Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1294/2023 (УИД 24RS0017-01-2022-005784-63) по иску Прохоренко Ольги Николаевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе в выплате ежемесячной выплаты на ребенка, признании права на получение выплаты, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю ФИО8, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прохоренко Ольга Николаевна (далее по тексту - Прохоренко О.Н, истец) обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - КГКУ "Управление социальной защиты населения", ответчик), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю, ответчик) о признании незаконными решений об отказе в выплате ежемесячной выплаты на ребенка, признании права на получение выплаты.
Требования мотивированы тем, что направленное ею 23 июня 2020 г. посредством портала государственных услуг заявление о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно удовлетворено, выплаты были получены в период с 1 января 2020 г. по 22 июня 2021 г. При подаче 22 апреля 2021 г. нового аналогичного заявления 18 мая 2021 г. ей было отказано в предоставлении указанной услуги по причине отсутствия доходов у заявителя или трудоспособных членов его семьи, с формулировкой "у отца нулевой доход". Однако в КГКУ "Управление социальной защиты населения" были предоставлены копии документов, подтверждающих заработок ФИО6 с октября 2018 г. по декабрь 2021 г. На поданное заявление от 21 декабря 2021 г. было снова отказано по тем же основаниям.
22 ноября 2022 г. истцом вновь было подано заявление через портал государственных услуг, этим же днем зарегистрировано КГКУ "Управление социальной защиты населения" и 2 декабря 2022 г. было удовлетворено, с назначением выплат на ребенка в период с 22 ноября 2022 г. по 23 февраля 2023 г.
Аншуков А.М. - супруг заявителя, оказывает возмездные юридические услуги и получает доходы от этой деятельности. Общий суммарный размер доходов в спорные периоды времени 2020 г. и 2021 г, в среднем не превышал 30000 рублей, а среднедушевой доход из расчета на 3-4 человека не превышал 10000 рублей, при установленном в г. Красноярске прожиточном минимуме в 2021 г. - 13409 рублей, с 1 января 2022 г. - 14046 рублей, с 1 июня 2022 г. - 15451 рубль.
Таким образом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г. N 140 она имела право на денежные выплаты. Документы о доходе супруга были представлены вместе с заявлением от 21 декабря 2021 г. В виду неблагоприятно сложившихся в дальнейшем отношений с Аншуковым А.М. и судебных тяжб с ним, возможности в полном объеме предоставить его декларации о полученных доходах она не имела, что могло послужить причиной отказа по заявлениям от 18 мая 2021 г. и 11 января 2022 г.
Срок для обращения ею был пропущен в виду сложившейся семейной обстановкой, ее беременностью и осложнениями, связанными с ней.
С учетом изложенного истец просила восстановить срок подачи настоящего искового заявления, установить наличие доходов Аншукова А.М. в виде оплат его услуг, начисленных за период с октября 2018 г. по декабрь 2021 г, и полученных с августа по ноябрь 2021 г. в размере 746000 рублей, в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетные периоды, признать незаконными и отменить решения КГКУ "Управление социальной защиты населения" от 18 мая 2021 г. и 11 января 2022 г. об отказе в предоставлении государственной услуги "Назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение ежемесячных денежных выплат на ребенка в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, за период с 23 июня 2021 г. по 21 ноября 2022 г, обязать ответчика назначить и выплатить ей ежемесячные денежные выплаты на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, за период с 23 июня 2021 г. по 21 ноября 2022 г.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13 июля 2023 г. исковые требования удовлетворены, решения от 18 мая 2021 г. и от 11 января 2022 г. КГКУ "Управление социальной защиты населения" об отказе в предоставлении государственной услуги "Назначение и осуществление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными, за Прохоренко О.Н. признано право на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении несовершеннолетнего ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, за период с 23 июня 2021 г. по 21 ноября 2022 г, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность назначить в отношении несовершеннолетнего ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, за период с 23 июня 2021 г. по 21 ноября 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г. решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю ФИО8, действующая на основании доверенности 27 декабря 2023 г, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 1 ноября 2014 г. между Прохоренко О.Н. и Аншуковым А.М. заключен брак. Они являются родителями ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО9, "данные изъяты"
По заявлению Прохоренко О.Н. от 23 июня 2020 г. КГКУ "Управление социальной защиты населения" вынесено положительное решение от 10 июля 2020 г. о назначении пособия в размере 6212 рублей на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г, 6459 рублей на период с 1 января 2021 г. по 31 мая 2021 г, 4736, 60 рублей на период с 1 июня 2021 г. по 22 июня 2021 г.
