Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1351/2023, УИД: 24RS0046-01-2022-006484-15 по иску Искуль Веры Романовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о перерасчете пенсии, выплате невыплаченной части пенсии, по кассационной жалобе и дополнениям к ней Искуль Веры Романовны на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 8 сентября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения Искуль В.Р, поддержавшей доводы кассационной жалобы и дополнений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Искуль В.Р. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту также ОСФР по Красноярскому краю), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту также ОСФР по Республике Саха (Якутия)) о возложении обязанности при определении размера базовой части пенсии применить коэффициент в размере 1, 7 и произвести перерасчёт пенсии с 1 января 2004 г. по день вынесения судебного решения, произвести расчёт пенсии с учетом валоризации, на ОСФР по Красноярскому краю возложить обязанность произвести выплату образовавшейся задолженности с 1 января 2004 г. по день вынесения решения судом.
Требования мотивированы тем, что является получателем пенсии с 21 ноября 1994 г. В период с 9 сентября 1983 г. по 30 июня 1996 г. она постоянно проживала и работала в республике Саха-Якутия, где к заработной плате районный коэффициент установлен в размере 70%. При назначении Искуль В.Р. пенсии были допущены нарушения, а именно: не произведены валоризация величины расчетного пенсионного капитала с 1 января 2010 г, повышение базовой части трудовой пенсии произведено с 1 января 2013 г, а не с 1 января 2004 г, неверно учтены сведения, изложенные в справке о заработной плате с 1981 года по 1985 год.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 8 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023 г, в удовлетворении иска Искуль Веры Романовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о перерасчете пенсии, выплате невыплаченной части пенсии - отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней истец Искуль В.Р. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд и указанием на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда.
Относительно доводов кассационной жалобы и доводов, указанных в дополнениях к кассационной жалобе, возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России ОСФР по Республике Саха (Якутия) получило судебное извещение 15 января 2024 г, ОСФР по Красноярскому краю - 8 января 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
К кассационной жалобе и дополнениям к ней истцом были приложены дополнительные документы, о приобщении которых к материалам гражданского дела ею было заявлено ходатайство в судебном заседании.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного Искуль В.Р. ходатайства о приобщении дополнительных документов судебной коллегией отказано, соответствующие документы возвращены истцу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и доводы дополнений к кассационной жалобе, заслушав пояснения Искуль В.Р, поддержавшей доводы кассационной жалобы и дополнений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в соответствии со справкой главы п. Чульман Республики Саха-Якутия Искуль В.Р. работала в тресте "Бамстроймеханизация" в период с 15 апреля 1976 г. по 18 октября 1991 г, также указано, что с 1975 года в Республике Саха-Якутия установлен районный коэффициент в размере 70% к заработной плате, установленный Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 352 от 29 апреля 1975 г.
Согласно справке, выданной 19 сентября 2002 г. ГУП "Нерюнгринский", в период с 9 сентября 1983 г. по 30 июня 1996 г. Искуль В.Р. была трудоустроена на разрезе. В связи с тем, что ГУП "Нерюнгринский" находится в г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) к заработной плате выплачивался 70% коэффициент.
Из справки о выплатах Искуль В.Р, N года рождения, следует, что она является получателем пенсии и социальных выплат от Пенсионного фонда Российской Федерации на период с 1 января 2005г. по 31 декабря 2012г.
В соответствии с историей выплат страховой пенсии по старости Искуль В.Р. по состоянию на январь 2023 года, сумма к выплате составляет 26996, 15 руб, выплата производится через отделение почтовой связи.
Полагая, что пенсия ей начисляется неправильно и выплачивается не в полном объеме, Искуль В.Р. неоднократно направляла обращения в пенсионные органы и прокуратуру.
Так, ОПФР по Красноярскому краю на обращение Искуль В.Р. дан ответ от 12 декабря 2019 г, которым разъяснено, что она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25 февраля 1999 г, пенсия назначена с 16 января 1995 г. в соответствии с данными Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту также ПФР) по данным трудовой книжки.
