Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В. и судей Пильгановой В.М., Кирюхиной М.В., при секретаре Богдановой Д.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 года, которым постановлено:
Административный иск фио к призывной комиссии военного комиссариата Красносельского района, ВК города Москвы о признании действий, связанных с призывом на военную службу незаконными, признании незаконным решения об утрате права на отсрочку от призыва на военную службу, обязании выдать решение об отсрочке от призыва - удовлетворить частично.
Признать действия призывной комиссии ОВК Красносельского района города Москвы, связанные с призывом на военную службу в ноябре 2022 года фио, незаконными.
Обязать Призывную комиссию устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о предоставлении фио отсрочки от призыва на военную службу.
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата Красносельского района, Военному комиссариату города Москвы о признании действий, связанных с призывом на военную службу незаконными, признании незаконным решения об утрате права на отсрочку от призыва на военную службу, обязании выдать решение об отсрочке от призыва.
Требования мотивированы тем, что ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2025 года, как обучающемуся по очной форме обучения по основной профессиональной образовательной программе бакалавриат (срок обучения 4 года). В 2022 году он переведен на программу специалитет (срок обучения 5 лет). Переход осуществлен с одной образовательной программы на другую того же уровня образования, что является основанием для сохранения отсрочки. В связи с чем полагал, что решение от21.11.2022 об утрате им права на отсрочку является незаконным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик Военный комиссариат города Москвы
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела фио, родившийся 27 декабря 2002 года, состоит на воинском учете в военном комиссариате Красносельского района г. Москвы.
Решением призывной комиссии от 07 декабря 2021 года фио предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2025 года (л.д. 37). Основанием для предоставления отсрочки являлась справка МИИГАиК об обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования по форме, предусмотренной приложением N 4 Положения о призыве на военную службу, согласно которой административный истец проходит обучение в МИИГАиК по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования 21.03.03 "Геодезия и дистанционное зондирование" на 1 курсе, по очной бюджетной форме обучения, срок обучения 4 года.
На 2-м семестре 1-го курса административный истец переведен с имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования 21.03.03 "Геодезия и дистанционное зондирование" на имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования 21.05.02 "Прикладная геодезия", очная бюджетная форма обучения, срок обучения 5 лет (л.д. 44).
Решением призывной комиссии от 01 ноября 2022 года фио признан годным к военной службе, определена категория годности "Б3"; 01 ноября 2022 года административному истцу вручена повестка, обязывающая его прибыть 16 ноября 2022 года в ВК Красносельского района города Москвы для отправки к месту прохождения военной службы (л.д. 20).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление в части признания незаконными действий призывной комиссии ОВК Красносельского района города Москвы, связанные с призывом на военную службу в ноябре 2022 года фио и обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о предоставлении фио отсрочки от призыва на военную службу, с учетом установленных обстоятельств пришел к выводу, что административный истец имеет право на отсрочку от призыва на военную службу, поскольку переход административного истца с одной программы обучения, по которой ему была предоставлена отсрочка в установленном законом порядке, на обучение по иной программе, не увеличивает общий срок обучения и такой переход не связан с отказом административного истца от получения высшего образования или его отчислением за академическую неуспеваемость. Законодательство об образовании относит программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования, а, следовательно, уровень образования административный истец не снижал. Административный ответчик при осуществлении полномочий по организации призыва на военную службу не вправе был совершать действия по призыву на военную службу лица, реализующего свое право на образование в течение определенного законом периода.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15.05.2006 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы").
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). В силу пунктов 2-4 части 5 данной статьи высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура - подготовка кадров высшей квалификации.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
Учитывая вышеприведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что фио при переводе с образовательной программы "Геодезия и дистанционное зондирование" очной формы обучения на образовательную программу высшего образования по очной форме обучения "Прикладная геодезия", имеющей государственную аккредитацию, в том же учебном заведении - Московский государственный университет геодезии и картографии, не имевший диплома Бакалавра, специалиста или диплома магистра, сохраняет право на отсрочку от призыва на военную службу, поскольку общий срок, на который ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения по образовательной программе "Геодезия и дистанционное зондирование", с которой осуществлен перевод, увеличивается не более чем на один год.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что были указаны в административным ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.