Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Довгаль М.Л. к Администрации города Феодосии Республики Крым, муниципальному казенному учреждению "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым о взыскании премии, по кассационной жалобе Довгаль М.Л, поступившей с делом 29 ноября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, заключение прокурора Шаповаловой О.Ю, полагавшей, что имеются основания для отмены апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Феодосии, действующий в интересах Довгаль М.Л, обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, муниципальному казенному учреждению "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" (далее по тексту МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым"), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым (далее по тексту МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым) о взыскании премии.
Требования мотивированы следующим. Решением Феодосийского городского совета 33 сессии 2 созыва от 30 июля 2021 года N 331 дано согласие на принятие имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, а именно: нежилого здания - детский сад-ясли, расположенного по адресу: Симферопольское шоссе, 29в, г. Феодосия, Республика Крым.
30 декабря 2021 года имущественный комплекс детского сада N16 Центра дошкольного образования Черноморского флота, материальные запасы, кадровые и финансовые документы на работников, переданы в собственность администрации города Феодосии Республики Крым.
С 1 января 2022 года обязательства по выплате заработной платы переходят к новому работодателю.
18 апреля 2014 года на основании трудового договора N 16, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации, Довгаль М.Л. осуществляла трудовую деятельность в должности заместителя заведующего 1 категории. Приказом от 17 ноября 2022 года N 93-к трудовой договор прекращен с 21 ноября 2022 года по сокращению штата. По условиям трудового договора Довгаль М.Л. установлен должностной оклад, а также выплаты стимулирующего характера в виде ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере до 40 % должностного оклада, премия по результатам работы, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до 2 должностных окладов.
Пунктом 6.2.4 Положения о системе оплаты труда работников детского сада "Якорек" установлены премиальные выплаты по итогам работы, в том числе по итогам работы за год, которая выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде, определяемой на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. Данным пунктом предусмотрено, что при премировании может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда. В связи с тем, что Положение о стимулирующих выплатах от 19 декабря 2022 года предусматривает выплату премии в соответствии с листом самооценки работника, на основании протокола заседания Комиссии о назначении стимулирующих выплат, приказа руководителя учреждения, прокуратурой города 14 февраля 2023 года, 20 февраля 2023 года в адрес детского сада "Якорек" и Администрации города Феодосии Республики Крым внесены представления о принятии мер к устранению нарушений, в том числе рассмотрению вопроса об определении показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг и осуществления премирования уволившегося работника Довгаль М.Л. пропорционально отработанному времени. По результатам рассмотрения представлений Комиссией о назначении стимулирующих выплат принято решение об отказе в выплате премии уволившимся работникам в связи с отсутствием трудовых отношений на момент распределения премии по итогам года в декабре 2022 года.
Истец считает, что выводы Комиссии, порядок выплаты премии, предусмотренный локальными актами учреждения, трудовым договором работника, ухудшают условия оплаты труда Довгаль М.Л, проработавшей с 1 января 2022 года по 21 ноября 2022 года, то есть 11 месяцев, и прекратившей трудовые отношения по инициативе работодателя, на протяжении отработанного времени не получавшей выплаты стимулирующего характера, в том числе премии за квартал, полугодие, является дискриминацией в сфере оплаты труда.
