Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0031-01-2023-000043-70 (N 2-360/2023) по иску Шичкова Василия Ивановича к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края", Военному комиссариату Курагинского района о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, включении периодов в выслугу лет, назначении пенсии
по кассационной жалобе Шичкова Василия Ивановича на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 5 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шичков В.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" (далее- ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу", также - ФКУ УФО МО РФ по ЦВО), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" (далее- ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края"), Военному комиссариату Курагинского района о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, включении периодов в выслугу лет, назначении пенсии.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу техником электротехнической группы электротехнического дивизиона электромеханической боевой части войсковой части N "адрес" в звании мичмана, досрочно уволен с военной службы приказом командующего подводными силами Тихоокеанского флота от 15 июля 2018 г. N в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".).
Из приказа командира войсковой части N по строевой части от 12 сентября 2018 г. N ?-1 следует, что на 14 сентября 2018 г. выслуга лет Шичкова В.И. в Вооруженных Силах РФ составила: в календарном исчислении - 10 лет 03 месяца 13 дней; в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 18 дней.
Истец считает, что периоды его обучения в Красноярском командном речном училище, служба на Камчатке, период нахождения на лечении в льготном исчислении необоснованно не включены в расчет.
По состоянию на момент увольнения истца (14 сентября 2018 г.) выслуга должна составлять 21 год 10 месяцев 6 дней исходя из следующего расчета: 2 года 7 месяцев 14 дней (период выслуги в льготном исчислении с 31 мая 2008 г. по 2 ноября 2009 г. согласно справке в/ч N от 2 ноября 2009 г. N) + 19 лет 2 месяца 12 дней (выслуга в льготном исчислении периода с 2 ноября 2009 г. по 14 сентября 2018 г. - 9 лет 7 месяцев 6 дней (календарных) х 2)= 21 год 10 месяцев 6 дней.
Срочная служба в армии (служба по призыву) в период с 7 июня 2008 г. по 23 июля 2008г. (в/ч N) и с 23 июля 2008 г. по 9 февраля 2009 г. (в/ч N) в районах Крайнего Севера необоснованно не была засчитана в выслугу лет в льготном исчислении в нарушение п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно положениям которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Кроме того, указанная служба в армии относится к периодам, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях (служба в районах Крайнего Севера).
В период с 11 ноября 2015 г. по 3 декабря 2015 г. (23 дня) истец находился на стационарном обследовании в "данные изъяты" отделении филиала N 6 ФГКУ "1469 ВМКГ" МО РФ г. Гаджиево. В период с 9 января 2018 г. по 30 января 2018 г. (22 дня в стационаре) и с 1 февраля 2018 г. по 15 февраля 2018 г. (15 дней "данные изъяты") он находился на лечении в "данные изъяты" отделении филиала N 3 ФГКУ "1477 ВМКГ" МО РФ.
Указанные периоды нахождения на лечении необоснованно не включены в выслугу лет в льготном исчислении один к трем.
Просил суд возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет выслуги лет, определив его продолжительностью 23 года 3 месяца 2 дня, включив в него периоды: обучения в Красноярском командном речном училище с 9 августа 1999 г. по 12 апреля 2002 г. (дневное отделение -2 года 8 мес. 4 дня) и с 27 ноября 2003 г. по 4 февраля 2005 г. (заочно - 1 год 2 мес. 8 дней) из расчета 1 год обучения за 6 месяцев выслуги (2 года 4 мес. 6 дней); срочной службы в армии (служба по призыву) в период с 31 мая 2008 г. по 23 июля 2008 г. (N) и с 23 июля 2008 г. по 9 февраля 2009 г. (N) в районах Крайнего Севера, из расчета один день военной службы за два дня выслуги (6 мес. 24 дней х 2); время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях в период с 11 ноября 2015 г. по 3 декабря 2015 г. (23 дня) в "данные изъяты" отделении филиала N 6 ФГКУ "1469 ВМКГ" МО РФ г. Гаджиево, в период с 9 января 2018 г. по 30 января 2018 г. (22 дня в стационаре) и с 1 февраля 2018 г. по 15 февраля 2018 г. (15 дней "данные изъяты") находился на лечении в "данные изъяты" отделении филиала N 3 ФГКУ "1477 ВМКГ" МО РФ, исходя из расчета один день лечения к трем дням службы (60 дней х З), также обязать ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" назначить Шичкову В.И. пенсию, начиная с 14 сентября 2018 г. (день исключения из списков части).
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 5 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2023 г. решение Курагинского районного суда Красноярского края от 5 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шичков В.И. просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу", судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец окончил Красноярское командное речное училище по специальности: "Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании" с присвоением квалификации - техник-судоводитель. Обучался на очном (дневном) отделении с 1 сентября 1999 г, отчислен с очного (дневного) отделения 12 апреля 2002 г, с 27 ноября 2003 г. обучался на заочном отделении, завершил обучение 4 февраля 2005 г.
