Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Андрея Адольфовича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о взыскании пенсионных выплат (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1802/2023)
по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области на решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 09 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кравченко А.А. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействия по неназначению пенсии по старости с 23.09.2020 года, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 23.09.2020 и произвести перерасчет пенсии с указанной даты.
Исковые требования мотивированы тем, что 23.09.2020 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по стрости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Сотрудником пенсионного органа было сообщено, что представленные документы приняты на рассмотрение, в случае положительного решения по заявлению, пенсия будет назначена, о чем заявителю сообщат.
В период с 23.09.2020 по 01.12.2021 информация о рассмотрении заявления истцу предоставлена не была, пенсия не была назначена. В декабре 2021 года истец повторно обратился в пенсионный орган.
С 18.01.2022 Кравченко А.А. назначена пенсия по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Кравченко А.А. считает, что страховая пенсия по старости должна быть назначена ему с момента первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с 23.09.2020, поскольку право на назначение пенсии возникло у него с момента достижения 55 лет.
Учитывая, что при обращении 23.09.2020 пенсия истцу назначена не была, бездействие пенсионного органа подлежит признанию незаконным.
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 9 октября 2023 года, исковые требования Кравченко Андрея Адольфовича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о взыскании пенсионных выплат удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области по не уведомлению Кравченко Андрея Адольфовича о возникновении у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 23.09.2020.
За Кравченко Андреем Адольфовичем признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 23.09.2020.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Кравченко Андрею Адольфовичу досрочной страховой пенсии по старости за период с 23.09.2020 по 17.01.2022 включительно.
В кассационной жалобе представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области Леднева С.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что 23.09.2020 истец обратился в Отделение с заявлением об оказании содействия в запросе справок, уточняющих особый характер работы. После этого с заявлением о назначении пенсии он обратился только 18.01.2022. Пенсионное законодательство предусматривает заявительный порядок назначения пенсии, территориальные органы СФР могут оказать содействие в получении справок, однако обязанность по предоставлению справок, также как подача заявления в установленной форме, возложена на заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кравченко А.А... 30.03.1965 года рождения, обратился 23.09.2020 года в Отделение Пенсионного фонда России по Ярославской области (Дзержинский район).
Из расписки - уведомления Кравченко А.А. от 23.09.2020 следует, что им в пенсионный орган представлены; паспорт, трудовая книжка, военный билет, диплом, свидетельство, подтверждающие его образование. Одновременно Кравченко А.А. подано заявление об истребовании справок, уточняющих особый характер его работы за следующие периоды: с 13.07.1983 по 06.10.1983 в должности электромонтера по ремонту оборудования Шинного завода, с 13.01.1986 по 31.03.1991 в должности сборщика покрышек Шинного завода, с 01.04.1991 по 22.10.1991 в должности сборщика покрышек, с 02.04.1992 по 25.07.1994 в должности сборщика покрышек Шинного завода, с 09.02.2000 по 28.04.2000 в должности вулканизаторщика ЯШРЗ (л.д.71, 72).
Из пояснений истца следует, что 23.09.2020 он обратился в территориальный орган Пенсионного фонда по вопросу назначения пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", им было подано заявление о назначении пенсии. Заявление об истребовании дополнительных документов было написано истцом по указанию сотрудника пенсионного органа, который осуществлял прием документов и заверил заявителя, что все необходимые для оценки его пенсионных прав документы будут запрошены пенсионным органом самостоятельно, после чего Кравченко А.А. уведомят о назначении пенсии.
Данные объяснения истца подтверждаются показаниями свидетеля Кравченко О.С, которая указала, что целью обращения истца 23.09.2020 в территориальный орган Пенсионного фонда была именно подача заявления о назначении пенсии, и сотрудник пенсионного органа при приеме документов пояснила, что истца пригласят и уведомят о результате обращения (л.д. 75-77).
На расписке, представленной в материалы дела истцом, сотрудником пенсионного органа выполнена рукописная запись о том, что дата права не определена, запрошены документы (л.д. 11).
