыплаченной заработной платы за период с 13 августа 2020 г. по апрель 2022 г.
При этом, судо апелляционной инстанции учёл содержание пункта 8.8 Положения о системе оплаты труда и премирования гражданского персонала войсковой части, согласно которому заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. За первую половину месяца - 22 числа текущего месяца, за вторую половину месяца - 7 числа месяца, следующего за отработанным, - окончательный расчет за отработанный месяц. То есть истец о нарушении своего права на получение заработной платы в полном объёме должна была знать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть не позднее 7 числа каждого месяца, с настоящим иском обратилась в суд 15 мая 2023 г. Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли для истца возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного законом срока, применительно к вышеуказанным периодам ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не установлено.
Суду апелляционной инстанции ответчиком представлен расчет за период с 1 мая 2022 г. по 1 декабря 2022 г. сумма невыплаченной заработной платы составляет 38 543, 91 руб, данный расчет судом проведен, является арифметически правильным, по существу, совпадает с представленным ФИО2 расчётом исковых требований.
С учётом изложенного апелляционная инстанция нашла подлежащим отмене решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к войсковой части, ФКУ "ОСК Северного флота о взыскании невыплаченной заработной платы с принятием по делу нового решения о взыскании с войсковой части через лицевой счет филиала ФКУ "ОСК Северного флота - "2 ФЭС", открытый в органах федерального казначейства, в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38 543, 91 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, приведённым нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из трудового законодательства, согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г, согласно которой в соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности.
С доводом кассационной жалобы о том, что выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, являются одним из элементов вознаграждения за труд гражданского персонала воинских частей, согласиться нельзя.
Как правильно указано судом, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.
При таком положении суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что спорные выплаты не учитываются при расчёте доплаты до минимального размера оплаты труда.
По своему смыслу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведённой судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.