Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-553/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" д.у. комбинированного закрытого паевого фонда "Омега "Плаза" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" д.у. комбинированного закрытого паевого фонда "Омега "Плаза" обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденной распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами 77:05:0002001:9244, 77:05:0002001:9245, определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Административный истец, изменив в ходе судебного разбирательства заявленные требования в порядке статьи 46 КАС РФ, просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости:
определенной для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9244 по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 572 000 руб.;
определенной для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9245 по состоянию на 1 января 2018 года в размере 2 542 000 руб.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что владельцы инвестиционных паев комбинированного ЗПИФ "Омега Плаза", находящегося в управлении ООО "УК "Абсолют Эссет Менеджмент", являются собственниками названных объектов незавершенного строительства (далее - Объекты незавершенного строительства); внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права владельцев инвестиционных паев комбинированного ЗПИФ "Омега Плаза", находящегося в управлении ООО "УК "Абсолют Эссет Менеджмент", так как влияет на размер налоговых обязанностей; административный истец считает возможным воспользоваться правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на заключение судебной экспертизы от 16 ноября 2023 года.
Административный ответчик Департамент городского имущества г.Москвы против удовлетворения административного иска возражает по доводам письменных пояснений, указывает на то, что кадастровая стоимость объектов определена верно, замечаний к заключению эксперта не имеет, просит о возмещении судебных расходов на производство судебной экспертизы в размере 164 362, 80 руб.
Иные лица, участвующие в деле, возражений на административный иск и замечаний к экспертизе не представили.
Исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В ходе судебного разбирательства установлено, что владельцы инвестиционных паев комбинированного ЗПИФ "Омега Плаза", находящегося в управлении ООО "УК "Абсолют Эссет Менеджмент", являются собственниками Объектов незавершенного строительства; результаты определения их кадастровой стоимости, оспариваемые в настоящем деле, утверждены распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, согласно которому их кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размерах 182 614 739, 67 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9244), 34 207 799, 67 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9245).
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Объектов недвижимости, которая подлежала применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
В отношении спорных объектов недвижимости уплачивается налог исходя из их кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" д.у. комбинированного закрытого паевого фонда "Омега "Плаза" в интересах владельцев инвестиционных паев требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, ООО "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" д.у. комбинированного закрытого паевого фонда "Омега "Плаза" с административным иском представило Отчёты об оценке рыночной стоимости от 31 марта 2023 года N57/2023 и N56/2023 от 31 марта 2023 года, подготовленные ООО "Руспром" (далее - Отчеты об оценке), в которых рыночная стоимость Объектов незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2018 года определена в размерах 8 730 874 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9244), 1 601 677 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9245).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленных с административным иском Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в них величин рыночной стоимости Объектов незавершенного строительства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В связи с возникшим спором определением суда от 9 августа 2023 года по административному делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленных Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и рыночной стоимости Объектов незавершенного строительства на 1 января 2018 года ; производство экспертизы поручено ФГБУ Московская областная лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта ФГБУ Московская областная лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Соколова А.Ю. от 16 ноября 2023 года Отчёты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчётах об оценке рыночная стоимость Объектов незавершенного строительства не подтверждается. Рыночная стоимость Объектов незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 13 572 000 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9244), 2 542 000 руб. (для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9245).
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом, проведена в государственной судебно-экспертной организации. Заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся спорные объекты недвижимости; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертом результаты, не содержат арифметических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний по существу исследования не представили; административным истцом изменены заявленные требования с учетом заключения эксперта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы не опровергнута; ставить его под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым, ненадлежащим доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения, как об этом и просит административный истец, должно быть положено заключение судебной оценочной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2018 года рыночную стоимость Объектов незавершенного строительства.
Доказательств иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчеты об оценке с учетом экспертного заключения (которому суд в полной мере доверяет), оцениваются судом критически и, как следствие, рыночную стоимость Объектов незавершенного строительства не подтверждают.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость Объектов незавершенного строительства подлежит применению, для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Разрешая ходатайство административного ответчика о возмещении расходов на оплату экспертизы, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", учитывает значительное, не укладывающееся в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений (50%), расхождение между оспариваемой кадастровой стоимостью объектов незавершенного строительства и их рыночной стоимости, которое свидетельствует об ошибках при формировании методики определения кадастровой стоимости спорных объектов или при ее применении к конкретным (спорным) объектам недвижимости, нарушении конституционных прав и свобод заявителя, В такой ситуации на административного истца не может быть возложено бремя несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости Объектов незавершенного строительства в размере, равном их рыночной стоимости. При таких данных, суд полагает, что судебные расходы по оплате экспертизы по настоящему административному делу в размере 164 362, 80 руб. подлежат отнесению на Департамент городского имущества г. Москвы и не имеется оснований для их взыскания в пользу административного ответчика с административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить на кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9244, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 13 572 000 руб.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:05:0002001:9245, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Ленинская Слобода, д. 19, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 2 542 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 мая 2023 года.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства подлежит применению, для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.