Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 декабря 2023 года по административному делу N 2а-4332/2023 по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска к УФСИН России по ХМАО-Югре, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре, начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре Щетинину А.П, временно исполняющему обязанности начальника УФСИН России по ХМАО-Югре Вишнякову А.С. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Нижневартовска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия УФСИН России по ХМАО-Югре и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре, выразившегося в несоблюдении нормы санитарной площади для лиц, содержащихся в камерах следственного изолятора, возложении на административных ответчиков обязанности устранить указанные нарушения.
В обоснование требований указал, что в ходе ежемесячно проводимых прокурором проверок условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре арестованных и осужденных в период 2022-2023 г.г. выявлены нарушения требований закона в части соблюдения прав указанных лиц, а именно: на одного человека в камерах следственного изолятора приходится в среднем по 3 кв. м, т.е. менее нормы санитарной площади, установленной статьёй 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Несмотря на то, что по данному поводу прокурором в адрес административных ответчиков в 2022 - 2023 г.г. неоднократно вносились представления об устранении указанного нарушения, административными ответчиками надлежащих мер по его устранению не было принято, что свидетельствует об их неправомерном бездействии, нарушающем права лиц, содержащихся под стражей в следственном изоляторе.
Определениями Нижневартовского городского суда от 28.06.2023, от 24.07.2023 в качестве заинтересованного лица по настоящему административному делу привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве административных соответчиков по настоящему административному делу привлечены временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по ХМАО-Югре Вишняков А.С. и начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре Щетинин А.П.
Сторона административных ответчиков административный иск не признала, в письменных возражениях на него представитель УФСИН России по ХМАО-Югре просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, считая их необоснованными.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 декабря 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие УФСИН России по ХМАО-Югре, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре, выразившееся в несоблюдении нормы санитарной площади на одного человека (подозреваемого и обвиняемого) в размере 4 квадратных метров для лиц, содержащихся в камерах, в нарушение требований статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". На УФСИН России по ХМАО-Югре и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре возложена обязанность в срок в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанное нарушение.
В кассационной жалобе, поданной 21 января 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, УФСИН России по ХМАО-Югре просит отменить решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 декабря 2023 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на то, что у прокурора отсутствовали основания для предъявления административного искового заявления в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащихся под стражей в СИЗО-1 не имеется.
Ссылаются на то, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре не вправе отказать в приеме спецконтингента.
УФСИН России по ХМАО-Югре и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре представлены доказательства того, что на протяжении длительного времени предприняты достаточные меры, направленные на обеспечение прав лиц, содержащихся в СИЗО, установленной нормой санитарной площади в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ. Направлялись письма в ФСИН России о согласовании направления для дальнейшего содержания лиц в иные учреждения. Велась работа с органами МВД, следствия, суда и прокуратуры с целью сокращения сроков пребывания лиц в СИЗО.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2030 годы" в 2024 году запланировано строительство режимного корпуса в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре на 100 мест. Заключен государственный контракт на выполнение комплекса по архитектурному проектированию и связанных с ними проектно-изыскательских работ, государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта.
Считают, что с учетом предпринятых мер, оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков не имелось.
Из судебных актов не усматривается, каким образом следует исполнить решение суда, устранить нарушение требований статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ.
Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлова О.А. возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлову О.А, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений определены Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 того же Федерального закона.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.04.2020 N 89 "Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственного изолятора Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" установлен лимит наполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре в количестве 554 человек.
Санитарная площадь камерных помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре составляет 2431, 8 кв.м. с учетом соблюдения покамерной нормы в размере 4 кв.м. на одного человека, между тем по состоянию на 01.01.2023 в учреждении содержалось 826 человек, по состоянию на 01.05.2023 года - 772 человека.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований.
При этом, городской суд пришел к выводу о том, что заключение государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательных работ, проектно-сметной документации, проектирование объекта капитального строительства в соответствии с федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2030 года" которой запланировано строительство режимного корпуса в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре на 100 мест, переписка с органами УМВД, следствия, с судами и прокуратурой ХМАО-Югры относительно недопущении фактов длительного не проведения следственных и процессуальных действий, недопущения фактов длительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, фактов недопущения несвоевременного направления судами приговоров, распоряжений о вступлении приговоров в законную силу, несвоевременного ознакомления осужденных с материалами уголовного дела, не свидетельствует об уважительности причин систематического переполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре.