По окончании обучения Шичкову В.И выдан диплом о среднем профессиональном образовании серии N, регистрационный номер N от 4 февраля 2005 г.
31 мая 2008 г. призван на военную службу. С 31 мая 2008 г. по 8 февраля 2009 г. проходил военную службу по призыву.
9 февраля 2009 г. истцом заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на срок 3 года.
В период с 9 февраля 2009 г. по 14 сентября 2018 г. Шичков В.И. проходил военную службу по контракту службу в условиях Крайнего Севера.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части N по строевой части от 12 сентября 2018 г. N мичман Шичков В.И. досрочно уволен с военной службы приказом Командующего подводными силами Тихоокеанского флота от 15 июля 2018 г. N в запас в связи организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" без права ношения военной формы и знаков различия); с 14 сентября 2018 г. мичман Шичков В.И. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в военный комиссариат Курагинского района Красноярского края.
Специалистами отдела (подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий) ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" согласно материалам личного дела военнослужащего мичмана Шичкова В.И. произведен расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию от 21 декабря 2018 года, согласно которому выслуга лет военной службы истца составила: в календарном исчислении - 10 лет 03 месяца 13 дней, в льготном исчислении - 19 лет 10 месяцев 18 дней.
В расчет включены следующие периоды военной службы: в календарном исчислении с 31 мая 2008 г. по 14 сентября 2018 г, на основании выписок из приказов командиров войсковых частей, послужного списка и контракта, а всего 10 лет 03 месяца 13 дней; в льготном исчислении один месяц службы за два месяца с 9 февраля 2009 г. по 14 сентября 2018 г. за период службы на полуострове Камчатка на основании выписок из приказов командиров войсковых частей и послужного списка в соответствии с абзц. 4 подп. "в" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее- Постановление N 941) в расчет включено - 9 лет 07 месяцев 05 дней.
Отказывая во включении в расчет выслуги лет периода обучения Шичкова В.И. в Красноярском командном речном училище с 9 августа 1999 г. по 12 апреля 2002 г. (дневное отделение - 2 года 8 мес. 4 дня) и с 27 ноября 2003 г. по 4 февраля 2005 г. (заочно - 1 год 2 мес. 8 дней) из расчета 1 год обучения за 6 месяцев выслуги (2 года 4 мес. 6 дней), суд первой инстанции установил, что Шичков В.И. уволен из Вооруженных сил Российской Федерации в воинском звании мичмана, которое не относится к офицерским составам военнослужащих, тогда как абзац первый п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусматривает включение периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии только для офицеров.
Разрешая требования истца о необходимости включения периода его срочной службы в армии (служба по призыву) с 31 мая 2008 г. по 23 июля 2008 г. и с 23 июля 2008 г. по 9 февраля 2009 г. в районах Крайнего Севера, исходя из расчета один день военной службы за два дня выслуги, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе включения спорных периодов в расчет выслуги лет в льготном исчислении, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих прохождение службы по призыву в условиях, перечисленных в абз. 1 п.5 Порядка исчисления выслуги лет, а сама по себе служба по призыву подлежит учету при исчислении выслуги лет в календарном порядке.
Отказывая во включении в расчет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, периодов нахождения Шичкова В.И. на излечении в лечебных учреждениях с 11 ноября 2015 г. по 3 декабря 2015 г. (23 дня) в "данные изъяты" отделении филиала N 6 ФГКУ "1469 ВМКГ" МО РФ г. Гаджиево, в период с 9 января 2018 г. по 30 января 2018 г. (22 дня в стационаре) и с 1 февраля 2018 г. по 15 февраля 2018 г. (15 дней "данные изъяты") ввиду нахождения на лечении в "данные изъяты" отделении филиала N 3 ФГКУ "1477 ВМКГ" МО РФ, (60 дней х 3), суд первой инстанции руководствовался положениями п. 3 п.п. "б" абз. 3 Постановления Правительства РФ N941, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим подлежат зачету на льготных условиях: один месяц службы за три месяца - время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав именно действующей армии.
Установив, что старшина II статьи к/сл Шичков В.И. находился в стационарном обследовании в "данные изъяты" отделении филиала N6 ФГКУ N1469 ВМГК" МО РФ г. Гаджиево с 11 ноября 2015 г. по 3 декабря 2015 г. с диагнозом - "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что нормы материального права судами применены правильно.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает, что пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно п. "а"ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 этого закона (в их числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В силу ч. 1 ст. 18 названного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной ^противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу
(но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона.