Прокурор просил суд обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" увеличить и выделить субсидию МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым на выплату стимулирующей выплаты уволившейся по инициативе работодателя в 2022 году Довгаль М.Л. в размере 48 188, 32 рублей, а также возложить на МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым обязанность произвести выплату стимулирующего характера в виде премии пропорционально отработанному времени в 2022 году за период с 1 января 2022 года по 21 ноября 2022 года Довгаль М.Л. в размере 48 188, 32 руб. с учетом удержаний, предусмотренных действующим законодательством.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Довгаль М.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Довгаль М.Л. и апелляционное представления прокуратуры города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Довгаль М.Л. просит отменить решение суда апелляционной инстанции, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Обращает внимание, что истцу отказано в выплате премии по итогам работы за 2022 год в размере 48 188, 32 рубля (за фактически отработанное время), так как премия по итогам года не входит в систему оплаты труда и не является обязательной выплатой работнику, уволенному по сокращению штата. Премия по итогам работы за 2022 год выплачена всем сотрудникам МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, независимо от проработанного за год времени. Считает, что данная выплата премии была обязательной для всех. Согласно карточке-справке по итогам 2022 года истцу выплачена премия за февраль (с 15 февраля 2022 года), март, апрель, май. Заработная плата с 1 января 2022 года по 14 февраля 2022 года не выплачивалась всем работникам. С 24 мая 2022 года Детский сад N 16 "Якорек" переведен на штат МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым". С 24 июня 2022 года по 21 ноября 2022 года стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы в системе образования, по итогам работы ежемесячно или поквартально, истец не получала. Локальный нормативный акт - Положение о системе оплаты труда, не исключает выплату премий по результатам работы всего коллектива за месяц, квартал, год, работникам, которые уволены по сокращению штата.
Указывает, что изменение определенных сторонами условий оплаты труда произошло без изменения трудовой функции по должности "старший воспитатель". Истцу были гарантированы стимулирующие выплаты, премии за интенсивность и высокие показатели работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы в системе образования, а также по итогам работы (с переходом с 24 мая 2022 года из штата Министерства обороны Российской Федерации в штат МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым).
За период с 1 января 2022 года по 21 ноября 2022 года своим трудом истец внесла значительный вклад в экономию денежных средств в МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, замещая должности отсутствующих воспитателей и помощников воспитателя. Истец активно участвовала в субботниках по благоустройству территории и здания детского сада в составе пяти человек из всего коллектива учреждения.
Дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее условия оплаты труда, надбавки и поощрительные выплаты, ухудшающее материальное положение и составленное 17 марта 2023 года, истец не подписывала.
В возражениях на кассационную жалобу представитель МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" просит оставить без изменения решение суда апелляционной инстанции.
Истец Довгаль М.Л, представитель Администрации города Феодосии, представитель МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, представитель МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам. В заявлении от 25 января 2024 года истец Довгаль М.Л. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Шаповаловой О.Ю, полагавшей, что имеются основания для отмены апелляционного определения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16 января 2023 года Довгаль М.Л. обратилась в прокуратуру города Феодосии Республики Крым с заявлением о проведении проверки по факту нарушения трудовых прав. 29 марта 2023 года от Довгаль М.Л. поступило заявление, в котором просит представлять ее интересы в суде.
Из копии трудовой книжки следует, что Довгаль М.Л. осуществляла трудовую деятельность в МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым.
18 апреля 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота, и Довгаль М.Л. заключен трудовой договор N 16, по условиям которого истец принята на работу, на должность заместителя заведующего 1 категории в детский сад N 16. Датой начала работы является 1 апреля 1985 года.
Разделом 4 трудового договора от 18 апреля 2014 года установлены условия оплаты труда: должностной оклад; выплаты стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 40 % от должностного оклада; премия по результатам работы; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов. Также установлены выплаты компенсационного характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
12 января 2015 года заключено дополнительное соглашение в части режима рабочего времени; 5 февраля 2018 года - в части установления должностного оклада в размере 10 951 рубль; 25 июня 2019 года - в части режима рабочего времени, 14 октября 2019 года - в части установления должностного оклада в размере 11 422 рубля 80 копеек, 6 октября 2020 года - в части установления должностного оклада в размере 11 772 рубля 90 копеек, 15 февраля 2022 года - в части замены наименования работодателя на "МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, именуемое в дальнейшем "Работодатель".
Дополнительным соглашением N 319 от 15 февраля 2022 года на основании постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 3 февраля 2022 года N 354 "О создании МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым", постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 4 февраля 2022 года N 397 "Об утверждении Устава МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым", распоряжения Администрации города Феодосии Республики Крым от 15 февраля 2022 года N 98-л "О продолжении трудовых отношений" в преамбуле трудового договора слова "Центр дошкольного образования Черноморского флота, именуемый в дальнейшем "Работодатель" заменены на слова "МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым".
