Решение Арбитражного суда Псковской области
от 24 апреля 2006 г. N А52-71/2006/1
Резолютивная, часть решения объявлена 17 апреля 2006 года.
Судья Арбитражного суда Псковской области Яковлев А.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Васильевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокурора Псковской
области Администрации Псковской области
к Администрации г. Великие Луки
о признании незаконными действия и бездействия органов местного
самоуправления,
и по иску Администрации г. Великие Луки
к Администрации Псковской области
о признании недействительными распоряжений,
при участии в заседании:
Вязовой В.К. - старший помощник прокурора;
Лукьянова Н.А. - ведущий специалист, доверенность от 29.06.2005 г.
Вдовина Н.И. - начальник юридического отдела, доверенность от
08.02.2006 г.
Голубева Л.Г. - мэр г. Великие Луки.
Морозова Е.А. - зав. отдела КУМИ г. Великие Луки, доверенность от
02.02.2006 г.
Установил:
Прокурор Псковской области обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий и бездействий Администрации города Великие Луки по отказу и непередаче в установленный срок в собственность субъекта федерации Псковской области муниципального имущества, подлежащего передаче и обязании передать спорное имущество.
Администрация города Великие Луки обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к Администрации Псковской области о признании недействительным распоряжений NN 280-р от 19 декабря 2005 года, 282-р от 19 декабря 2005 года, 292-р от 23 декабря 2005 года и 24-р от 22 февраля 2006 года.
Определением по делу N А52-71/2006/2 от 27.03.06 года названные иски объединены в одно производство.
Прокурор Псковской области поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Возражает против признания недействительными распоряжений.
Администрация Псковской области согласна с требованиями прокурора области о признании незаконным бездействия Администрации г. Великие Луки по исполнению требований федерального законодательства и распоряжений Администрации области о передаче в собственность области муниципального имущества, необходимого для исполнения полномочий в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, и не признает требования Администрации г. Великие Луки о признании частично недействительными распоряжений Администрации области от 19.12.2005 г. N 280-р и N 282-р, от 23.12.2005 г. N 292-р, от 22.02.2006 г. N 24-р
В отзыве на заявление Администрация г. Великие Луки требования Прокурора Псковской области не признала, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемых распоряжений.
Определением по делу от 17 апреля 2006 г. выделены в отдельное производство требования связанные со следующими объектами недвижимости: здание, расположенное в г. Великие Луки, ул. 3-ей Ударной Армии, д. 69, кор. 1; здание, по адресу: г. Великие Луки, пер. Санитарный, д. 3; здание, по адресу: г. Великие .Луки, пр. Гагарина, д. 6а; здание, по адресу: г. Великие Луки, ул. Ставского, д. 81.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Администрацией Псковской области приняты распоряжения от 19.12.2005 г. N 280-р "О передаче в собственность области имущества, необходимого для осуществления полномочий в сфере здравоохранения", от 19.12.2005 г. N 282-р "О передаче в собственность области имущества, необходимого для осуществления полномочий в сфере образования", а также от 23.12.2005 г. N 292-р "О передаче в собственность области имущества, необходимого для осуществления полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан" (в редакции распоряжения Администрации области от 22.02.2006 г. N 24-р).
Указанные распоряжения приняты в соответствии и во исполнение пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ N 184-ФЗ), пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 122-ФЗ), статей 7-9 Закона области от 10 февраля 1998 г. N 5-оз "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Псковской области".
Распоряжения NN 280-р от 19 декабря 2005 года, 282-р от 19 декабря 2005 года, 292-р от 23 декабря 2005 года и 24-р от 22 февраля 2006 года предписывали осуществить приемку-передачу имущества, необходимого для выполнения социальных функций, в собственность области по передаточным актам до 31 декабря 2005 г. Право собственности на передаваемое имущество переходит к Псковской области с момента подписания передаточных актов, но не позднее 31 декабря 2005 г.
