Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Набиева Р.А., Волынчук Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, поданную 16 января 2024 года на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года по административному делу N 2а-4740/2023 по административному иску Кузива Андрея Николаевича к ФСИН России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя ФСИН России Ширшовой Л.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузив А.Н. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным распоряжения от 19 июля 2023 года N 3393-рн, которым его пребывание в Российской Федерации признано нежелательным на срок 3 года после отбытия наказания и до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что при вынесении распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации административным ответчиком не учтено, что его родители и родная сестра являются гражданами Российской Федерации, он не является гражданином Украины, проживает на территории Российской Федерации с 1996 года.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года, административный иск удовлетворен, постановлено признать незаконным распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 19 июля 2023 года N 3393-рн о нежелательности пребывания Кузива А.Н. в Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФСИН России просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что, находясь на территории Российской Федерации, административный истец неоднократно совершал преступления, что свидетельствует о явном пренебрежении общепринятым нормам и правилам социального поведения, доказательств поддерживания социально значимых связей с родственниками не представлено. Оспариваемое решение принято с учетом приоритета интересов большинства населения, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица семейных связей на территории России.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 27), допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что суды, не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными (постановление от 17 февраля 2016 года N 5-П, определение от 4 июня 2013 года N 902-О и ряд других).
При разрешении спора суды исходили из тех обстоятельств, что Кузив А.Н. является уроженцем Донецкой области, в 1998 году получил паспорт гражданина СССР, подтвердить его принадлежность к гражданству Украины не представляется возможным ввиду отсутствия информации о его регистрации на территории Украины, 4 октября 2022 года принят Федеральный конституционный закон N 5 -ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики".
Суды также приняли во внимание, что его родители с 2007 года являются гражданами Российской Федерации, они и его сестра длительное время проживают в Российской Федерации, и с учетом указанной совокупности доказательств пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение приводит к избыточному ограничению его прав и свобод, поскольку семейных и социальных связей с Украиной заявитель не имеет.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом подробного изучения судами и обоснованно отклонены.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.