Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-489/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания фио Ай" фио комбинированного "Фортифика" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания фио Ай" фио комбинированного "Фортифика" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2022 года кадастровой стоимости в размере рыночной земельных участков:
общей площадью 11 455 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:401, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 114 796 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:402, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 83 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:403, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 431 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:404, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 31 361 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:405, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 826 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:406, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 257 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:407, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 511 674 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:408, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N16/03/23, подготовленный ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности".
От представителя административного истца в ходе рассмотрения дела поступило уточненное исковое заявление на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Представители Департамента городского имущества адрес, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, публично-правовой компании по Москве, Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является собственником земельных участков, и налог на землю исчисляется исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Доводы представителя Департамента городского имущества адрес, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административный истец является собственником вышеперечисленных земельных участков.
Актом Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей" NАОКС-77/2-23/000014 от 30.01.2023 кадастровая стоимость этих участков определена:
с кадастровым номером 77:14:0040803:401 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:402 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:403 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:404 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:405 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:406 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:407 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:14:0040803:408 в размере сумма
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости в размере рыночном, административный истец представил в суд отчет об оценке N16/03/23, подготовленный ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности".
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос по определению рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 года. Проведение экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N16/03/23, подготовленный ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
По состоянию на 1 января 2022 года рыночная стоимость земельных участков, определена:
общей площадью 11 455 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:401, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 114 796 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:402, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 83 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:403, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 431 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:404, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 31 361 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:405, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 826 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:406, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 257 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:407, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 511 674 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:408, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подходов обоснован.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, возражений относительно выводов судебной оценочной экспертизы и ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость земельных участка, указанных выше, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
На основании положений статьи 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском - 23 марта 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Судебные расходы согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу положений части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит расходы на оплату услуг представителей, а также суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки фио и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Как указывается в вышеуказанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Принимая во внимание вышеприведенные требования закона и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, суд исходит из того обстоятельства, что допущенное при утверждении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости ее расхождение с рыночной стоимостью в размере более 50 процентов не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца как налогоплательщика, а потому в данном случае судебные расходы (расходы на подготовку отчета, на оплату государственной пошлины, на проведение экспертизы) подлежат возложению на административного истца.
Размер расходов на проведение экспертизы и подготовку отчета, по мнению суда, является разумным, соответствующим объему проведенной работы. Объективных доказательств, подтверждающих, что указанный размер расходов является завышенным, не представлено.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания фио Ай" фио комбинированного "Фортифика" удовлетворить.
Установить по состоянию по состоянию на 1 января 2022 года на период с 1 января 2023 года и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость в рыночном размере земельных участков:
общей площадью 11 455 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:401, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 114 796 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:402, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 83 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:403, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 431 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:404, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 31 361 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:405, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 826 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:406, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 2 257 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:407, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма;
общей площадью 511 674 кв.м с кадастровым номером 77:14:0040803:408, расположенного по адресу: адрес, кв-л 330, в размере сумма
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 23 марта 2023 года.
Взыскать с Департамента городского имущества адрес в пользу Федерального бюджетного учреждения Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации расходы по оплате экспертизы в размере сумма
Взыскать с Департамента городского имущества адрес в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания фио Ай" фио комбинированного "Фортифика" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма, по оплате отчета об оценке в размере сумма
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 148 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.