Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-757/2024 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Строительное Управление Московского военного округа" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ОАО "СУ МВО" обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании утвержденных распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы 3 ноября 2022 года N 64489 результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0007004:10, 77:04:0002006:126 (далее - Земельные участки).
Административный истец просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 года, в размерах:
171 286 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007004:10;
187 148 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:126.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником Земельных участков; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права ОАО "СУ МВО", так как влияет на размер налоговых обязанностей; административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на Отчеты об оценке N0604-3-3/23 от 21 июня 2023 года, N0604-2-4/23 от 21 июня 2023 года, подготовленные оценщиком ООО "НОК-Основа".
Департамент городского имущества г.Москвы против удовлетворения административного иска возражает по доводам письменных пояснений; полагает, что кадастровая стоимость определена верно, представленные истцом отчеты об оценке не подтверждают рыночную стоимость Земельных участков, замечаний к заключению эксперта не имеет; ходатайствует о возмещении расходов на оплату судебной экспертизы.
От лиц, участвующих в деле, замечаний к заключению эксперта не поступило.
Исследовав материалы административного дела и оценив представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0007004:10, площадью 19 763 кв.м, расположен по адресу: г.Москва, ул. Дорожная, вл.1А; земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002006:126, площадью 17 609 +/- 46 кв.м. расположен по адресу: г. Москва, ул. Стахановская, земельный участок 18; находятся в собственности ОАО "СУ МВО".
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 3 ноября 2022 года N 64489 утверждены результаты определения кадастровой стоимости Земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года:
для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007004:10 в размере 204 203 371, 43 руб.;
для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:126 в размере 510 444 233, 21 руб.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Земельных участков, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года.
В отношении Земельных участков уплачивается земельный налог, исходя из его кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве ОАО "СУ МВО" требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, ОАО "СУ МВО" с административным иском представило, как уже указывалось выше, Отчёты об оценке рыночной стоимости N 0604-3-3/23 от 21 июня 2023 года, N0604-2-4/23 от 21 июня 2023 года, подготовленные оценщиком ООО "НОК-Основа" (далее - Отчеты об оценке), в которых рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2022 года определена:
для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007004:10 в размере 171 286 000 руб.;
для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:126 в размере 187 148 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленных с административным иском Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в них величин рыночной стоимости Земельных участков.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В связи с возникшим спором определением суда от 5 октября 2023 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленных Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и рыночной стоимости Земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года.
Согласно заключению эксперта ФГБУ Московская областная ЛСЭ Минюста России Соколова А.Ю. от 12 декабря 2023 года Отчёты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчётах об оценке рыночная стоимость Земельных участков не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007004:10 составляет 190 950 106 руб, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:126 составляет 434 026 632 руб.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее производство поручено государственному судебно-экспертному учреждению. Заключение эксперта соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся Земельные участки; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертом результаты, не содержат арифметических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний по существу исследования не представили.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правильность заключения судебной экспертизы не опровергнута; ставить его под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым, ненадлежащим доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение судебной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2022 года рыночную стоимость Земельных участков, равной которой и надлежит установить их кадастровую стоимость.
Доказательств иной рыночной стоимости Земельных участков в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчеты об оценке с учетом экспертного заключения (которому суд в полной мере доверяет), оцениваются судом критически и, как следствие, рыночную стоимость Земельных участков не подтверждают.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы, о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости Земельных участков.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Разрешая ходатайство административного ответчика о возмещении расходов на оплату экспертизы, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью Земельных участков существенной не является (6, 5%, 15%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка Отчётов об оценке на соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по представлению доказательств по вопросу установления кадастровой стоимости, равной рыночной; иным образом в рамках настоящего административного спора проверить отчёты невозможно; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчётах рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёты об оценке) не положены в основу решения; настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость Земельных участков, равной рыночной стоимости, в размере, определённом в экспертном заключении.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости Земельных участков в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; кадастровая стоимость объектов недвижимости пересмотрена. При этом, решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика; его противоположных юридических интересов не установлено.
Кроме того, допущенное в настоящем случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью, которое не является кратным, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 30%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость Земельных участков была определена, очевидно, ошибочно, с нарушением методологии.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества города Москвы надлежит взыскать судебные расходы на оплату экспертизы в сумме 493 088, 40 руб, несение которых подтверждается платежным поручением N 15243 от 8 ноября 2023 года.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:126, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Стахановская, земельный участок 18, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 года, в размере 434 026 632 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007004:10, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Дорожная, вл.1А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 года, в размере 190 950 106 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 сентября 2023 года.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная настоящим решением суда, подлежит применению на период с 1 января 2023 года и до утверждения для объектов недвижимости их новой кадастровой стоимости.
Взыскать с открытого акционерного общества "Строительное Управление Московского военного округа" в пользу Департамента городского имущества города Москвы в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы 493 088, 40 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.