Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ильюченко Дмитрия Игоревича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2023 года по административному делу N 2а-975/2023 по административному исковому заявлению Ильюченко Дмитрия Игоревича о признании бездействия исправительного учреждения незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ильюченко Д.И, осужденный к пожизненному лишению свободы и отбывавший наказание в период с 27 июня 2008 года по 15 марта 2023 года в исправительном учреждении особого режима - ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении права на перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия с период с 20 мая 2020 года по 03 января 2023 года, возложении обязанности перевести в обычные условия, взыскании компенсации в размере 50 000 руб.
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2023 года, административный иск удовлетворен частично, бездействие ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившееся в нарушении условий содержания Ильюченко Д.И. признано незаконными, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ильюченко Д.И. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 19 января 2024 г.) Ильюченко Д.И. ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов судов нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности перевести его из строгих в обычные условия отбывания наказания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии со статьей 126 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также УИК РФ) отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Согласно части 3 статьи 127 УИК РФ в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 данного Кодекса.
В силу части 6 статьи 124 УИК РФ перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, право осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима, на перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные связывается с совокупностью установленных в законе оснований: отбытие не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Разрешая настоящее дело и частично удовлетворяя требования Ильюченко Д.И, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также проанализировав доводы сторон применительно статей 87, 124, 127 УИК РФ, и установив, что в сложившихся правоотношениях с учетом компетенции исправительного учреждения мер по переводу осужденного Ильюченко Д.И. при наличии к тому оснований с 20 мая 2020 года из строгих условий отбывания наказания в обычные, не было принято, пришел к выводу о нарушении условий его содержания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, которое влечет присуждение компенсации по правилам статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды обоснованно отклонили требования административного истца о возложении на ФСИН России обязанности по принятию решения о переводе его из одних условий отбывания наказания в другие, данные выводы судов являются мотивированными и соответствуют положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При этом Судебная коллегия отмечает, что принятие такого решения находится в исключительной компетенции дисциплинарной комиссии исправительного учреждения, а не ФСИН России (часть 3 статьи 87 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Судами установлены юридически значимые обстоятельства дела, им дана правовая квалификация, основанная на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы административного истца изучались в судебном разбирательстве и получили надлежащую оценку, соответствующие выводы судов приведены в содержании судебных актов.
Несогласие с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ильюченко Дмитрия Игоревича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.