Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Багнича Александра Анатольевича, поданную 28 декабря 2023 года на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-3461/2023 по административному иску Багнича Александра Анатольевича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, и данные посредством видеоконференц-связи объяснения административного истца Багнича А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багнич А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, после уточнения заявив требования о признании незаконным решения от 17 марта 2023 года об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем, возложении обязанности принять и зарегистрировать его ходатайство от 15 марта 2023 года о признании вынужденным переселенцем.
В обоснование требований ссылался на то, что он и его супруга прибыли на территорию Российской Федерации 27 мая 2022 года из "города" Донецкой Народной Республики, 15 июня 2022 года ему и его супруге предоставлено временное убежище, 16 августа 2022 года они получили гражданство Российской Федерации. Полагает, что поскольку они обратились с ходатайством, будучи гражданами Российской Федерации, то имеются предусмотренные Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" основания для регистрации заявления и присвоения им статуса вынужденных переселенцев, который предоставляет возможность получить жилищный сертификат.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации и Багнич И.В.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Багнич А.А. просит отменить судебные постановления и удовлетворить административные исковые требования, при этом приводит доводы, послужившие основанием для обращения в суд. Указывает также, что административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца не предусматривает учета таких обстоятельств как время пересечения государственной границы Российской Федерации и время приобретения гражданства заявителем.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных актов.
30 сентября 2022 года заключен договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, согласно которому Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
4 октября 2022 года принят Федеральный конституционный закон N 5 -ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"
Согласно части 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Донецкой Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Донецкой Народной Республики в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
Установлено, что Багнич А.А. и Багнич И.В. прибыли на территорию Российской Федерации с территории Донецкой Народной Республики 27 мая 2022 года, решением МВД по Республике Марий Эл от 6 августа 2022 года им предоставлено гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", с применением подпункта "в" пункта 1 Указа Президента РФ от 29 апреля 2019 года N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
Решением МВД по Республике Марий Эл от 17 марта 2023 года Багничу А.А. отказано в регистрации ходатайства (в которое также включена его супруга Багнич И.В.) о предоставлении статуса вынужденного переселенца со ссылкой на положения статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" с тем указанием, что ранее они покинули территорию иностранного государства как граждане Украины.
Судебные инстанции руководствовались пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", согласно которому вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации, и правильно исходили из того, что действие данной нормы распространяется на лиц, которые на момент вынужденного переселения с предыдущего места жительства имели гражданство Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии действий административного ответчика положениям Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от 4 сентября 2019 года N 602, являлись предметом подробного изучения судов, правомерно отклонены с тем указанием, что процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюдена.
Ввиду соответствия выводов судебных инстанций обстоятельствам административного дела, а также правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Багнича Александра Анатольевича.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.