Также по заявлению Прохоренко О.Н. от 22 ноября 2022 г. КГКУ "Управление социальной защиты населения" вынесено положительное решение от 1 декабря 2022 г. о назначении пособия в размере 15243 рубля на период с 1 декабря 2022 г. по 31 января 2023 г, 12521, 04 рублей на период с 1 февраля 2023 г. по 23 февраля 2023 г, 4572, 90 рублей на период с 22 ноября 2022 г. по 30 ноября 2022 г.
По заявлению Прохоренко О.Н. от 22 апреля 2021 г. о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО6 уведомлением от 18 мая 2021 г. ей было отказано в назначении указанной выплаты в соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 в связи с отсутствием доходов у отца.
По заявлению Прохоренко О.Н. от 21 декабря 2021 г. о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО6 уведомлением от 11 января 2022 г. ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с подпункта "ж" пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 в связи с отсутствием доходов у отца.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Прохоренко О.Н. исходя из того, что истцу неправомерно было отказано в предоставлении спорной выплаты несмотря на то, что в КГКУ "Управление социальной защиты населения" были предоставлены договор о возмездном оказании юридических услуг от 8 октября 2018 г, заключенный между Аншуковым А.М. и ООО "Активити" об оказании юридических услуг, акты об оказании услуг от 9 августа 2021 г, от 22 октября 2021 г, от 14 декабря 2021 г, также платежные поручения от 19 августа 2021 г, 23 августа 2021 г, 29 ноября 2021 г, 30 ноября 2021 г. в доказательство получения Аншуковым А.М. дохода за период с 2018 г.
Суд первой инстанции исходил из того, что согласно письменным пояснениям Аншукова А.М, с 2018 г. он оказывает возмездные юридические услуги организации, рассмотрение дела по которой в арбитражном суде растянулось на три года, в связи с чем оплата по данному делу в сумме 746000 рублей была получена им лишь в августе 2021 г. Получение дохода Аншуковым А.М. только в 2021 г. также подтверждается сведениями из налоговой декларации формы 3-НДФЛ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (действовал на период обращений Прохоренко О.Н, вынесения КГКУ "Управление социальной защиты населения" оспариваемых решений, утратил силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199).
При этом высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199).
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 (утратило силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2522) утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
Как следует из содержания пункта 1 Основных требований, они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Это право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункты 3-5 Основных требований).
Согласно пункту 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которому в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", подпрограммы "Социальная поддержка семей, имеющих детей" государственной программы Красноярского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 507, утвержден порядок и условия назначения ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 2 марта 2021 г. N 110-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения красноярского края на 2021 год", величина прожиточного минимума в Красноярском крае на душу населения установлена в 2021 - 13409 рублей, для трудоспособного населения - 14186 рублей, для детей - 14095 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 29 сентября 2021 г. N 674-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2022 год" с 1 января 2022 г. величина прожиточного минимума в Красноярском крае на душу населения установлена в размере 14046 рублей, для детей - 14645 рублей, с 1 июня 2022 года величина прожиточного минимума в целом по Красноярскому краю на душу населения - 15451 рубль, для трудоспособного населения - 16841 рубль, для детей - 16110 рублей.
Таким образом, для предоставления права на ежемесячную выплату размер среднедушевого дохода семьи, проживающей в Красноярском крае, не должен превышать величину в 2021 году - 13409 рублей, в 2022 году - 14046 рублей до 1 июня, 15451 рублей с 1 июня.
В пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
Согласно пункту 22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно подпункту "ж" пункта 16 Основных требований основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 настоящих основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации); заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения); заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей; заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи
заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается). Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается. При принятии решения о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной выплаты с учетом обстоятельств, предусмотренных предложением третьим подпункта "а" пункта 21 настоящих основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, не принимается.
Отказывая Прохоренко О.Н. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет КГКУ "Управление социальной защиты населения" исходило из того, что у супруга заявителя отсутствовали доходы за период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г, с августа 2020 г. по июль 2021 г.
Согласно сводкам по запросу на Аншукова А.М. от 18 мая 2021 г. в отчетные периоды 2019 года и 2020 года сведений о его трудоустройстве и доходах не имеется.
Вместе с тем 21 декабря 2021 г. Аншуковым А.М. начальнику территориального отделения КГКУ "Управление социальной защиты населения" предоставлен договор о возмездном оказании юридических услуг от 8 октября 2018 г, акты об оказании услуг от 9 августа 2021 г, от 22 октября 2021 г, от 14 декабря 2021 г, также платежные поручения от 19 августа 2021 г, 23 августа 2021 г, 29 ноября 2021 г, 30 ноября 2021 г. в подтверждение получения им дохода за период с 2018 года.
Согласно письменным пояснениям Аншукова А.М. с 2018 года он оказывает возмездные юридические услуги организации, рассмотрение дела по которой в арбитражном суде растянулось на три года, в связи с чем оплата по данному делу в сумме 746000 рублей была получена им лишь с августа 2021 года.
Согласно сведениям о доходах физических лиц из налоговой декларации формы 3-НДФЛ за отчетный налоговый период 2021 год сумма дохода Аншукова А.М. составляет 746000 рублей.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что фактически у отца несовершеннолетнего ФИО6 - Аншукова А.М. имелся доход, который был получен в 2021 году за период работы с 2018 года по 2021 год, с учетом этого дохода, распределенного на те месяцы, которые приходятся на расчетные периоды, размер среднедушевого дохода семьи не превышал величину прожиточного минимума в Красноярском крае на душу населения в спорные периоды.
Кассационная жалоба не содержит доводов несогласия с выводами судов об учете полученного Аншуковым А.М. в 2021 году дохода на период работы с 2018 года по 2021 год, вместе с тем правового обоснования приведенного вывода оспариваемые судебные акты не содержат.
Удовлетворения заявленные исковые требования и признавая за Прохоренко О.Н. право на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении несовершеннолетнего ФИО6 за период с 23 июня 2021 г. по 21 ноября 2022 г, суд первой инстанции возложил обязанность по назначению указанной ежемесячной денежной выплаты на ОСФР по Красноярскому краю, не отразив в решении суда основания возложения такой обязанности именно на ОСФР по Красноярскому краю.
Суд апелляционной инстанции в указанной части согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что такая обязанность обоснованно возложена на ОСФР по Красноярскому краю, поскольку именно ОСФР по Красноярскому краю является надлежащим ответчиком, спорная выплата не была назначена до 1 января 2023 г.
Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" утратил силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей".
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение назначенных до дня вступления в силу настоящего Указа выплат, предусмотренных в том числе указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или до назначения предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Указа.
Таким образом, право на получение выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и назначенной до 1 января 2023 г. сохраняется до окончания периодов, на которые они назначены, или до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до указанной даты.
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Поскольку обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в период до 31 декабря 2022 г. лежала на КГКУ "Управление социальной защиты населения", эта обязанность им не была выполнена, а пенсионному органу не переданы полномочия и средства для выплаты задолженности по ежемесячной денежной выплате за период до 31 декабря 2022 г, то нельзя признать основанным на законе вывод судов первой и апелляционной инстанций об освобождении КГКУ "Управление социальной защиты населения" от исполнения данной обязанности и возложении данной обязанности на ОСФР по Красноярскому краю, которое производит выплаты иного пособия на детей до 17 лет.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.