Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 20 декабря 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ФИО8 на решение Центрально-Городского межрайонного суда г. Горловки Донецкой Народной Республики от 8 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 об оспаривании действий Прокуратуры Донецкой Народной Республики возложении обязанности устранить нарушения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 направил в Прокуратуру Донецкой Народной Республики заявление от 28 января 2023 года с просьбой провести проверку по факту нарушения порядка совершения нотариальных действий нотариусами в Донецкой Народной Республике, а именно подпункта "е" пункта 31.3 Раздела VII "Объем информации, необходимой для удостоверения договоров, и порядок её фиксирования" Регламента совершения нотариальных действий нотариусами в Донецкой Народной Республике, утвержденного Приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 6 апреля 2022 года N 232-ОД, в редакции от 27 января 2023 года, касающегося требования предоставления физическими и юридическими лицами справок об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги при оформлении сделки у нотариуса.
Письмом начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Донецкой Народной Республики от 10 марта 2023 года N указанное заявление ФИО1 в порядке части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) направлено в Министерство юстиции ДНР для организации рассмотрения в установленном законом порядке.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Прокуратуры Донецкой Народной Республики по направлению его заявления в Министерство юстиции ДНР, возложении обязанности провести проверку на предмет соответствия подпункта "е" пункта 31.3 Регламента совершения нотариальных действий нотариусами в Донецкой Народной Республике, утвержденного Приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 6 апреля 2022 года N 232-ОД, Закону Донецкой Народной Республики "О нотариате".
Требования мотивировал тем, что в нарушение требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" о запрете на пересылку жалоб в орган или должностному лицу, чьи действия либо решения обжалуются, о проверке соответствия законам правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Прокуратура ДНР, перенаправляя его заявление в другой орган государственной власти, уклонился от его рассмотрения.
Решением Центрально-Городского межрайонного суда г. Донецка от 8 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 ноября 2023 года, в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Разрешая заявленные требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений пунктов 17.69, 17.20 и 17.77 Положения о Министерстве юстиции ДНР, утвержденного Указом Главы ДНР от 29 сентября 2022 года N 688, согласно которым Министерство организовывает рассмотрение обращений граждан и организаций, связанных с работой органов и учреждений юстиции по вопросам, входящим в установленную сферу деятельности; осуществляет пересмотр нормативных правовых актов ДНР в целях приведения их в соответствие с Конституцией ДНР и иными актами законодательства ДНР; самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
части 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона;
пункта 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года N 45, согласно которому обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Кроме того, судами принято во внимание, что Приказом Министерства юстиции ДНР от 22 мая 2023 года N 159-ОД Приказ Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 6 апреля 2022 года N 232-ОД "Об утверждении Регламента совершения нотариальных действий нотариусами в Донецкой Народной Республике, определяющего объем информации, необходимый нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ её фиксирования", зарегистрированный в Министерстве юстиции ДНР 19 апреля 2022 года, регистрационный N 5074, признан утратившим силу (л.д. 124-126).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они соответствуют приведенным выше нормам материального права, а также требованиям процессуального права.
В кассационной жалобе повторяется позиция административного истца, приведенная им ранее, и сводится к нарушению норм материального права.
В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения, в частности, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы.
Решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
С учетом положений названного пункта Инструкции N 45 направление Прокуратурой ДНР заявления ФИО1 в Министерство юстиции ДНР с учетом существа заявления и сведений, изложенных в нём, а также полномочий Министерства юстиции ДНР в связи с необходимостью приведения его приказов в соответствие с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" не противоречит его положениям, а доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права являются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба ФИО1 оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрально-Городского межрайонного суда г. Горловки Донецкой Народной Республики от 8 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российский Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.