Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сюй Дунлян на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года по административному делу N2а-10598/2023 по административному иску Сюй Дунлян к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании решений незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения представителя административного истца Сатокиной О.Н, доводы кассационной жалобы поддержавшей, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сюй Дунлян "данные изъяты", является гражданином "данные изъяты". Согласно сведениям АС ЦБДУИГ Сюй Дунлян въехал в Российскую Федерацию 26 нюня 2021 года на основании визы, выданной на срок с 04 июня 2021 года по 18 августа 2021 года. В нарушение положения пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) Сюй Дунлян фактически выехал из Российской Федерации 23 сентября 2022 года.
20 апреля 2023 года ГУ МВД России по Свердловской области на основании подпункта 13 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N114-ФЗ) принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину "данные изъяты" Сюй Дунлян сроком на пять лет со дня выезда из Российской Федерации, до 29 марта 2028 года (далее - Решение от 20 апреля 2023 года).
16 мая 2023 года Сюй Дунлян обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением об оформлении на работу иностранного гражданина.
По результатам рассмотрения заявления ГУ МВД России по Свердловской области 16 мая 2023 гола Сюй Дунлян отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании пункта 72.3 Приказа МВД России от 01 августа 2020 года N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" в связи с принятием решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина по основаниям, предусмотренным статьями 26, 27 Закона N 114-ФЗ (далее - Решение от 16 мая 2023 года).
Не согласившись с решением от 20 апреля 2023 года и решением от 16 мая 2023 года, Сюй Дунлян обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, в котором просил признать их незаконными, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
В обоснование требований указал, что решения вынесены формально. Административный истец в указанный срок не имел возможности покинуть территорию Российской Федерации в связи с ковидными ограничениями, введёнными Китайской Народной Республикой. В период нахождения в Российской Федерации Сюй Дунлян не привлекался ни к административной, ни к уголовной ответственности, нарушений общественного порядка не допускал.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 07 августа 2023 года административное исковое заявление Сюй Дунлян удовлетворено. Признаны незаконными решение ГУ МВД России по Свердловской области от 20 апреля 2023 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства; решение ГУ МВД России по Свердловской области от 16 мая 2023 года об отказе в оформлении разрешения на работу. На административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 07 августа 2023 года отменено, административное дело направлено в Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 29 декабря 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Сюй Дунлян отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 31 января 2024 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции от 07 августа 2023 года. Указывает, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции, административный истец был извещён о судебном заседании, назначенном в Верх-Исетского районном суда города Екатеринбурга путем извещения его представителя посредством телефонограммы и электронной почты. Иные доводы кассационной сводятся к оспариванию законности принятых административным ответчиком решений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришёл к выводу, что оспариваемые решения приняты по формальным основаниям. Они не являются оправданными крайней социальной необходимостью и влекут вмешательство в права административного истца на уважение личной жизни. Решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца, указал о его надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания.
Отменяя решение суда и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия пришла к выводу о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку на день вынесения решения суда в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении административного истца.
Не соглашаться с указанными выводами оснований не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 120, часть 3 статьи 123).
Согласно части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, суд обязан отложить разбирательство административного дела.
Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела установлено отсутствие сведений об извещении административного ответчика и рассмотрение судом первой инстанции дела в его отсутствие.
Данные выводы основаны на содержащихся в материалах дела сведениях, подтверждающих, что Сюй Дунлян участия в рассмотрении дела не принимал, заявления о рассмотрении административного дела в своё отсутствие с участием представителя не представил, имеющиеся в деле сведения о направлении административному истцу судебного извещения обоснованно расценены судом апелляционной инстанции как не подтверждающие его получение на момент вынесения решения суда.
Иные доводы, сводящиеся к обоснованию позиции по административному иску, оценке в кассационном порядке не подлежат, поскольку решение суда первой инстанции отменено в связи с нарушением норм процессуального права, выводы суда по существу заявленных требований судом апелляционной инстанции не проверялись.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам полагает правильными выводы апелляционной инстанции о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, влекущих безусловную отмену судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сюй Дунлян - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.