Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.
судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2023 г. по гражданскому делу N2-1602/2023 по иску ФИО1 к ООО "Водоканал" об установлении оклада, возложении обязанности выплатить недополученную заработную плату, взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО "Водоканал", просил с ДД.ММ.ГГГГ установить тарифную ставку (оклад) с применением тарифного коэффициента 1, 73 в размере 24 220 руб, произвести перерасчет заработной платы, взыскать задолженность по заработной плате, компенсацию морального вреда.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, выплатить суммы, недоплаченные в результате занижения тарифной ставки (оклада), установить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ тарифную ставку (оклад) в размере 24 220 руб, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 300 руб.
В кассационной жалобе ООО "Водоканал" ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились, сведений о причинах неявки не сообщили.
С учетом части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судами при рассмотрении дела установлено, что согласно трудовому договору от 24 октября 2022 г. N 435-л/с ФИО1 принят на работу в ООО "Водоканал" на должность слесаря ремонтника 3 разряда Усинского цеха канализационных насосных станций и сетей N, сроком на три месяца, установлен должностной оклад в размере 8 090 руб. в месяц, премия в размере 8 % процентов от заработной платы с учётом всех доплат в зависимости от производственного результата, другие вознаграждения, предусмотренные коллективным договором, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 процентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 процентов.
В последующем заключались дополнительные соглашения об изменении условий трудового договора в части оплаты труда.
С 24 января 2023 г. истец переведен на должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда Усинского цеха водопроводных насосных станций и сетей, N 8, с должностным окладом в размере 9 330 руб.
С 1 февраля 2020 г. оплата труда в ООО "Водоканал" установлена Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал", введённым в действие с 1 февраля 2020 г. приказом от 16 января 2020 г. N 6 и согласованного 1 февраля 2020 г. с первичной профсоюзной организацией ООО "Водоканал" (далее - Положение об оплате труда).
Согласно пункту 3.2 Положения об оплате труда премирование работников производится в процентном отношении к должностному окладу или в виде фиксированной суммы на определённый срок, в соответствии с Порядком о премировании, по итогам работы за месяц и квартал на основании распоряжения (приказ) руководителя Общества, либо его заместителей, приложение N 3 к Положению.
Согласно пунктам 4, 8 Порядка премирования по итогам работы за месяц и квартал, премия по итогам работы за месяц, квартал, год, является выплатой стимулирующего характера и начисляется на оклад с учетом следующих доплат и надбавок: за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания; за увеличение объема работ; за работу в ночное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; за работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени; за работу в многосменном режиме; за руководство бригадой, водителям за классность, водителям за разделение рабочего дня на части, за работу во вредных и опасных условиях труда; за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; премия начисляется за фактически отработанное время.
Дополнительным соглашением к трудовому договору, истцу с 24 января 2023 г. установлен оклад в размере 9 330 руб.
Приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 г. N 1587т работодателем утверждена тарифная сетка с 1 января 2014 г, где тарифный коэффициент для 4 разряда - 1, 73.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал" с 1 февраля 2020 г. размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 утверждено "Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы" (далее - ФОТС), опубликованное 20 июня 2022 на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 г.
Основным видом деятельности ООО "Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесён к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство", что позволяет отнести ООО "Водоканал" к числу организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г, 1 января 2024 г. и 1 января 2025 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на своевременное направление работодателем в Минтруд России отказа от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении работодателем порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 Трудового кодекса, в связи с чем, ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО "Водоканал". Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада) с 24 января 2023 г, суд исходил из положений Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 522-ФЗ "О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия её отдельных положений", которым установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2023 г, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 г. N 1587т.
Также суд первой инстанции, установив, что заработная плата в спорный период выплачивалась в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и выплате недоплаты, а также с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми и указала.
Суд первой инстанции признав, что ФОТС на 2023-2025 годы распространяет свое действие на ООО "Водоканал", поскольку Обществом в адрес Минтруда России к отказу от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы не был предоставлен протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (далее ППО), что свидетельствует о несоблюдении им порядка отказа, суд пришел к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности установить с 01.01.2023 тарифную ставку (оклад) в соответствии с ФОТС на 2023-2025 г, подлежат удовлетворению.
