Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокышкиной Оксаны Павловны к Главному Управлению Российской Федерации по г. Москве о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, распоряжения начальника об утверждении решения жилищной комиссии, восстановлении на учете (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-2810/2022)
по кассационной жалобе Главного Управления Российской Федерации по г. Москве на решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителей Главного Управления Российской Федерации по г. Москве Ивашечкиной С.В, Толоконникова М.М, Кереселидзе Н.Т, поддержавших доводы жалобы, Бокышкиной Оксаны Павловны и ее представителя Архангельского А.А, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бокышкина О.П. обратилась в суд с иском к Главному Управлению Российской Федерации по г. Москве (далее - ГУ МВД России по г. Москве) в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение жилищной комиссии от 26 ноября 2021 г. о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, признать распоряжение начальника ГУ МВД России по г Москве N1/25739 от 08 декабря 2021г, обязать ответчика восстановить семью на учете с даты первоначальной постановки.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2023 года, исковые требования Бокышкиной Оксаны Павловны к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, распоряжения начальника об утверждении решения жилищной комиссии, восстановлении на учете удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 26 ноября 2021г. о снятии Бокышкинй Оксаны Павловны с семьей с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также распоряжение начальника ГУ МВД России от 08 декабря 2021г. об утверждении решения жилищной комиссии в части касающейся Бокышкиной Оксаны Павловны.
ГУ МВД России по г. Москве обязали восстановить Бокышкину Оксану Павловну с семьей на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки, уникальный номер N N.
С ГУ МВД России по г. Москве в пользу Бокышкину Оксаны Павловны взыскана в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя денежные средства в размере 20 000 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе представитель Главного Управления Российской Федерации по г. Москве Каткова Е.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что, учитывая требования статей 1 и 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ комиссия ГУ МВД России по г. Москве для определения нуждаемости истца в улучшении жилищных условий была обязана учесть приходящуюся на истицу и ее дочерей площадь квартиры, предоставленную им по договору социального найма, в которой зарегистрированы и проживают также мать и сестра истицы. И так как в период с 20 сентября 2018 года по 23 октября 2020 года Бокышкина О.П. с семьей была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. (41, 1 + 27, 18 = 68, 28 : 3 =22, 76 кв.м.), соблюдая требования действующего законодательства, комиссия ГУ МВД России по г. Москве правомерно приняла решение о снятии Бокышкиной О.П. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 01 марта 2013г. Бокышкина О.П. с семьей в составе 3-х человек (она, дочь 2000 года рождения, дочь 2009 года рождения) принята на учет на получение единовременной социальной выплаты по п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определена норма обеспечения общей жилой площадью на 3-х человек в размере 26, 82 кв.м (54 - 27, 18) (п. 29 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223).
Учтена площадь занимаемого по договору социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", в котором проживают Бокышкина О.П, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также мать и сестра.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 26 ноября 2021 г. Бокышкина О.П. с семьей в составе 3-х человек (она, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения) снята с учета на получение единовременной социальной выплаты, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, подп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, так как с период с 20 сентября 2018г. по 23 октября 2020г. Бокышкина О.П. с семьей была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 кв.м.
Жилищной комиссией установлено, что с 20 сентября 2018г. Бокышкиной О.П. и ее супругу Бокышкину А.Э. на основании договора купли-продажи с использованием кредитных денежных средств принадлежит на праве совместной собственности двухкомнатная квартира общей площадью 41, 1 кв.м по адресу: "адрес", в которой зарегистрированы и проживают Бокышкина О.П. ДД.ММ.ГГГГ с 23 октября 2020 г.
Жилищная комиссия пришла к выводу о том, что в период с 20 сентября 2018г. по 23 октября 2020г. Бокышкина О.П. с семьей была обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого более 15 кв.м (27, 18 + 41, 1), что послужило основанием для снятия ее с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 8 и 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что квартира по адресу: "адрес", имеет общую площадь 41, 1 кв.м и с учетом количества проживающих лиц на состав семьи Бокышкиной О.П. приходится менее 15 кв.м (41, 1/4). При этом, площадь квартиры по адресу: "адрес" при расчете нуждаемости учитывается не должна, на основании п.7 ч.2 ст. 4 ФЗ РФ N 247, поскольку квартира по ул. 9-я Парковая, содержит смежные комнаты и там зарегистрирована мать истицы.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
Довод ответчика о том, что согласно подпп. "б" п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований на получения единовременной выплаты, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 01 марта 2013 г. Бокышкина О.П. с семьей в составе 3-х человек (она, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения) принята на учет на получение единовременной социальной выплаты по п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определена норма обеспечения общей жилой площадью на 3-х человек в размере 26, 82 кв.м (54 - 27, 18) (п. 29 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223).