21 февраля 2022 года Довгаль М.Л. вручено уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора без изменения трудовых функций работника N 20, с которым она согласилась. Данным уведомлением МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, сообщило, что на основании Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Феодосия и муниципальных казенных учреждений, отнесенных к ведению МКУ "Управление образования
администрации города Феодосии Республики Крым", утвержденного в новой редакции постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 25 ноября 2019 года N 3950 (с изменениями) 24 мая 2022 года произойдут изменения в оплате труда, а именно: заработная плата работника будет состоять из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера. В выплаты стимулирующего характера входят: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы в системе образования; по итогам работы. Стимулирующие выплаты будут устанавливаться работнику учреждения в зависимости от исполнения целевых показателей эффективности работы учреждения и результативности деятельности самого работника, утвержденных локальным актом детского сада N 16. Размеры и условия осуществления указанной выплаты устанавливаются работодателем.
17 ноября 2022 года приказом N 93-к МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым действие трудового договора с Довгаль М.Л. прекращено с 21 ноября 2022 года по сокращению штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за период с 27 сентября 2021 года по 21 ноября 2022 года за 26 календарных дней.
24 мая 2022 года утверждено "Положение о системе оплаты труда работников МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым", которое предусматривает размер и условия оплаты труда работников указанного учреждения. Данным Положением предусмотрено, что премия по итогам работы за год не относится к выплате, носящей обязательный характер, и не входит в систему оплаты труда.
19 декабря 2022 года утверждено Положение о стимулирующих выплатах, которое устанавливает критерии и порядок распределения стимулирующей части заработной платы. Стимулирующие выплаты не имеют гарантированного характера и зависят от наличия средств в фонде оплаты труда.
Пункт 3.3.3 Положения дублирует условия выплаты премии за год, указанные в пункте 6.2.4 Положения о системе оплаты труда работников МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым.
19 декабря 2022 года состоялось заседание комиссии по распределению стимулирующих выплат, о чем составлен протокол N 23. Комиссией по распределению стимулирующих выплат за 2022 года (премия по итогам работы за год), стимулирующая выплата распределена действующим работникам детского сада. Вопрос о невыплате премии истцу Довгаль М.И. предметом рассмотрения комиссии не являлся.
Приказом заведующего МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым N 111-к работодателя от 23 декабря 2022 года произведено начисление выплат сотрудникам детского сада N 16 премии по итогам работы за год. Истцу Довгаль М.Л. премия не начислена.
Из карточки-справки, а также пояснений истца Довгаль М.Л. установлено, что выплаты, причитающиеся работнику, уволенному по сокращению штата, выплачены в полном объеме.
Из объяснений заведующего детским садом N 16 "Якорек" Кещиян С.В. по состоянию на 30 января 2023 года, следует, что детский сад финансируется за счет средств местного бюджета на основании разработанного плана финансовой хозяйственной деятельности. В ноябре 2022 года Довгаль М.Л. уволена по сокращению штата, которой в соответствии с положениями статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации произведены выплаты. На протяжении 2022 года работникам детского сада премии, стимулирующие выплаты, не производились. На конец 2022 года образовалась экономия денежных средств за счет свободных (не занятых) мест, больничных листов и др. в размере 845 800 рублей, которая в соответствии с Положением об оплате труда, Положением о выплате стимулирующих выплат, протокола заседания комиссии распределена в абсолютном размере для каждого работающего на момент принятия решения работника. Для уволенных работников премия не определялась. В связи с тем, что Довгаль М.Л. уволена по сокращению штатной численности в конце ноября 2022 года и на момент издания приказа о премировании работников за год не являлась фактическим работником, премия ей не назначалась и не выплачивалась.