На основании названных распоряжений в собственность Псковской области должны быть переданы следующие учреждения: Муниципальное учреждение здравоохранения "Великолукский онкологический диспансер", Муниципальное учреждение здравоохранения "Великолукский противотуберкулезный диспансер", Муниципальное учреждение здравоохранения "Великолукский кожно-венерологический диспансер", Муниципальное учреждение здравоохранения "Великолукский наркологический диспансер", Муниципальное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Великолукский", Муниципальное учреждение здравоохранения "Великолукский психоневрологический диспансер", Муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа N 14 с трудовой подготовкой", Муниципальное образовательное учреждение "Великолукская средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", Муниципальное учреждение "Социальный приют для несовершеннолетних", Муниципальное учреждение "Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов", Муниципальное учреждение "Дом ночного пребывания". К моменту окончательного рассмотрения дела все указанные учреждения находятся в собственности Псковской области.
Администрация г. Великие Луки должных действий по передаче спорного имущества до настоящего времени не совершила.
Прокурор Псковской области полагает, что подобные действия нарушают положения ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По мнению Прокурора Псковской области нарушения закона заключаются в отказе передать спорное имущество в собственность Псковской области.
Суд считает, что требование заявителя подлежит частичному удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии с подп. 13.1, 21, 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", подп.6.2 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям субъектов РФ отнесено решение вопросов:
оказания специализированной медицинской помощи; предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот; социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно ст. ст. 26.10 и 26.11 ФЗ N 184-ФЗ в собственности субъектов РФ должно находится имущество, необходимое для осуществления указанных полномочий субъектов РФ, вместе с тем, спорное имущество использовалось Администрация г. Великие Луки для указанных целей.
Суд полагает, что Администрация Псковской области без наличия имущества, необходимого для исполнения вышеуказанных полномочий, не может полноценно исполнять возложенные на нее ФЗ N 184-ФЗ обязанности, соответственно, при передаче полномочий должно передаваться имущество, необходимое для их исполнения социальных функций.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по передаче муниципального имущества, необходимого для исполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, в собственность субъектов РФ. Частью 11 статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (в редакции от 18.07.2005 г.) установлен порядок и сроки такой передачи. Указанный порядок Администрацией г. Великие Луки не соблюден, так как до 31.12.2005 года необходимое имущество передано не было.
Таким образом, начав процедуру передачи имущества до 31.12.2005 г., а также до вступления в силу ФЗ от 12.10.2005 г. N 129-ФЗ, администрация города Великие Луки должна была ее реализовать до 31.12.2005 г. Невыполнение Администрацией г. Великие Луки требований ФЗ N 122-ФЗ и распоряжений Администрации области от 19.02.2005 г. N 280-р, 282-р, от 23.12.2005 г. N 292-р о передаче имущества, свидетельствует о ее бездействии. Подобное также противоречит ст. 22 ФЗ N 184-ФЗ, предусматривающей обязательность исполнения актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на территории субъекта РФ, и ст. 51 Устава области, ст. 35 Закона области N 174-оз "О системе органов исполнительной власти Псковской области", согласно которым распоряжения Администрации области обязательны для исполнения органами местного самоуправления.
Статьи 120, 300 ГК РФ, ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, п. 2 ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ и п. 3 ч. 8 ст. 85 ФЗ N 131-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что передаче в собственность субъекта подлежит все имущество, необходимое для исполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, в том числе недвижимое и движимое имущество, используемое передаваемыми в собственность области учреждениями.
Согласно абз. 7 ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ перечни передаваемого имущества должны включать как учреждения, так и иное имущество, то есть все имущество, необходимое для исполнения передаваемых полномочий. Доказательств того, что спорное имущество, в передаче которого настаивает Администрация области, не является имуществом, необходимым для исполнения органами государственной власти области соответствующих полномочий в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания граждан ответчиком не представлено.