В настоящее время истец проживает в квартире по адресу: "адрес", имеет общую площадь 41, 1 кв.м и с учетом количества проживающих лиц на состав семьи Бокышкиной О.П. приходится менее 15 кв.м (41, 1/4)
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), истец не имеет.
В соответствии с п. 29 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (с изм. от 21 июня 2021 г. N 954) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" при определении общей площади жилого помещения учитываются: совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
В силу п. 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник: проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты комиссия ГУ УМВД России по г. Москве должна была учитывать количество зарегистрированных на дату подачи заявления, жилищные условия и количество общей площади жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения данного спора, являются установление нуждаемости истца в жилом помещении с учетом всех совместно проживающих с ним членов семьи и определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся у названных лиц в собственности или в пользовании на основании договора социального найма, а также установление наличия или отсутствия со стороны указанных лиц намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2021 г. N 485-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ) определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" круг лиц, который относится к членам семьи истца, определяется как на момент подачи рапорта о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и на момент принятия решения о предоставлении такой выплаты.
Таким образом, жилищные условия истца не изменились, квартира по адресу: "адрес", имеет общую площадь 41, 1 кв.м и с учетом количества проживающих лиц на состав семьи Бокышкиной О.П. приходится менее 15 кв.м (41, 1/4).
Ранее единовременная социальная выплата или жилье истцу не предоставлялось.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют, а, следовательно, оснований для снятия истца с учета не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (Правила).
В соответствии с п. 8 Правил при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно п. 29 Правил, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что... сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Из системного токования приведенных выше п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 8 и 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 следует, что если сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке, то это площадь указанного жилого помещения не учитываетcя (т.е. не вычитается) при расчете размера единовременной выплаты.
Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что площадь квартиры по адресу: г. Москва, ул. 9-я Парковая, 61-3-66 при расчете нуждаемости учитывается не должна на основании п.7 ч.2 ст. 4 ФЗ РФ N 247, поскольку эта квартира содержит смежные комнаты и там зарегистрирована мать истицы.
Кроме того, истица в исковом заявлении обоснованно указывала, что подп. "б" п. 19 Правил ранее действовал в другой редакции.
Согласно подп. "б" п. 19 Правил (в действующей редакции постановления Правительства РФ от 21.06.2021 N 954) сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
Между тем, в период с 20.09.2018 по 23.10.2020, т.е. когда истица оставалась зарегистрированной в квартире своей матери, подп. "б" п. 19 Правил действовал в прежней редакции, согласно которой сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем, приобретя квартиру в собственность, истица с семьей улучшила свои жилищные условия, поскольку семья получила возможность проживать в отдельной квартире с большей обеспеченностью площадью на человека 10, 025 кв.м. вместо 45, 5: 3 = 9, 06 кв.м, которые были при постановке на учет. Таким образом, размер потенциальной социальной выплаты уменьшился.
Кроме того, как указано выше, квартира по адресу: "адрес" при расчете нуждаемости учитываться не должна, поскольку в этой квартире имеются смежные комнаты и там зарегистрирована мать истицы. В связи с этим факт регистрации истицы в квартире по адресу: "адрес", 61-3-66 с 20.09.2018 по 23.10.2020, не является основанием для снятия ее с учета для получения единовременной выплаты.
Более того, на момент принятия решения жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 26 ноября 2021г. о снятии Бокышкиной О.П. с семьей с учета на получение единовременной социальной выплаты, истица уже была зарегистрирована в квартире принадлежащей ей на праве собственности по адресу: г.Москва, ул. Константина Федина, дом 8 кв. 14 и имела обеспеченность жилой площадью на человека 10, 025 кв.м, т.е. менее 15 кв. м. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имела.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.