Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года по административному делу N3а-20/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" об оспаривании пункта 11.6.13 Тарифного соглашения от 28 декабря 2021 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2022 год, пункта 11.6.13 Тарифного соглашения от 29 декабря 2022 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, доводы кассационной жалобы полагавшего необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2021 года между Министерством здравоохранения Пермского края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС Пермского края), страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, профессиональными союзами медицинских работников и медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательной медицинского страхования (ОМС) Пермского края заключено Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2022 год (далее - Тарифное соглашение на 2022 год).
29 декабря 2022 года заключено Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год (далее - Тарифное соглашение на 2023 год).
Тарифные соглашения на 2022, 2023 годы, решения (о заключении Тарифных соглашений) Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 28 декабря 2021 года N 14, от 29 декабря N 13 размещены на официальном сайте ТФОМС Пермского края http:/www.pkfoms.ru.
Раздел третий Тарифных соглашений определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи и содержит пункт 11.6, содержащий перечень расходов медицинских организаций, которые не подлежат возмещению за счёт средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в частности, в пункте 11.6.13 приведены расходы на оплату договоров на оказание аудиторских услуг.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" (далее - Общество, ООО "ЭМСИПИ-Медикейр") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пунктов 11.6.13 Тарифных соглашений на 2022 год и на 2023 год в части невозможности возмещения за счёт средств обязательного медицинского страхования расходов медицинской организации на оплату договоров на оказание аудиторских услуг, ввиду несоответствия положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), нарушения прав и законных интересов административного истца, обязанного в силу закона проводить обязательный аудит.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ООО "СМК РЕСО-Мед", полномочный представитель Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию на территории Пермского края, Пермская краевая организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, общественная организация "Профессиональное медицинское сообщество Пермского края", Главный врач ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника N5".
Решением Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия пункты 11.6.13 Тарифного соглашения на 2022 год и Тарифного соглашения на 2023 год в той мере, в какой названным пунктом установлен запрет на возмещение за счёт средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций на оплату договоров на оказание аудиторских услуг, в случае проведения обязательного аудита, условия которого предусмотрены статьёй 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Дополнительным решением от 4 апреля 2023 года постановлено взыскать с Правительства Пермского края в пользу ООО "ЭМСИПИ-Медикейр" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года решение Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года и дополнительное решение от 4 апреля 2023 года отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 января 2024 года административным истцом поставлен вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает, что в случаях, когда аудит является обязательным в силу действующего законодательства, то его проведение направлено на обеспечение деятельности медицинской организации в целом и может быть отнесено к прочим затратам на общехозяйственные нужды, подлежащим возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что ООО "ЭМСИПИ-Медикейр" согласно статье 15, пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ является участником обязательного медицинского страхования, имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, формы, вида, порядка опубликования и введения в действие, в указанной части административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие Тарифных соглашений на 2022 и 2023 годы в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришёл к выводу, что оспариваемое положение не соответствует части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктам 192, 194, 195, 208 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н (далее - Правила N 108н), указав, что поскольку аудит является обязательным в силу действующего законодательства, то его проведение направлено на обеспечение деятельности медицинской организации в целом и может быть отнесено к прочим затратам на общехозяйственные нужды, что в свою очередь предопределяет и возможность расходования денежных средств полученных по линии ОМС на проведение такого "обязательного" аудита, с учетом положений пункта 208 Правил N 108н (принцип пропорциональности).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении спора неправильно истолкованы и применены положения части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 195 Правил N 108н. Проанализировав указанные нормы, пришла к выводу, что они не предусматривают включение в тариф расходов по договорам на оказание аудиторских услуг.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку они сделаны на основе правильного применения к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела.
Регулирование тарифов на оплату медицинской помощи осуществляется на основании Федерального закона N 326-ФЗ, Правил N 108н.
Как следует из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 октября 2013 года N 1648-О Федеральный закон N 326-ФЗ предусмотрел, в частности, что объём гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования определяется путём принятии территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также установилпорядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами.
Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учёт прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Федеральным законом N 326-ФЗ структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35).
Соответственно, в силу приведенных законоположений медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят расходы, указанные в части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, а именно: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 8 названной статьи, дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным названным федеральным законом вправе устанавливать Правительство Российской Федерации при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 195 Правил N 108н установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи; затраты на содержание объектов движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи; затраты на амортизацию основных средств, оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Таким образом, критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Делая оспариваемые административным истцом выводы, суд апелляционной инстанции, проанализировав структуру тарифа в части затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, то есть основываясь на положениях законодательства Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, применив буквальное толкование соответствующих норм, обоснованно пришёл к выводу, что затраты медицинской организации по договорам на оказание аудиторских услуг не указаны в качестве составляющего тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем пункты 11.6.13 Тарифных соглашений на 2022 и 2023 годы, законодательству, регулирующему тарифы на оплату медицинской помощи, не противоречат, и, соответственно, предусмотренные статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для признания нормативных правовых актов не действующими в оспариваемой части отсутствуют.
Фактически все доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию Общества, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном акте.
Указание в жалобе на иную правоприменительную судебную практику не может являться основанием для отмены либо изменения апелляционного определения, преюдициального значения для рассматриваемого административного спора приведённые судебные акты не имеют.
Вопреки доводам жалобы, переоценка установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств судебной коллегией суда апелляционной инстанции не производилась, основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации явилось неправильное применение норм материального права.
Иное толкование подателем жалобы положений законодательства не свидетельствует о нарушении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергает правильность его выводов.
Неправильного применения норм процессуального права судами также не допущено.
Предусмотренных статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.