Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Кузнеченкова Д.Н. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-150/2023 по кассационной жалобе представителя административного истца Мартыненко Михаила Владимировича на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 9 июня 2023 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 31 августа 2023 г. по административному исковому заявлению "звание" Письменного Алексея Валерьевича об оспаривании решения заместителя начальника филиала "данные изъяты" (далее - филиал) об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Письменному отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения заместителя начальника филиала от 17 марта 2023 г. об отказе в принятии на жилищный учёт.
В поданной 25 декабря 2023 г. кассационной жалобе представитель административного истца, излагая обстоятельства дела и повторяя содержание апелляционной жалобы, выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Проверив в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 329 КАС Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Письменный, проходящий военную службу по контракту с 1994 г, в 2010 г. на состав семьи из... человек был обеспечен государственным жилищным сертификатом, за счёт которого приобрёл жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
На основании решения Индустриального районного суда г. "данные изъяты" от 23 апреля 2018 г. в пользу Письменного и членов его семьи, из собственности которых по решению Кировского районного суда г. "данные изъяты" от 29 августа 2013 г. изъято и передано первоначальным собственникам указанное выше жилое помещение, с ФИО у которого истец приобрёл квартиру, взыскана уплаченная за неё денежная сумма в размере "данные изъяты" рублей.
Эти обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении неустановленного лица уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК Российской Федерации, в рамках которого Письменный признан гражданским истцом.
В феврале 2023 г. административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о принятии на жилищный учёт, выразив намерение возвратить денежные средства в размере полученной по государственному жилищному сертификату социальной выплаты, в чём оспоренным решением филиала ему отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации и отсутствием права на повторное жилищное обеспечение от военного ведомства.
Признавая решение жилищного органа правомерным и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, вопреки утверждению автора жалобы, верно установили фактические обстоятельства по делу и правильно истолковали применённые нормы материального права.
В силу п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Одной из предусмотренных названным законом мер социальной поддержки военнослужащих в жилищной сфере является выдача им государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2, 11, 53, 65 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в действующей на момент рассматриваемых правоотношений редакции, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путём зачисления средств федерального бюджета на его банковский счёт, открытый в банке.
Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.
С момента перечисления банком средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счёт оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы.
После приобретения жилого помещения с использованием выделенных по сертификату денежных средств дальнейшее улучшение жилищных условий указанных лиц и членов их семей осуществляется на общих, предусмотренных ЖК Российской Федерации основаниях.
Принимая во внимание, что административный истец в 2010 г. путём получения сертификата реализовал своё право на обеспечение жильём за счёт военного ведомства по установленным нормам, вывод судов об отсутствии оснований для его принятия на жилищный учёт является верным.
Обстоятельства, связанные с расторжением договора купли-продажи квартиры и истребованием имущества из чужого незаконного владения в судебном порядке, взысканием в пользу Письменного и членов его семьи денежных средств и желанием последнего вернуть полученную социальную выплату, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, поскольку положения вышеприведённых Правил, предполагающие активное участие самих граждан в имущественных отношениях, позволяют им самостоятельно выбрать и приобрести жильё, отвечающее их требованиям и нуждам, посредством заключения соответствующих гражданско-правовых соглашений, предусматривающих финансирование за счёт средств федерального бюджета.
При этом граждане, как вытекает из п. 1 ст. 9 ГК Российской Федерации, заключая такие соглашения по своему усмотрению, а значит, добровольно, принимают на себя риски, связанные с выбором надлежащего контрагента. Защита же имущественных прав, нарушенных контрагентом по сделке или вследствие совершения преступления, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2140-О).
Доводы, изложенные в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные в суд требования и апелляционная жалоба, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку им дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, кассационный военный суд не находит оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения оспоренных судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 9 июня 2023 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 31 августа 2023 г. по административному исковому заявлению Письменного Алексея Валерьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи Д.Н. Кузнеченков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.