Решение Арбитражного суда Псковской области
от 27 сентября 2007 г. N А52-3539/2007
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2007 г. по делу N А52-3539/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть оглашена 20.09.2007 г.
Решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. N 56 утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки. Решение и Положение опубликованы в газете "Великолукская правда" от 21.12.2002 г.
В разделе 3 указанного Положения определены полномочия Администрации города Великие Луки по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения (в редакции до 25.07.2007 г.) Администрация города Великие Луки издает распоряжения по передаче муниципального имущества на баланс юридических лиц, по смене балансодержателей; по мене или передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование в порядке, утвержденном городской Думой.
Решением Великолукской городской Думы от 25.07.2007 г. N 70 в оспариваемое Положение внесены изменения, пункт 3.4 изложен в новой редакции, согласно которой Администрация города Великие Луки издает распоряжения по передаче муниципального имущества на баланс юридических лиц, по смене балансодержателей; по мене; передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование по согласованию с городской Думой. Решение опубликовано в газете "Великолукская правда Новости" от 07.08.2007 г.
Заявитель полагает, что пункт 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки в части, наделяющей Администрацию города Великие Луки правом издавать распоряжения о мене муниципального имущества, не соответствует пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку оспариваемая норма в силу неопределенности ее юридического содержания дает возможность Администрации города Великие Луки трактовать и применять ее произвольно, по собственному усмотрению. Это повлекло нарушение прав предпринимателя О.Г.Д., когда на основании распоряжения Администрации города Великие Луки от 18.12.2006 г. N 2721-р "О мене имущества" используемое заявителем на условиях аренды под швейное ателье муниципальное помещение в порядке мены было передано в собственность гражданину Ч.К.Ю. Кроме того, оспариваемая норма, допускающая отчуждение объектов муниципальной собственности по договорам мены, противоречит, по мнению заявителя, Федеральному закону от 21.12.2001 г. N 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", закрепляющему принцип отчуждения имущества только на возмездной основе и в порядке, предусмотренном этим Законом. Статьей 13 названного закона определен перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, в числе которых отсутствует мена как одна из возмездных сделок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 21.12.2001 г. следует читать как "178-ФЗ"
Суд находит доводы заявителя необоснованными, а его требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ
В соответствии со статьей 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статьям 27 и 45 Устава муниципального образования "Город Великие Луки" Великолукская городская Дума определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки принято Великолукской городской Думы в пределах своих полномочий.
Из анализа пункта 3.4 данного Положения, по мнению суда, не усматривается несоответствие его положений действующему законодательству, в том числе нормам, на которые ссылается заявитель.
Действие Федерального закона от 21.12.2001 г. N 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" распространяется не на все отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества и, следовательно, муниципальное имущество может быть отчуждено не только в порядке, определенном этим Законом, но и другими способами, что прямо вытекает из Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 21.12.2001 г. следует читать как "178-ФЗ"
Пункт 2 статьи 3 указанного Закона содержит перечень отношений, возникающих при отчуждении, на которые он не распространяется. Этой же статьей (пункт 4) установлено, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным данным Законом, применяются нормы гражданского законодательства.
Гражданское законодательство не запрещает отчуждение муниципального имущества по договору мены.
Довод заявителя о том, что оспариваемая норма противоречит пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как допускающая возможность ее произвольного толкования и применения, суд находит также необоснованным. В данной норме не указано, какое имущество, кому и в каких случаях может быть отчуждено по названному в ней договору. Вместе с тем, из положений последнего абзаца пункта 3.4 Положения (в редакции решения от 25.07.2007 г. N 70) следует, что оспариваемой нормой установлен порядок принятия решений об отчуждении объектов муниципальной собственности по договору мены, если федеральное законодательство позволяет производить отчуждение имущества города указанным способом, что, по мнению суда, не допускает ее произвольного толкования и применения.
Поскольку оспариваемая норма не регулирует конкретные гражданско-правовые отношения, а определяет полномочия Администрации города Великие Луки по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, суд не принимает во внимание как довод о нарушении прав заявителя его ссылку на конкретную сделку по отчуждению имущества гражданину Ч.К.Ю.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. суд относит на заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать пункт 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки, утвержденного решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. N 56, в части предоставления Администрации города Великие Луки права издавать распоряжения о мене муниципального имущества соответствующим пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 21.12.2001 г. N 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 21.12.2001 г. следует читать как "178-ФЗ"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 27 сентября 2007 г. N А52-3539/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после принятия
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Псковской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2007 г. по делу N А52-3539/2007 настоящее решение оставлено без изменения