Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Озерова А.Ю, Шостак Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Басовой Татьяне Анатольевне об очистке земельного участка
по кассационной жалобе Басовой Татьяны Анатольевны на решение Егорьевского городского суда Московской области от 08 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Озерова А.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице государственного казенного учреждения Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" обратилось с иском к Басовой Т.А, в котором просило обязать ответчика произвести очистку десятиметровой полосы земельного участка с кадастровым номером N непосредственно прилегающего к землям лесного фонда, общей протяженностью 420 м, квартал 168 выдел 6-240м, выдел 18-180м; на участке с кадастровым номером N, непосредственно прилегающем к землям лесного фонда, общей протяженностью 700 м, квартал 168, выдел 6-70м, выдел 9-40м, выдел 12-240м, выдел 17-100м, выдел 13-250м Ляскельского участкового лесничества, Ляскельского лесничества (по лесоустройству) от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов, очистить мелиоративную канаву от древесно-кустарниковой растительности или провести минерализированную полосу шириной не менее 1, 4 м, в срок до 01 июня 2023 года.
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 08 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений и прекращении производства по делу, так как заявленные требования не подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено, что 26 мая 2022 года заместителем начальника ГКУ РК "Питкярантсткое центральное лесничество" ФИО10 действующим о имени Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на основании доверенности от 27 декабря 2021 года N N, лесничим Ляскельского участкового лесничества ФИО11, совместно со старшим дознавателем ОНД и ПР по Олонецкому и Питкярантсткому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Карелия ФИО12 было проведено патрулирование лесного фонда по маршруту N 3, 5 Ляскельского участкового лесничества ГКУ РК "Питкярантского центрального лесничества", в ходе которого в квартале 168 выдела 6, 9, 12, 13, 17, 18 были выявлены нарушения требований лесного законодательства.
На принадлежащем ответчику земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N непосредственно прилегающем к землям лесного фонда общей протяженностью 420 м (квартал 168 выдел 6-240м, выдел 18-180м) и на земельном участке с кадастровым номером N, непосредственно прилегающем к землям лесного фонда общей протяженностью 700 м (квартал 158, выдел 6-70м, выдел 9-40м, выдел 12-240м, выдел 17-100м, выдел 13-250м, десятиметровые полосы, примыкающие к лесным участкам, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов; проходящие по границам земельных участков мелиоративные канавы заросли древесно-кустарниковой растительностью.
Разрешая спор по существу, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу (статьи 50.7, 53, 60.12, 81, 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исходя из того, что ответчик ненадлежащим содержанием принадлежащих ей земельных участков, не убирая их от сухой травы и кустарника, создает опасность возникновения пожара и повреждения лесного фонда, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявлялись при рассмотрении дела и были предметом обсуждения в суде, им дана оценка в судебных актах, с которой нельзя не согласиться.
Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года N и от 07 июня 2000 года N 10-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О, от 03 февраля 2010 года N 238-О-О, от 26 марта 2020 года N 570-О и др.).
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2021 года N 1523-О и от 24 февраля 2022 года N 448-О).
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй статьи 1).
Леса как природный ресурс подлежат охране от пожаров. Регулируя отношения по охране лесов от пожаров, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер по пожарной безопасности в лесах (часть 4 статьи 51); меры пожарной безопасности в лесах включают в том числе предупреждение лесных пожаров, которое предполагает противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (пункт 1 части 1 статьи 53, часть 1 статьи 53.1).
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-11, на министерство возложена обязанность по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров в лесах, охране лесов (п. 9 подп. 7).
С учетом этого суд обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленного иска и отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда и апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 08 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Басовой Татьяны Анатольевны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.