В соответствии с ответом ОПФР по Красноярскому краю от 27 октября 2020 г. на обращение Искуль В.Р, истцу установлена досрочная трудовая пенсия 21 ноября 1994 г. в соответствии со ст.12-14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2002г. в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и рассчитана по п.3 ст. 30 данного Федерального закона. Пенсия рассчитана на основании справки о заработной плате за 1981-1985 г.г, а также была включена работа с 29 января 1969г, общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002г, исчисленный в календарном порядке составил 29 лет 05 месяцев 06 дней, из которого северный стаж составляет 17 лет 06 месяцев 26 дней. Поскольку Искуль В.Р. после 1 января 2002г. не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы на лицевой счет не производились, при расчете пенсионного капитала было применено повышенное отношение заработков 1, 4, с учетом действующего в Республике Саха Якутия и установленного в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007г. N 312-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С 1 января 2020г. после проведенной индексации размер пенсии составил 8529 рублей 38 копеек.
Из ответа ОПФР по Красноярскому краю от 14 апреля 2020 г. на обращение Искуль В.Р. следует, что нарушения норм пенсионного законодательства и порядка исчисления пенсии не установлено.
Из приведенных в решении суда первой инстанции ответов прокуратуры Свердловского района г. Красноярска, прокуратуры Красноярского края следует, что с 1 августа 2007 г. выплатное дело поступило в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска, истец поставлена на учет с установленным размером пенсии 3462, 25 рублей, был установлен районный коэффициент в размере 1, 4 в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". По состоянию на 1 января 2021 г. пенсия, выплачиваемая Искуль В.Р, составляет 21563, 12 руб, размер которой складывается из 9006, 72 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости основная выплата, установленная в соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" + 12496, 40 руб. страховая пенсия по старости, установленная в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Разъяснено, что с учетом индексации в период с 1 января 2008 г. по дату ответа на заявления фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 9006, 72 руб. В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истцу была автоматически произведена валоризация пенсии, коэффициент которой составил 37%, то есть 1424, 27 рублей.
В ходе проведенных проверок установлено, что в общий трудовой стаж включены все периоды работы согласно сведениям трудовой книжки, в том числе в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые учтены при расчете размера пенсии. Выезд из районов Крайнего Севера и передача пенсионного дела по новому месту жительства не повлек неверный расчет трудового стажа.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 октября 2019 г. следует, что Искуль В.Р,, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 19028 рублей 86 копеек, по состоянию на 16 июля 2021 г. - 21568 рублей 12 копеек.
Согласно справке, выданной УПФР в Свердловском районе г. Красноярска Искуль В.Р. состоит на учете с 1 августа 2007 г, где получала пенсионные выплаты до 31 декабря 2012 г.
ОПФР по Красноярскому краю дан ответ на обращение заявителя Искуль В.Р, из которого следует, что последней с 16 января 1995 г. установлена пенсия по старости, все данные о страхователях при назначении и перерасчете пенсии были учтены. Поскольку после 1 января 2002г. заявитель Искуль В.Р. не работала, страховые взносы не поступали на ее индивидуальный лицевой счет.
ОСФР Российской Федерации по Республике Саха-Якутия 29 марта 2022г. Искуль В.Р. дан ответ, что ее пенсионное дело по запросу ГУ - Отделения ПФР по Красноярскому краю передано по месту жительства.
Вместе с тем из ответа на судебный запрос ОСФР по Республике Саха (Якутия) от 23 марта 2023 г, копии выписки из электронного журнала регистрации запросов выплатных дел, материалов выплатного дела следует, что пенсионное выплатное дело Искуль В.Р. по запросу, поступившему 29 июня 2007 г. в адрес пенсионного органа в Республике Саха (Якутия), снято с учета и направлено в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска 3 июля 2007 г, пенсия выплачена по 31 июля 2007г.
Разрешая требования истца к ОСФР по Красноярскому краю и ОСФР по Республике Саха (Якутия) о перерасчете размера базовой пенсии с учетом районного коэффициента 1, 7 и валоризации с 1 января 2010 г, выплате недоплаченной пенсии с 1 января 2004 г, суд первой инстанции, с учетом приведенных сведений из выплатного дела истца, проведенных проверок по обращению истца в пенсионные органы и органы прокуратуры, установил, что Искуль В.Р. назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера на протяжении 16 лет 6 месяцев 5 дней и общего трудового стажа 28 лет 5 месяцев 5 дней.