Письмом Минтруда России от 01.07.2022 N 14-4/10/В-8784 "О присоединении к ФОТС на 2023-2025 годы", опубликованном в "Российской газете" 13.07.2022 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему.
При этом обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
ООО "Водоканал" 14.07.2022 направило в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы, зарегистрированный в Минтруде России 18.07.2022 под N В-76816, в котором указало о том, что у Общества отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом, поскольку у первичной профсоюзной организации отсутствует большинство.
Из ответа Минтруда России от 31.03.2023 N 14-4/В-367 следует, что отказ ООО "Водоканал" от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14.07.2022 N 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18.07.2022), протокол консультаций к отказу не приложен.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы об отсутствии необходимости предоставлять к отказу от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы протокол согласования с первичной профсоюзной организации ввиду того, что в силу ст. 372 Трудового кодекса работодатель обязан учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организацией, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя, поскольку в соответствии с пунктом 1.8 ФОТС на 2023-2025 годы мотивированность отказа определяется исходя из норм Трудового кодекса и настоящего ФОТС. Отказ признается мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий:
- составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение N 2 к ФОТС;
- поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций;
- направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма- предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 Трудового кодекса. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса.
Из материалов дела следует, что на момент направления ООО "Водоканал" отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал", в которой по состоянию на 14.07.2022 состояло 276 членов (из 531 работников), являющихся работниками ООО "Водоканал", кроме того 41 работник (не члены профсоюза) наделили профсоюз правом представлять их интересы и вести от их имени переговоры на предмет заключения коллективного договора. Этим же пунктом ФОТС предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса. Соответственно, ответчик был обязан выполнить требования части 9 статьи 48 Трудового кодекса и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.
При этом ни часть 9 статьи 48 Трудового кодекса, ни пункт 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников - членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.
Кроме того, исходя из указанных выше сведений в первичной профсоюзной организации ООО "Водоканал" состояло более половины работников.
Также судебной коллегией отклонены доводы ООО "Водоканал" о том, что профсоюзная организация не представила достоверных доказательств о количестве членов профсоюза на 14.07.2022, поскольку не имеют правового значения, так как не влекут право Общества не проводить консультации с выборным органом ППО.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Исходя из толкования статьи 45 Трудового кодекса следует, что соглашения не относятся к нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. 5, 9 кодекса), однако в силу статьи 22 Трудового кодекса на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.
В части 4 статьи 8 Трудового кодекса предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 1.3 ФОТС предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Таким образом, ФОТС на 2023-2025 г. не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с частью 1 статьи 372 Трудового кодекса.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 5 Трудового кодекса регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (часть вторая статьи 22 Трудового кодекса).
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса).
Частью первой статьи 135 Трудового кодекса определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса).
Согласно части пятой статьи 135 Трудового кодекса условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью первой статьи 143 Трудового кодекса тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
На основании части второй статьи 143 Трудового кодекса тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учётом профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая статьи 143 Трудового кодекса).
В соответствии с частью восьмой статьи 45 Трудового кодекса отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть первая статьи 48 Трудового кодекса).
Частью второй статьи 48 Трудового кодекса установлено, что срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет.
Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса соглашение действует, в том числе в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; а также в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями (часть пятая статьи 48 Трудового кодекса).
На основании части восьмой статьи 48 Трудового кодекса по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть девятая статьи 48 Трудового кодекса).
На основании статьи 371 Трудового кодекса работодатель принимает решения с учётом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учётом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям по взысканию задолженности по заработной плате, являлись следующие обстоятельства: относится ли ООО "Водоканал" к организациям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; участвовало ли ООО "Водоканал" в заключении Отраслевого тарифного соглашения; было ли руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда официально опубликовано предложение для работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему; предоставляло ли ООО "Водоканал" в вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти в установленный законом срок мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению; учреждена ли в ООО "Водоканал" первичная профсоюзная организация и был ли к отказу приложен протокол консультаций ООО "Водоканал" с выборным органом первичной профсоюзной организации; определяет ли Отраслевое тарифное соглашение лучшие условия труда для работника в сравнении с трудовым договором, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, иными соглашениями, локальными нормативными актами и соблюдаются ли в таком случае ООО "Водоканал" условия Отраслевого тарифного соглашения в части установленной работнику заработной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены вышеуказанные обстоятельства, на основании которых суды пришли к выводам о правомерности заявленных истцом исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии требования к работодателю о приложении протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации в том случае, если она объединяет менее половины его работников, основаны на неправильном толковании норм трудового права.