Судебная коллегия по административным делам суда автономного округа согласилась с такими выводами суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции также указал, что то обстоятельство, что наполнение следственного изолятора спецконтингентом сверх установленного лимита происходит в силу обстоятельств, не зависящих от административного ответчика, не освобождает последнего от выполнения обязанности по соблюдению в камерах следственного изолятора установленной статьёй 23 Федерального закона N 103-ФЗ нормы санитарной площади.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием (пункт 2).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
Согласно статье 7 Федерального закона N 103-ФЗ местом содержания под стражей являются, в том числе, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Часть первая статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ предусматривает необходимость создания подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу части второй статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть пятая статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ).
Вопреки доводам кассационной жалобы, установив, что для ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.04.2020 N 89 "Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственного изолятора Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" установлен лимит наполнения в количестве 554 человек, санитарная площадь камерных помещений, с учетом соблюдения покамерной нормы в размере 4 кв.м. на одного человека составляет 2431, 8 кв.м, однако по состоянию на 01.01.2023 в учреждении содержалось 826 человек, по состоянию на 01.05.2023 года - 772 человека, нарушение установленной нормы санитарной площади в камере на одного человека имеет длительный характер, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о незаконности бездействия УФСИН России по ХМАО-Югре, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре, выразившегося в несоблюдении нормы санитарной площади на одного человека (подозреваемого и обвиняемого) в размере 4 квадратных метров для лиц, содержащихся в камерах, в нарушение требований статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ.
Также, судами верно учтено, что в целях устранения нарушения требований закона о норме санитарной площади в камерных помещениях следственного изолятора прокурором неоднократно (30.11.2022, 30.12.2022, 31.01.2023, 28.02.2023, 28.04.2023 вносились соответствующие представления в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре, однако административным ответчиком мер к устранению этих нарушений не принято.
То, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре не вправе отказать в приеме спецконтингента, не освобождает административных ответчиков от выполнения обязанности по соблюдению в камерах следственного изолятора установленной статьей 23 Федерального N 103-ФЗ нормы санитарной площади.
Доводы кассационной жалобы о том, что УФСИН России по ХМАО-Югре и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре предпринимались меры, направленные на обеспечение прав лиц, содержащихся в СИЗО, установленной нормой санитарной площади в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ, направлялись письма в ФСИН России о согласовании направления для дальнейшего содержания лиц в иные учреждения, велась работа с органами МВД, следствия, суда и прокуратуры с целью сокращения сроков пребывания лиц в СИЗО, а в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2030 годы" в 2024 году запланировано строительство режимного корпуса в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре на 100 мест, заключен государственный контракт на выполнение комплекса по архитектурному проектированию и связанных с ними проектно-изыскательских работ, государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта, не влекут отмены судебных актов, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, безусловно не свидетельствуют о невозможности обеспечить надлежащие условия содержания, не снимает с административных ответчиков соответствующей обязанности.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что из судебных актов не усматривается, каким образом следует исполнить решение суда, устранить нарушение требований статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ, подлежит отклонению.
Обеспечение надлежащих условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ и принятие соответствующих необходимых мер по относится к полномочиям административных ответчиков. В целях обеспечения самостоятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО-Югре и УФСИН России по ХМАО-Югре по решению вопросов, отнесенных к их компетенции, недопустимости вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, суд правильно не указал административным ответчикам конкретный способ устранения нарушений требований статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ и соблюдения установленной нормы санитарной площади в камере на одного человека не менее 4 кв.м.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей, судебным решением такая обязанность на ФСИН России не возложена.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что у прокурора отсутствовали основания для предъявления административного искового заявления в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащихся под стражей в СИЗО-1 не имеется, несостоятельна.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Приведенные выше доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях. Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом, соответствует обстоятельствам и материалам административного дела. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, решение городского суда и апелляционное определение судебной коллегии суда автономного округа, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.