Решение Псковского областного суда
от 9 декабря 1998 г. N 3-25/98 г.
9 декабря 1998 г. Псковский областной суд в составе: председательствующего судьи Сладковской Е. В. заседателей Казаковой Л. А. и Харинского Ю. К. с участием прокурора Белоноговой Н. Ю. при секретаре Ивановой В. И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковской Городской Думы к Администрации Псковской области о признании несоответствующим действующему законодательству постановления N 12 от 19 января 1998 года,
установил:
Псковская городская Дума обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области о признании несоответствующим действующему законодательству постановления Администрации области N 12 от 19 января 1998 года "О мероприятиях по сокращению перекрестного субсидирования потребителей услуг телефонной связи на 1998 год", которым, по мнению истца, введены новые тарифы и иная система оплаты на услуги телефонной связи, в связи с чем абоненты телефонной сети должны ежемесячно вносить как абонентскую, так и повременную плату за соединение местной телефонной связи:
В обоснование иска указано, что данное постановление не соответствует Правилам оказания услуг телефонной связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1235 от 26 сентября 1997 года, в частности пункту 82, где предусмотрено, что соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты, исключая их совмещение.
Кроме того, нарушены пункты 5 и 80 Правил, которые предполагают для всех пользователей одинаковые условия обслуживания и одинаковые тарифы на одноименные услуги связи.
На территории города Пскова аналогичные услуги связи оказывает ЗАО "Электросвязь" и ОАО "Псковская ГТС", указанное постановление Администрации области поставило абонентов этих двух обществ в различные условия обслуживания.
Не соблюден и пункт 68 Правил при принятии постановления N 12 от 19 января 1998 года, предписывающий оператору связи не менее чем за 3 месяца извещать абонента о введении системы повременного учета стоимости услуг связи с выставлением пробных счетов, не предусматривающих оплату.
Истец также ссылается на то, что при принятии постановления администрацией не соблюдена ст. 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 24 апреля 1993 года, в соответствии с которой аппаратно-программные средства аппаратуры повременного учета длительности телефонных разговоров должны проходить обязательную государственную проверку: в ОАО "Псковская ГТС" такая проверка проведена не была.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого закона РФ следует читать как "27.04.93"
В судебном заседании исковые требования были уточнены, представитель истца просил признать несоответствующим действующему законодательству только пункт 1 оспариваемого постановления и п. п. 1.1.1 - 1.1.4 п. 1.1 мероприятий, утвержденных этим постановлением.
Представители ответчика иск не признали, пояснив, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции администрации области; не носит нормативного характера, не нарушает Правил оказания услуг телефонной связи и Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", поскольку не связано о реализацией названных нормативных актов, а содержит конкретные положения в виде поручений органам управления и утверждения перечня Мероприятий по сокращению перекрестного субсидирования услуг телефонной связи, в котором орган управления Администрации области ориентируется Главой Администрации на выполнение возложенных на него (комитет экономики) функций по регулированию тарифов на услуги связи.
Более того, как указали представители ответной стороны, оспариваемое постановление утвердило известные Мероприятия на определенном этапе по сокращению перекрестного субсидирования услуг телефонной связи, этот этап ограничен сроком с 1 февраля 1998 года до 1 июля 1998 г., этот срок истек с 1 ноября 1998 г. на ОАО "Псковская ГТС" действует другая система оплаты - абонентская, в связи с чем оспариваемое постановление утратило силу.
Представители третьего лица на стороне ответчика - ОАО "Псковская ГТС", также не согласились с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что на их предприятии с 1997 года для всех абонентов действует повременная система оплаты услуг телефонной связи, представляющая собой две составляющих: постоянную и переменную; с 1 ноября 1998 г. в связи с экономической ситуацией в стране перешли на абонентскую систему оплаты; при предоставлении услуг телефонной связи названные ими правила не нарушаются, равно как и федеральные законы, оборудование (система АПУС) прошло государственную проверку, о чем имеются свидетельства.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, полагавшего требования истца обоснованными, суд находит, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В преамбуле оспариваемого постановления Администрации Псковской области указано, что данное постановление издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года N 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях", распоряжения Администрации области от 28 июля N 445-р "О поэтапном сокращении перекрестного субсидирования на услуги связи".
Из анализа перечисленных актов следует, что существует федеральная программа, направленная на сокращение перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи.
Об этом, свидетельствует и Постановление Правительства Российской Федерации N 950 от 13 августа 1996 года "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи", которое рекомендовало органам исполнительной власти субъектов федерации при регулировании тарифов на услуги связи применять принципы, изложенные в постановлении и имеющие целью поэтапное сближение тарифов по категориям потребите лей на одноименные услуги связи и сокращение дотирования, предоставляемого за счет промышленного сектора, а также обеспечения полного возмещения затрат по предоставлению услуг связи населению.
Таким образом, постановление N 12 от 19 января 1998 года является реализацией федеральных актов и названной выше программы на определенном этапе, поскольку в Псковской области принята и действует своя программа поэтапного сокращения перекрестного субсидирования на услуги связи (постановление администрации области N 445-р от 28 июля 1997 г., постановление N 174 от 17 июля 1998 года, постановление N 156 от 25 июня 1998 года).
При этом все постановления приняты в пределах компетенции администрации области, так как государственное регулирование тарифов услуг связи осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации N 265 от 7 марта 1997 года).
Исходя из того, что оспариваемое постановление представляет собой определенный этап по реализации программы, в пункте 2 этого постановления указаны сроки действия предельных тарифов, утвержденных Комитетом экономики области на основании этого постановления, а именно: с 1 февраля 1998 г. до 1 июля 1998 г.
В дальнейшем срок действия тарифов был продлен до особого распоряжения постановлением администрации области N 156 от 25 июня 1998 года.
Как следующий этап по регулированию тарифов на услуги телефонной связи распоряжением Администрации Псковской области N 742-р от 19 октября 1998 года "О тарифах на услуги связи" утверждены и введены в действие с 1 ноября 1998 года новые прейскуранты тарифов, оказываемые потребителям ОАО "Электросвязь" и ОАО "Псковская ГТС".
Из чего суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление утратило силу по сроку действия, поэтому предмет спора по настоящему делу отсутствует.
Что касается других доводов истца о нарушении постановлением N 12 от 19 января 1998 года отдельных пунктов Правил оказания услуг телефонной связи и федерального закона "Об обеспечении единства измерений", то данное постановление не связано с реализацией и п. 5, 80, 68 Правил и названного закона, в постановлении речь идет лишь о предельных тарифах на услуги связи.
Применение Правил оказания услуг телефонной связи и Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" относится к сфере деятельности ОАО "Псковская ГТС".
Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд
решил:
Псковской городской Думе в иске к Администрации Псковской области о признании несоответствующим действующему законодательству постановление N 12 от 19 января 1998 года "О мероприятиях по сокращению перекрестного субсидирования потребителей услуг телефонной связи на 1998 год" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Е.В.Сладковская |
Ю.К.Харинский
Решение вступило в законную силу 22 декабря 1998 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного суда от 9 декабря 1998 г. N 3-25/98 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 22 декабря 1998 г.
Текст решения опубликован в Сборнике законодательства Псковской области, N 9, 1998 г., ст. 326-328