На расписке-уведомлении, представленной ответчиком, сотрудником пенсионного органа выполнена рукописная запись о необходимости определения даты выхода на пенсию заявителя и уведомления его об этом (л.д. 72-73).
Из письменного отзыва Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области следует, что на 23.09.2020 сотрудник пенсионного органа не имел возможности определить наличие права у истца на пенсию на основании представленных им документов.
Изложенными обстоятельствами подтверждается позиция истца о том. что при обращении 23.09.2020 ему было сообщено, что после истребования необходимых документов пенсионным органом он будет уведомлен о дате возникновения права на назначение пенсии.
Вместе с тем, Кравченко А.А. не был уведомлен об этом. Никаких документов пенсионным органом по обращению Кравченко А.А, подтверждающих льготный характер работы истца, у работодателей не запрашивалось.
Истец пояснил, что после 23.09.2020 неоднократно звонил в пенсионный орган, но в ходе телефонных разговоров сотрудники пенсионного органа ему конкретных разъяснений не давали, указывали на необходимость ожидания уведомления.
18.01.2022 Кравченко А.А. повторно обратился в Отделение Пенсионного фонда России по Ярославской области с заявлением о назначении ему пенсии, представил полученные им справки, подтверждающие льготный характер работы, необходимые для оценки его пенсионных прав.
С целью определения наличия у истца права на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявителю было предложено дополнительно представить справку о заработной плате за период с 13.01.1986 по 22.10.1991, справку о льготном характере работы за период с 09.02.2000 по 28.04.2000, что подтверждается уведомлением ОПФР по Ярославской области от 18.01.2022 (л.д. 51).
Решением ОПФР по Ярославской области (Дзержинский район) от 27.01.2022 N220000055607/12911/22 Кравченко А.А. с 18.01.2022 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что права истца нарушены бездействием Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, выразившимся в неисполнении обязательства по истребованию необходимых для оценки пенсионных прав истца документов и неуведомлении Кравченко А.А. о возникновении у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, в том числе, объяснения сторон, письменные материалы по факту обращения истца за назначением пенсии, показания свидетеля Кравченко О.С, суд первой инстанции пришел к выводу, что первоначальное обращение истца 23.09.2020 было направлено на реализацию права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и это право при обращении и вплоть до 18 января 2022 года не было реализовано по вине работника пенсионного органа. В результате бездействия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, не исполнившего обязательств по истребованию необходимых документов, подтверждающий льготный характер работы истца, и уведомлению Кравченко А.А. о возникновении прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при фактическом наличии такого права на дату обращения, истец по вине пенсионного органа был лишен права на назначение пенсии в установленном законом порядке - с даты обращения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным бездействия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области и о возложении на ответчика обязанности по назначению, перерасчету пенсии истца за период с 23.09.2020 по 17.01.2022.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
Довод жалобы о том, что перерасчет пенсии с 23.09.2020 будет невыгодным для истца, поскольку приведет к уменьшению размера пенсии, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств, подтверждающих данный довод, Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области не представлено. Истец на перерасчете пенсии за указанный период настаивает. Эта позиция им подтверждена и в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 23.09.2020 ввиду того, что с заявлением о назначении пенсии Кравченко А.А. обратился только 18.01.2022, являются несостоятельными.
По общему правилу, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет. и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6. 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действующих на момент возникновения спорных отношений) (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных
государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены приведенные выше нормы права.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что первоначальное обращение истца 23 сентября 2020 года было направлено на реализацию права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и это право при обращении и вплоть до 18 января 2022 года не было реализовано по вине работника пенсионного органа.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах. В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, гражданин имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичная по существу правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.).
В результате бездействия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, не исполнившего обязательств по истребованию необходимых документов, подтверждающий льготный характер работы истца, и уведомлению Кравченко А.А. о возникновении прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при фактическом наличии такого права на дату обращения, истец по вине пенсионного органа был лишен права на назначение пенсии в установленном законом порядке - с даты обращения.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о признании незаконным бездействия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области и о возложении на ответчика обязанности по назначению, перерасчету пенсии истца за период с 23.09.2020 по 17.01.2022.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 09 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.