Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мироновой Светланы Анатольевны на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-6613/2023 по иску Мироновой Светланы Анатольевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, объяснения Мироновой С.А, поддержавшей кассационную жалобу, возражения относительно кассационной жалобы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - Перцевой И.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Миронова С.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - МИФНС России N 11 по Вологодской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Вологодской области (далее - МИФНС России N 13 по Вологодской области), в котором с учётом уточнения исковых требований в соответствии статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила взыскать с МИФНС России N 11 по Вологодской области денежные средства в виде задолженности по оплате ежегодных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 529 053 руб. 47 коп, с МИФНС России N 13 по Вологодской области - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 368 044 руб. 66 коп, ссылаясь на оплату работодателями отпусков, имевших место в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, не в полном объёме, так как при расчёте среднего заработка не учитывалась выплаченные средства материального стимулирования.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 21 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 г, исковые требования Мироновой С.А. удовлетворены частично. С МИФНС России N 13 по Вологодской области в пользу Мироновой С.А. взысканы денежные средства в размере 175 343 руб. 05 коп. В остальной части в удовлетворении исковых требований Мироновой С.А, отказано.
Определением судебной коллегии от 21 ноября 2023 г. произведено процессуальное правопреемство, МИФНС России N 11 по Вологодской области, МИФНС России N 13 по Вологодской области заменены на Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - УФНС по Вологодской области).
В кассационной жалобе Миронова С.А. просит отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях относительно кассационной жалобы УФНС по Вологодской области, соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет". Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и дополнений к ним, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Миронова С.А. осуществляла трудовую деятельность в МИФНС N 11 по Вологодской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в МИФНС России N 13 по Вологодской области - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с приказом УФНС по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ N служебный контракт с истцом расторгнут в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось материальное стимулирование, но при начислении отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении суммы материального стимулирования ответчиком не были учтены, Миронова С.А. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств, установив, что при расчёте истцу компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в расчёт среднего заработка не были включены суммы материального стимулирования, полученные истцом в период работы, как и не были они включены при расчёте среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с ДД.ММ.ГГГГ года, пришёл к выводу о том, что выплаченное Мироновой С.А. стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учёту при определении сумм отпускных и компенсации за отпуск при увольнении.
Разрешая заявление ответчика о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, учитывая, что момент нарушения права связан с моментом, когда истцу было выплачено денежное содержание за соответствующий период отпуска не в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что срок обращения в суд в указанном случае исчисляется со дня установленного срока выплаты денежного содержания за соответствующий период, пришел к выводу о пропуске срока обращения в суд с требованиями о взыскании недоплаченного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 2015 года до ДД.ММ.ГГГГ
С учетом пропуска части срока на обращение в суд, суд первой инстанции, приняв за основу расчёт ответчика, взыскал в пользу истца разницу в выплате отпускных за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 130 руб. 40 руб, за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 992 руб, за отпуск ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 568 руб. 95 коп, за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 788 руб. 70 коп, разницу в выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 72 863 руб.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что истец с момента получения денежного содержания за соответствующий период отпуска не могла не знать о нарушенном праве на получение денежного содержания в спорном размере, в связи с чем согласился с выводами суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд за период с 2015 года до ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период прохождения истцом государственной гражданской службы в налоговых органах урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г.N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В соответствии со статьёй 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
В соответствии со статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно части 1 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Определяя начало течения срока на обращение в суд с настоящим иском, суд установил, что о наличии задолженности по оплате отпускных Мироновой С.А. было известно при получении каждой такой выплаты при предоставлении отпуска, а также из расчетных листков.
Оценив данные обстоятельства, суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что срок на обращение с иском в суд подлежит исчислению отдельно по каждому платежу в качестве выплаты работодателем истцу оплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Вместе с тем, приходя к таким выводам, суды не мотивировали в принятых судебных актах, какие конкретно доказательства подтверждают факт получения работником Мироновой С.А. расчетных листков при каждой выплате ей отпускных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, начиная с 2015 года; из какого конкретно источника истцу могло быть известно при получении каждой оплаты части оплачиваемого отпуска, что ей при расчете отпускных не учитывалось выплаченные средства материального стимулирования.
Судом не дано оценки доводам истца, что о том, что при расчете отпускных не учитывались средства материального стимулирования, ей стало известно лишь в марте 2023 г, в принятых по делу судебных акта не приведено выводов суда относительно того, какими представленными доказательства доводы истца в данной части опровергаются.
Изложенным обстоятельствам судом не было дано оценки с точки зрения обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с настоящим иском при оценке уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском.
Таким образом, судебные инстанции, и в том числе суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, пришли к выводу о пропуске истцом без уважительных причин срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ, для защиты своих трудовых прав. Такой вывод нельзя признать законным, он сделан без учета положений части 1 статьи 14, статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации и без выяснения юридически значимых обстоятельств и оценки представленных доказательств по правилам статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Между тем обстоятельства, имеющие значение для дела и определяющие характер отношений между истцом и ответчиком, с учетом подлежащих применению норм трудового законодательства в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Судами первой и апелляционной инстанций также не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункты 5 и 7 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом (главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) для производства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не исправил.
Исходя из изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.