Из сообщения МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" от 30 января 2023 года установлено, что бюджетом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в 2022 году предусмотрены денежные средства для выплаты заработной платы сотрудникам детского сада N16 "Якорек", которая производилась в соответствии с Положением об оплате труда, утверждённого постановлением администрации города Феодосии Республики Крым N 3950 от 25 ноября 2019 года. В декабре 2022 года сотрудникам выплачена премия по итогам года. Стимулирующие выплаты устанавливаются при наличии фонда оплаты труда и к обязательным выплатам не относятся.
4 февраля 2023 года в адрес МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым прокуратурой города Феодосии внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере оплаты труда.
Во исполнение представления прокуратуры города Феодосии, 27 марта 2023 года состоялось заседание комиссии по распределению стимулирующих выплат, о чем составлен протокол N 6. Из протокола следует, что экономия денежных средств образовалась в конце финансового года, в связи с чем, работникам, находящимся в трудовых отношениях с детским садом N 16 была выплачена премия по итогам года в декабре в абсолютном размере. Единогласно принято решение об отсутствии оснований выплаты премии Довгаль М.Л, поскольку на момент распределения премии она в трудовых отношениях с детским садом N 16 не состояла.
20 февраля 2023 года прокуратурой города Феодосии в адрес администрации города Феодосии Республики Крым внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Из сообщения администрации города Феодосии Республики Крым от 24 марта 2023 года, в ответчик на представление указано, что решением 33 сессии Феодосийского городского совета 2 созыва от 30 июля 2021 года N 331 "О даче согласия на принятие имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республика Крым", постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 13 января 2022 года N 65, детский сад N 16 передан в муниципальную собственность. Выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу устанавливаются при наличии фонда оплаты труда, обязательными выплатами не являются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Довгаль М.Л, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 21, 22, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, условиями трудового договора и требованиями Положения о стимулирующих выплатах, Положения о системе оплаты труда работников Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Детский сад N16 "Якорек" г. Феодосии Республики Крым, пришел к выводу, что установленное дополнительное материальное стимулирование в виде премии не является составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а является одним из видов поощрения, применений которого относиться к дискреции работодателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что дополнительное материальное стимулирование в виде премии по итогам работы не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, поскольку выплачивается только при наличии определенных условий, а размер премиальной выплаты определяется коллегиальным органом - Комиссией по распределению стимулирующих выплат - на основе показателей и критериев оценки эффективности и качества труда, полноты оказываемых услуг.
Согласно данным карточки-справки за 2022 год Довгаль М.Л. выплачены ежемесячные премии: в феврале - 774, 53 руб, в марте - 2943, 23 руб, в апреле - 2943, 23 руб, в мае 1421, 62 руб... Требований о незаконной невыплате либо недоплате премии за иные периоды истцом не заявлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционных жалобы и представления, наличие дискриминации в том, что по итогам работы за 2022 года Довгаль М.Л. не выплачена премия в связи с ее увольнением до истечения календарного года, не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение принято с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации).
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Исходя из изложенного, при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.
В соответствии с Положением о системе оплаты трудаработников МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым, утвержденным 24 мая 2022 года и.о. заведующего МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым Довгаль М.Л, система оплаты труда включает в себя размеры окладов, ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Фонд оплаты труда учреждения включает в себя оклад, ставки заработной платы, а также в пределах фонда оплаты труда выплаты компенсационного, стимулирующего характера, социального характера, включая материальную помощь (пункт 1.3).
Система оплаты труда устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; обеспечения государственных гарантий по оплате труда; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера и т.п.
Пунктом 5.1 Положения перечислены виды компенсационныхвыплат.
Согласно разделу 6 Положения, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и внутренними локальными нормативными актами в учреждениях в пределах фонда оплаты труда.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Работникам учреждения указанным положением устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
премия за выполнение особо важных и ответственных работ;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплата педагогическим работникам за выслугу лет;
надбавка работникам (кроме педагогических работников) за стаж непрерывной работы в системе образования;
надбавка за выслугу лет медицинским работникам;
премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал и год.