Кроме того, исходя из смысла ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, а также пункта 1 статьи 48, статей 296, 300 ГК РФ, передачу учреждений следует рассматривать как передачу объектов прав, то есть имущественных комплексов, включающих объекты недвижимого имущества. Более того, в действующей с 1 января 2006 года ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ указываются имущественные комплексы передаваемых учреждений как неотъемлемые их части.
Действия Администрации г. Великие Луки по изъятию из оперативного управления передаваемых учреждений отдельного недвижимого имущества судом не принимаются во внимание, так как это противоречит п. 2 ст. 296 и п. 3 ст. 299 ГК РФ, предусматривающих право собственника по изъятию закрепленного за учреждением имущества на праве оперативного управления, только в случаях, если оно является лишним, не используется или используется не по назначению. Кроме того, поскольку имущество как использовалось, так и используется учреждениями, какое либо изъятие имущества является незаконным, поскольку имущество следует за учреждением.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 8 ст. 85 131-ФЗ передаче в собственность области подлежит имущество, находящееся в муниципальной собственности на 6 октября 2003 года, независимо от того, находилось ли оно в оперативном управлении передаваемых учреждений, в безвозмездном пользовании либо в аренде или ином вещном праве.
Таким образом, бездействие Администрации г. Великие Луки по выполнению федерального законодательства и распоряжений Администрации области в период до 01.01.2006 г. является незаконным, нарушающим права и законные интересы Псковской области.
Судом не принимается ссылка Администрации г. Великие Луки на Федеральный закон от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 12.10.2005 г.), которым предусмотрен переходный период, устанавливающий для органов местного самоуправления возможность передачи в собственность субъекта имущества, так как процедура передачи имущества, основана на предложениях по передаче учреждений (т. 1 л.д. 16.25), причем, в настоящее время спорные учреждения находятся в собственности Псковской области и производится соответствующее бюджетное финансирование деятельности учреждений.
Суд не принимает довод Администрации г. Великие Луки о том, что спорное имущество имело изначально другое предназначение, поскольку последнее прямо предназначено для осуществления социальных функций и не должно иметь каких-либо ограничений в ущерб этакого назначения. Суд полагает, что указанный особый статус должен сохраняться независимо от причин, по которым возникла необходимость такого ограничения или изъятия. Спорное имущество использовалось органами местной власти для осуществления деятельности в сфере медицины, образования и социальной защиты населения, и должно следовать с передаваемыми учреждениями, независимо от того, было ли оно специально построено для обеспечения деятельности социального учреждения или использовалось иное здание.
Суд также не принимает аргументы Администрации г. Великие Луки о наличии иных вещных прав на спорное имущество и отсутствие полномочий Администрации г.Великие Луки на распоряжение спорным имуществом. В соответствии с ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ Администрация Псковской области стало собственником спорного имущества 31.12.2005 г. и стало быть у Администрации г. Великие Луки остается возможность истребовать свое имущество в порядке ст. 301 ГК РФ, при наличии оснований к подобному иску.
Требование об обязании Администрации города Великие Луки совершить действия по передаче спорного имущества удовлетворению не подлежат исходя из следующего: ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, в редакции действующий с 01.01.2006 г., позволяет Администрации Псковской области подписывать акты приема-передачи имущества в одностороннем порядке, что было исполнено путем подписания соответствующих актов (т. 1 л.д. 149-153; т. 2 л.д. 1-18).
То есть право государственной собственности области на имущество, указанное в оспариваемых распоряжениях, возникло с 31 декабря 2005 года, прием в собственность области этого имущества произведен на основании действующего с 1 января 2006 года ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ по актам приема имущества от 27 февраля 2006 года в собственность области в одностороннем порядке.
При таких обстоятельствах необходимость в обязании Администрации г. Великие Луки совершить определенные действия отсутствует, поскольку спорное имущество перешло к Администрации Псковской области.