Согласно п. 2 постановления Правительства Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" засчитывать выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.
В соответствии с п. 3 раздела 7 Порядка организации деятельности Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный Центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействии с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 150, ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" в части организации и исчисления выслуги лет (общего трудового стажа) для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу в частях и организациях, дислоцированных на территории военного округа должно расчеты выслуги лет военнослужащего и расчеты общего трудового стажа на пенсию (формы N 78 и 79 форм документов (с использованием класса 60 Общероссийского классификатора управленческой документации), используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, по которым не предусмотрены унифицированные формы документов и унифицированные формы первичных документов и регистров бюджетного учета, в которые внесены дополнительные реквизиты, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 139 "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации) для назначения пенсий военнослужащим, проходящим военную службу.
В расчете выслуги лет военнослужащего на пенсию указываются периоды воинской службы и другой деятельности, засчитываемые в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на условиях, установленных п. 2 Постановления N 941, либо на соответствующих льготных условиях, а также общая выслуга лет на пенсию. В расчете общего трудового стажа на пенсию указываются все календарные периоды военной службы и отдельно календарные периоды работы учебы и иные периоды, включаемые в общий трудовой стаж.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 декабря 2021 г. N 2778-0 указал, что п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусматривает календарный порядок зачета периодов прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в выслугу лет (кроме отдельных периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях). Установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, основано на объективных критериях, положение абз. 1 п. 5 приведенного выше постановления, будучи элементом правового регулирования, направленного на обеспечение реализации пенсионных прав соответствующих категорий граждан, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Установив, что общая выслуга лет военной службы истца (в календарном 10 лет 3 месяца 13 дней и в льготном исчислении 9 лет 7 месяцев 5 дней) составляет менее 20 лет (а именно 19 лет 10 месяцев 18 дней), предусмотренных законом оснований для включения спорных периодов военной службы в льготный стаж и назначении истцу пенсии по данному основанию с 14 сентября 2018 г. не имеется, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассатора о том, что он был введен в заблуждение информацией, указанной в справке от 2 ноября 2009 г. N (т.1, л.д.18), выданной ему воинской частью, в которой был указан период выслуги лет по состоянию на 1 ноября 2009 г, и на этот период истец ориентировался при исчислении продолжительности стажа военной службы, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку в справке не указан порядок расчета, не указаны конкретные периоды, которые зачтены в выслугу лет. Судами проверен порядок исчисления выслуги лет истца, произведенный уполномоченными органами, суды пришли к выводу о том, что выслуга подсчитана верно.
Информация, содержащаяся в указанной справке, сама по себе на выводы суда не влияет, поскольку в ней отражены сведения по состоянию на 1 ноября 2009 г, тогда как истец не согласен с расчетом, произведенным по состоянию на 2018 год.
Доводы истца о заблуждении относительно срока военной службы, который засчитывается в стаж, опровергаются сведениями, указанными в представлении истца к увольнению от 15 июня 2018 г, из которого усматривается что истцу разъяснялся порядок расчета выслуги лет, что по состоянию на 28 мая 2018 г. в календарном исчислении выслуга составляет 9 лет 3 мес. 15 дней, а в льготном - 19 лет 3 мес.15 дней, что с расчетом выслуги истец ознакомлен и согласен (т.1, л.д. 75, оборот).
Следует отметить, что федеральный законодатель, закрепляя в п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 для лиц, проходивших военную службу и сотрудников органов, осуществлявших правоохранительную деятельность, право на получение пенсии за выслугу лет лиц при наличии выслуги на соответствующей службе не менее 20 лет, установилв ст. 18 данного Закона и правило о том, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий названным категориям граждан и их семьям, определив обычный (п.п. 1, 1.1 - 1.5) и льготный (п.п. 2, 3, 6, 7) порядок исчисления выслуги лет.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации (Определения от 9 марта 2017 г. N 358-О, от 5 июня 2018 г. N 1403-О, от 20 июля 2023 г. N 1879-О и др.).
Судами верно учтено, что один месяц военной службы засчитывается за три месяца в случае непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии.
Ссылки кассатора на то, что приведенная норма не содержит указание на получение травмы в период боевых действий, не свидетельствует о неправильных выводах судов, поскольку указанные выводы судов соответствуют правовому регулированию, приведенному в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом разъяснений, изложенных в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы".
Поскольку обстоятельств получения травмы в составе частей действующей армии в отношении периода нахождения истца на вышеуказанном лечении не установлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для льготного исчисления спорного периода.
Доводы кассатора о несогласии с толкованием приведенных норм права, субъективное толкование кассатором указанных положений закона, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курагинского районного суда Красноярского края от 5 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шичкова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.