Премия по итогам работы за период (месяц, квартал, год) выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде, определяемой на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. При премировании может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда. Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата премий является поощрением за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Премия по итогам работы устанавливается на основании приказа руководителя учреждения и максимальным размером не ограничивается.
При увольнении работника по собственному желанию до истечения календарного месяца, премия по итогам работы за месяц, выплачивается пропорционально отработанному времени.
Положением стимулирующие выплаты рекомендуется подразделять на: выплаты, носящие обязательный характер, при наличии условий для их выплаты. К ним относятся: надбавка за наличие квалификационной категории, надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Данные выплаты осуществляются ежемесячно в обязательном порядке с учетом отработанного времени; выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренных в учреждениях).
После увольнения истца Довгаль М.Л. (21 ноября 2022 года) по инициативе работодателя, приказом заведующего детским садом N 16 от 19 декабря 2022 года N 51 утверждено "Положение о стимулирующих выплатах" (принято общим собранием работников детского сада N 16, протокол N 21 от 19 декабря 2022 года), в соответствии с пунктом 3.3.3. которого предусмотрены премиальные выплаты по итогам работы:
премия по итогам работы за месяц;
премия по итогам работы за квартал;
премия по итогам работы за год.
Премия по итогам работы за период (за месяц, квартал, год) выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде, определяемом на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. При премировании может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда. Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации) выплата премий является поощрением за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, согласно оценочных листов для оценки выполнения утвержденных критериев и показателей результативности и эффективности работы (Приложение N2).
Премия по итогам работы устанавливается на основании приказа руководителя учреждения и максимальным размером не ограничивается.
При определении размеров выплат по итогам работы учитывается:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя);
достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы;
инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
участие в выполнении важных работ, общественно значимых мероприятий;
пропорционально отработанному периоду (за месяц, квартал, календарный год).
Конкретный размер премиальных выплат по итогам работы определяется в процентах оклада (должностного оклада) или ставки заработной платы (тарифной ставки) работника или в абсолютном размере. При увольнении работника по собственному желанию до истечения календарного месяца, премия по итогам работы за месяц, выплачивается пропорционально отработанному времени.
Приведенные нормы материального права в их системном единстве судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям о взыскании с работодателя невыплаченной истцу Довгаль М.Л. премии по итогам работы за 2022 год, не установлены.
Материалами дела подтверждается, что в положениях о системе оплаты труда работников МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым и о стимулирующих выплатах, не разрешены вопросы выплаты премии по итогам работы за год работнику, уволенному по сокращению штата работников организации, то есть по инициативе работодателя.
Истец Довгаль М.Л, являясь слабой стороной трудового правоотношения, находясь в течение 11 месяцев до дня увольнения в трудовых отношениях с работодателем, добросовестно исполняла свои трудовые обязанности, могла рассчитывать на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе спорной премии по итогам работы за год.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных ими фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
С учетом приведенных норм материального права, требований истца и возражений ответчика, являлось установление следующих юридически значимых обстоятельств: стаж работы истца Довгаль М.Л. в соответствующей должности; объем и качество выполненной истцом работы в 2022 году; привлекалась ли Довгаль М.Л. в 2021-2022 году к дисциплинарной ответственности работодателем; индивидуальный вклад истца в достижение основных показателей работы детского сада; предусмотрено ли Положением о системе оплаты труда работников МБДОУ "Детский сад N 16 "Якорек" города Феодосии Республики Крым не выплата уволенному работнику по инициативе работодателя премии по итогам работы за год; имел ли место факт дискриминации в сфере оплаты труда.
Однако суд апелляционной инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили не установил, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Без установления данных обстоятельств суд апелляционной инстанции ограничился формальной ссылкой на то, что премия по итогам работы за год не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда.
Вместе с тем, такой вывод суда апелляционной инстанции, сделан без учета закрепленного в части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации права каждого на получение вознаграждения за труд, а также без учета того обстоятельства, что защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Учитывая изложенное, вследствие неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права суд апелляционной инстанции пришел к преждевременному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания спорной суммы премии.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.