Заявление Администрации г. Великие Луки о признании недействительными распоряжений Администрации области от 19.12.2005 г. N 280-р и N 282-р, от 23.12.2005 г. N 292-р, от 22.02.2006 г. N 24-р в части передачи в собственность области движимого и недвижимого имущества удовлетворение не подлежит, исходя из следующего.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на нарушение Администрацией области при издании оспариваемых распоряжений требований ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ. Вместе с тем указанных заявителем нарушений допущено не было, так как:
Довод Администрации г. Великие Луки о нарушении требования ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, устанавливающего запрет на передачу в собственность субъекта РФ из муниципальной собственности имущества, не включенного в предложения органов местного самоуправления о передаче имущества, не может приниматься во внимание, так как указанная норма согласно ФЗ от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ действует с 1 января 2006 года, то есть после издания оспариваемых распоряжений от 19.12.2005 г. N 280-р и N 282-р, от 23.12.2005 г. N 292-р.
Вывод Администрации г. Великие Луки о нарушении ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в связи с тем, что оспариваемые распоряжения приняты без предложений Администрации г. Великие Луки, не соответствует материалам. В письмах от 01.09.2005 г. N 937, от 15.09.2005 г. N 982, от 15.09.2005 г. N 982, от 27.01.2006 г. N 116 содержатся сведения о передаваемых учреждениях.
Являются несостоятельными доводы Администрации г. Великие Луки о нарушении оспариваемыми распоряжениями ст. 209 ГК РФ, поскольку согласно ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ нормы гражданского права и спорным правоотношениям не применяются.
Сверх того, действия Администрации г. Великие Луки противоречат ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, а также положениям п. 2 ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 3 ч. 8 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", нарушают права и охраняемые законом интересы Псковской области, органы государственной власти которой с 1 января 2006 года обязаны осуществлять полномочия по оказанию специализированных услуг здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц: работников передаваемых учреждений и лиц, пользующихся услугами этих учреждений.
Суд не принимает довод о том, что оспариваемые распоряжения приняты после установленного ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ срока принятия таких решений, поскольку нарушение сроков принятия решений и направления их заинтересованным лицам само по себе не может служить основанием для признания таких решений недействительными, тем более, что распоряжение приняты после предложений Администрации г. Великие Луки.
Таким образом, нарушений ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ и ст. 209 ГК РФ Администрацией Псковской области допущено не было. Сверх того, как уже отмечалось, указанные распоряжения приняты в соответствии с федеральным законодательством о разграничении полномочий.
С учетом изложенного оспариваемые распоряжения Администрации области в части включения в перечни передаваемого в собственность области имущества, необходимого для исполнения органами государственной власти области полномочий, являются законными, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ не взыскиваются, поскольку иски направлены в защиту государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 167-170, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействия Администрации г. Великие Луки связанные с передачей в собственность Администрации Псковской области имущества Муниципального учреждения здравоохранения "Великолукский онкологический диспансер", Муниципального учреждения здравоохранения "Великолукский противотуберкулезный диспансер", Муниципального учреждения здравоохранения "Великолукский кожно-венерологический диспансер", Муниципального учреждения здравоохранения "Великолукский наркологический диспансер", Муниципального учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Великолукский", Муниципального учреждения здравоохранения "Великолукский психоневрологический диспансер", Муниципального образовательного учреждения "Специальная (коррекционная) школа N 14 с трудовой подготовкой", Муниципального образовательного учреждения "Великолукская средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Муниципального учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", Муниципального учреждения "Социальный приют для несовершеннолетних", Муниципального учреждения "Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов", Муниципального учреждения "Дом ночного пребывания", как несоответствующее пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 7-9 Закона области от 10 февраля 1998 года N 5-оз "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Псковской области".
В остальной части иска отказать.
На решение в соответствии со статьями 257-260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия настоящего решения через арбитражный суд Псковской области.
Судья |
А.Э. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 24 апреля 2006 г. N А52-71/2006/1
Текст решения официально опубликован не был