Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 6 декабря 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Администрации городского округа Шуя Ивановской области на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 октября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора, действующего в интересах Сурковой Валентины Александровны, и по административному исковому заявлению ФИО16, ФИО17, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО18, к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности совершить действия (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Смирновой М.В, представителя административного истца ФИО14 - ФИО15 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери ФИО3, а также ФИО2, ФИО1, будучи собственниками жилого помещения - "адрес", ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию г.о. Шуя с заявлением о признании указанной квартиры непригодной для проживания, представив экспертное заключение N по обследованию ее строительных конструкций и оценке технического состояния, согласно которому степень физического износа квартиры составила 73%, состояние ее несущих конструктивных элементов является аварийным и недопустимым, экономическая целесообразность проведения капитального ремонта отсутствует, поскольку его восстановительная стоимость составит 120%.
Заключением Межведомственной комиссии г.о. Шуя от 16 марта 2022 года N 1 выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Пунктом 1 постановления Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 указанная квартира признана непригодной для проживания, пунктом 2 отделу ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства Администрации г.о. Шуя предписано предоставить собственникам квартиры, признанной непригодной для проживания, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном статьями 49, 52 Жилищного кодекса РФ.
ФИО12 также в Администрацию поданы заявления о признании их малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Письмом Администрации г.о. Шуя от 15 ноября 2022 года N 5485 в постановке на учет в качестве нуждающихся им отказано по причине обеспеченности жильем в размере учетной нормы 10 кв.м. от общей площади квартиры, находящейся в их собственности.
Издано соответствующее постановление от 10 ноября 2022 года N 1459 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Постановлением Администрации г.о. Шуя от 14 ноября 2022 года N 1494 в постановление Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 внесены изменения, согласно которым жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе его эксплуатации характеристик жилого помещения, для создания благоприятных условий проживания (пункт 1);
пункт 2 постановления Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 отменен.
Основанием для отказа в принятии ФИО12 на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях указана обеспеченность общей площадью жилого помещения более учётной нормы, равной 10 кв.м, с учетом общей площади жилого помещения вышеуказанной квартира.
Постановлением Администрации г.о. Шуя от 30 января 2023 года N 109 в постановление Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 внесены изменения, в соответствии с которыми оно изложено в новой редакции.
Жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания (подпункт 1 пункта 1.1).
Собственникам указанного жилого помещения рекомендовано определить его дальнейшее использование в срок до 2028 года (подпункт 2 пункта 1.1).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя главы Администрации по вопросам городского хозяйства (подпункт 3 пункта 1.1).
Пункт 2 изложен в следующей редакции:
"Отменить постановление Администрации г.о. Шуя от 14 ноября 2022 года N 1494 "О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 "О признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания".
Шуйский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Шуя, в котором с учетом последующего уточнения просил:
признать незаконным постановление Администрации г.о. Шуя от 14 ноября 2022 года N 1494 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Шуя от 31 марта 2022 года N 349 "О признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания";
признать незаконным и отменить пункт 2 постановления Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N349 "О признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания" в действующей редакции;
обязать Администрацию г.о. Шуя в соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: "адрес";
обязать Администрацию г.о. Шуя предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
ФИО1, ФИО2, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, обратились в суд с иском к Администрации г.о. Шуя, в котором с учетом уточнения просили:
восстановить срок на обжалование и признать незаконным постановление Администрации г.о. Шуя 10 ноября 2022 года N 1459 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях";
обязать поставить ФИО1, ФИО2, ФИО6 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
обязать Администрацию г.о. Шуя предоставить указанным лицам вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
Требования административные истцы мотивировали тем, что каких-либо выводов о выявлении Межведомственной комиссией г.о. Шуя оснований для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью восстановления утраченных им в процессе эксплуатации характеристик, как этого требует пункт 47 Положения N 47, вышеуказанное заключение от 16 марта 2022 года не содержит, соответственно постановление Администрации г.о. Шуя от 14 ноября 2022 года N 1494 является незаконным, поскольку противоречит заключению Межведомственной комиссии, издано с нарушением пункта 7, абзаца 2 пункта 49 Положения N 47, нарушает жилищные права ФИО1 на безопасные и благоприятные условия проживания, а также ее право на получение во внеочередном порядке муниципального жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему.