Материалами пенсионного дела и ответами на обращения истца подтверждено осуществление пенсионным органом с 1 октября 2010 г. перерасчета размера пенсии в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, с коэффициентом валоризации 37% (27% + 10%), исходя из общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. - 27 лет 4 месяца 6 дней (продолжительность общего стажа работы после 1 января 1991 г. - 29 дней 0 месяцев 1 год общий трудовой стаж - 28 лет 5 месяцев 5 дней), доплата по валоризации на 1 января 2010 г. составила 1425, 27 рублей.
Оснований для удовлетворения требования Искуль В.Р. о применении районного коэффициента равного 1, 7 в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судом первой инстанции не установлено, так как при расчете пенсионного капитала пенсионным органом обоснованно применен коэффициент равный 1, 4, поскольку районный коэффициент равный 1, 7 был установлен на территории Республики Саха (Якутия) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" к заработной плате только на период строительства комплекса с 1975 по 1982 год. Повышенный районный коэффициент в размере 1, 7 был установлен Постановлением Верховного Совета Якутской - Саха ССР от 28 июня 1991 г, и в целях пенсионного обеспечения он применяться не может.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 г. устанавливался Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
В соответствии со статьей 112 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Пунктом 2 разъяснения Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 11 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" регламентировано, что при назначении пенсии за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и в случае выезда на новое постоянное место жительства за пределы указанных регионов предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяются максимальные размеры трудовых пенсий, составляет 1, 5.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5; не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8; не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "в" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1, 2.
Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 г, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В подпункте "г" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" также разъяснено, что если лица до 1 января 2002 г. работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1, 2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9 (повышенное отношение заработков).
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников. В пункте 6 Приложения, утвержденного названным Постановлением, указаны районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1, 4. В частности в ряде районов Якутской АССР, за исключением районов, указанных в пунктах 1 и 4, в том числе и в г. Нерюнгри, централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1, 4.
Пунктом 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" предусмотрено применение районного коэффициента 1, 7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и г. Нерюнгри. Однако действие данного Постановления распространено только на период строительства названного комплекса.
Как следует из пунктов 1 и 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1976 г. N 10/14 районный коэффициент 1, 70, установленный в соответствии с пунктом 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352, применяется к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей Южно-Якутского угольного комплекса и расположенных в районе строительства. Указанный районный коэффициент применяется к заработной плате работников на период строительства Южно-Якутского угольного комплекса.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что районный коэффициент 1, 7, установленный Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352, при расчете пенсии истца применяться не может. Пенсионные органы обоснованно применили коэффициент 1, 4, установленный Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18.
Вопреки доводам кассационной жалобы о наличии судебного решения, которым установлен коэффициент 1.7, а также постановления о возбуждении исполнительного производства N от 3 июля 2003 г, которое, по мнению истца, не исполнялось, суды правильно исходили из содержания выплатного дела, согласно которому Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нерюнгри с учетом вступившего в законную силу судебного решения произведен перерасчет истцу пенсии с учетом районного коэффициента 1, 7, в связи с чем правовых оснований для возложения такой обязанности на ОСФР по Республике Саха (Якутия) за период, предшествовавший передаче пенсионного дела в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска у судебных инстанций не имелось.
Доводы истца о необходимости исполнения вступившего в законную силу судебного акта, установившего коэффициент 1.7, на территории Красноярского края, также правомерно отклонены судом за необоснованностью, поскольку повышенный районный коэффициент в размере 1, 7 был установлен в соответствии с постановлением Верховного Совета Якутской (Саха) ССР от 24 сентября 1991г. "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР", так как принят законодательным органом субъекта Российской Федерации. Источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления Верховного Совета Якутской (Саха) ССР являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N167-ФЗ от 15 декабря 2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу статьи 16 этого же Закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
С учетом установленных обстоятельств дела, правильным является вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возложения на пенсионные органы Красноярского края и Республики Саха (Якутия) обязанности по перерасчету и выплате Искуль В.Р. пенсии в большем размере, чем установлено в настоящее время.
Поскольку назначение и выплата пенсии Искуль В.Р. произведена соответствующими органами пенсионного фонда в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, анализом материалов выплатного дела, сведениями, содержащимися в проводимых компетентными органами по обращению истца проверках, суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 8 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней Искуль Веры Романовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.