Вопреки позиции ООО "Водоканал" часть девятая статьи 48 Трудового кодекса применена судами к спорным правоотношениям с учётом как её буквального, так и системного толкования. Статья 372 Трудового кодекса, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, регулирует правоотношения, связанные с принятием работодателем локальных нормативных актов. Как следует из содержания части второй статьи 5, статьи 8 и статьи 45 Трудового кодекса, локальный нормативный акт и соглашение являются разными правовыми актами по своей природе, в связи с чем положения законодательства, определяющие порядок учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, не могут быть применены для определения порядка учёта мнения первичной профсоюзной организации при принятии работодателем решения об отказе от присоединения к отраслевому соглашению - нормативному правовому акту. Поскольку статья 48 Трудового кодекса не содержит требований к минимальному количеству работников, объединенных первичной профсоюзной организацией, для возникновения у работодателя обязанности проведения консультаций с выборным органом данной организации, подлежит применению общее правило, установленное статьёй 371 Трудового кодекса, о необходимости учёта мнения надлежащим образом учрежденной первичной профсоюзной организации (в том числе и в случае, если она объединяет менее половины работников).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 300-О, письмо Минтруда России от 3 декабря 2014 г. N 14-4/10/В-8221 и изложенные в жалобе судебные акты подлежат отклонению в связи со следующим.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации в данном определении изложена в отношении статьи 372 Трудового кодекса, не подлежащей применению в данном деле на основании вышеизложенного. Письма Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению. Указанные заявителем судебные акты приняты, исходя из установленных судами обстоятельств конкретных дел, в частности, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном Трудовым кодексом порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, что на основании вышеизложенного не соответствует обстоятельствам данного дела.
Отсутствие судебной практики или разъяснений государственных органов, поддерживающих подход, изложенный судами первой и апелляционной инстанций, на что указывает заявитель кассационной жалобы, не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку позиция судов основана на правильном применении и толковании приведённых выше норм трудового права и именно суд в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством наделён полномочиями по разрешению данного спора по существу.
Довод ООО "Водоканал" о том, что оно было лишено возможности повлиять на формирование надлежащей профсоюзной организации признается несостоятельным, так как судами первой и апелляционной инстанций был установлен факт учреждения работниками первичной профсоюзной организации.
Несмотря на указанные в кассационной жалобе объективные экономические причины для отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению и невозможность временно приостановить его действие, на основании части девятой статьи 48 Трудового кодекса несоблюдение порядка отказа от предложения о присоединении к соглашению влечет за собой распространения действия соглашения на работодателя со дня официального опубликования предложения.
Довод ООО "Водоканал" о том, что предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением выплаты не относятся к выплатам, установленным трудовым законодательством, в связи с чем отказ в перерасчёте заработной платы по ставкам Соглашения не свидетельствует о безусловном ущемлении прав работников, так как они получают заработную плату, предусмотренную трудовым договором, суд также признает неправомерным на основании части пятой статьи 135 Трудового кодекса, поскольку, как было установлено судами первой и апелляционной инстанций, условия оплаты труда, определённые трудовым договором, ухудшают положение работника по сравнению с условиями Соглашения, при этом условия Соглашения ООО "Водоканал" не соблюдаются, что следует квалифицировать как нарушение прав работника на заработную плату.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
Исходя из части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного частью 1 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 64 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного г, но не превышающий трёх лет.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2024 г. удовлетворено ходатайство ООО "Водоканал" о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена и оставлена без удовлетворения, с её подателя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Водоканал" (ИНН 1103043329) государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.