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 25 мая 2023 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 8 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 октября 2023 года, постановлено признать незаконными:
постановление Администрации г.о. Шуя от 14 ноября 2022 года N 1494 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Шуя от 31 марта 2022 года N 349 "О признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания";
пункт 2 постановления Администрации г.о. Шуя от 31 марта 2022 года N 349 "О признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания" в действующей редакции.
Обязать Администрацию г.о. Шуя в соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: "адрес";
Восстановить срок на обжалование и признать незаконным постановление Администрации г.о. Шуя от 10 ноября 2022 года N 1459 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Обязать Администрацию г.о. Шуя поставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать Администрацию г.о. Шуя предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
Обязать Администрацию г.о. Шуя после выполнения обязанности по внеочередному обеспечению по договору социального найма ФИО1, ФИО2, ФИО3 благоустроенным жилым помещением, изъять жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", для муниципальных нужд без оплаты возмещения с прекращением права собственности на него у указанных лиц.
В кассационной жалобе Администрации городского округа Шуя ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Согласно содержанию пункта 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу пункта 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Разрешая требования административных истцов и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции, исходили из таких установленных обстоятельств, как признание ФИО1, ФИО2, ФИО6 малоимущими, принадлежащее им единственное жилое помещение по вышеуказанному адресу является непригодным для проживания на основании заключения Межведомственной комиссии от 16 марта 2022 года N 1, свидетельствующих о незаконности отказа в постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в виде постановления Администрации г.о. Шуя от 10 ноября 2022 года N 1459, постановления от 14 ноября 2022 года N 1494 об отмене постановления о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также незаконности постановления от 30 января 2023 года об отмене постановления от 14 ноября 2022 года ввиду того, что последнее постановление до его отмены нарушало права и законные интересы ФИО12.
Возложение обязанности по внеочередному предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма и после выполнения указанной обязанности - возложение обязанности по изъятию спорного жилого помещения для муниципальных нужд без оплаты возмещения с прекращением права собственности суды обосновали правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, согласно которой части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (частям 1 и 2), 40, 45, 46 (частям 1 и 2), 55 (части 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
В связи с изложенным, при рассмотрении данной категории споров, применительно к фактическим обстоятельствам дела, до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование, следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами по основаниям, подробно приведенным в обжалуемых судебных актах.
В кассационной жалобе административного ответчика приводятся доводы о том, что в нарушение части 1 статьи 178 КАС РФ суд, возлагая обязанность изъять жилое помещение по адресу: "адрес" для муниципальных нужд, вышел за пределы заявленных требований, указывается на неисполнимость решения.
Эти доводы жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку возложение соответствующей обязанности судами нижестоящей инстанции мотивировано со ссылкой на упомянутое выше Постановление Конституционного Суда РФ.
Не свидетельствует о нарушении процессуальных норм содержащееся в жалобе утверждение о неправомерном принятии судом уточненных исковых требований Шуйской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на изменение тем самым предмета и основания исковых требований.
Так, уточненное административное исковое заявление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ представляет собой исковое заявление, дополненное наряду с первоначально заявленными требованиями требованием о возложении обязанности предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, и содержащее соответствующее данному требованию обоснование.
Вопреки доводам жалобы о неправомерном восстановлении ФИО12 срока для обращения в суд, судебная коллегия отмечает, что пропуск процессуального срока на обращение в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку отказ в удовлетворении административного искового заявления исключительно по мотиву пропуска срока обращения в суд без установления обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, а также без исследования фактических обстоятельств административного дела является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства (пункт 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года).
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае возможности предоставления жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма ввиду того, что Администрация г.о. Шуя решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не принимала, соглашение о предоставлении гражданам другого жилого помещения не заключала, жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, на правильность состоявшихся судебных актов не влияет с учетом указанной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, на основании которой мотивированы решение районного суда и апелляционное определение.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что поскольку ФИО3 зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем её матери - ФИО7, постольку ФИО3 не является нуждающейся и не обладает правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.
Между тем, как правильно указано судами, внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам, чье жилье признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, имеют не только наниматели по договору социального найма, но и собственники.
В рассматриваемом случае в жилом помещении по адресу: "адрес", являющемся непригодным для проживания, ФИО3 принадлежит 1/4 доля в праве обще долевой собственности, соответственно, она имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.
В кассационной жалобе не содержится доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных постановлений.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба административного ответчика оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шуйского городского суда Ивановской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Шуя Ивановской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.