Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-123/2023 по иску Добренькой (Дроздовой) Юлии Юрьевны к акционерному обществу "Авиационная транспортная компания "Ямал" о взыскании невыплаченной заработной платы, по кассационной жалобе Добренькой (Дроздовой) Юлии Юрьевны на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Добренькая (Дроздова) Ю.Ю. обратилась с иском к Акционерному обществу "Авиационная Транспортная Компания "ЯМАЛ" (далее - АО "АТК "ЯМАЛ") о взыскании невыплаченной заработной платы. С учетом неоднократных уточнений просила взыскать с ответчика задолженность в размере 1 527 849 руб. 57 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что с 25 апреля 2013 года она работает в АО "АТК "ЯМАЛ" в должности бортпроводника. Сопоставив часы фактического налета по комплексным заданиям на полет с санитарной нормой часов налета, она выяснила, что работодатель не выплачивал полную заработную плату за переналет санитарной нормы, а также за полеты в ночное время, осознанно занижая часы налетов, производил неполную оплату составной части заработной платы по часам налета на протяжении 7 лет (с 2014 года по 2022 год). Ознакомиться со своим фактическим налетом часов она не имела возможности, поскольку летная книжка находилась у ответчика и не выдавалась для ознакомления, в расчетных листках не указана детализация по произведенным рейсам. Поскольку заработная плата не выплачивалась в полном объеме в течение всего периода, заявленного в иске, то имеет место длящийся характер нарушения прав, а, следовательно, срок обращения в суд не пропущен. В комиссию по трудовым спорам за разрешением индивидуального трудового спора она не обращалась.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Добренькой (Дроздовой) Ю.Ю. к АО "АТК "ЯМАЛ" о взыскании невыплаченной заработной платы отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Добренькой (Дроздовой) Ю.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления ввиду их незаконности. Указывает на то, что о нарушении своих прав узнала только при получении летной книжки при увольнении и сопоставлении отраженных в ней данных о налете часов с комплексными заданиями на полет (планы полетов). То обстоятельство, что работодатель не давал возможности ознакомиться с налетом часов, подтвердили в судебном заседании свидетели. Кроме того, ответчик, приобщив к материалам дела Положение об оплате труда, не представил приложение, которым определена стоимость одного часа полета внутреннего рейса (территория Российской Федерации) и международного рейса. В связи с этим она не имела возможности рассчитать ночное время каждого рейса отдельно. Полагает, что судами необоснованно применена статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации о пропуске срока обращения в суд, поскольку на момент обращения в суд она находилась в трудовых отношениях с ответчиком, следовательно, имела право на взыскание невыплаченной заработной платы в полном объеме.
В письменных возражениях АО "АТК "Ямал" просит решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Добренькой (Дроздовой) Ю.Ю. - без удовлетворения.
Истец Добренькая (Дроздова) Ю.Ю, представитель ответчика АО "АТК "Ямал" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 24 апреля 2013 года Добренькая Ю.Ю. (ранее Фоменко, Дроздова) состояла в трудовых отношениях с ОАО "АТК "Ямал" на основании заключенного с ней трудового договора N 96/ТД-13 о работе в качестве бортпроводника службы бортпроводников Летной дирекции.
Согласно трудовому договору предусмотрен нормальный режим рабочего времени согласно плану полетов, разъездной характер трудовой функции.
Режим труда и отдыха определяется Правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от структурного подразделения работодателя, при этом при нормальном, ненормированном, разделении рабочего дня на части и гибком режиме рабочего времени устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При суммарном и сменном режиме труда и отдыха время начала и окончания работы определяется графиком сменности.
Разделом 6 трудового договора предусмотрено, что заработная плата работника включает в себя следующие составляющие: должностной оклад в размере - 2 976 руб. 60 коп, 24% - надбавка к должностному окладу за вредные условия труда, 15% - надбавка к заработной плате районный коэффициент, надбавка за выслугу лет в гражданской авиации устанавливается в размере и порядке, предусмотренном Положением о премировании, дополнительные надбавки за фактический налет часов, связанные с летной работой, устанавливаются работодателем. Заработная плата выплачивается в сроки, установленные Правилами внутреннего распорядка, Положением об оплате труда. Форма расчетного листка заработной платы устанавливается работодателем самостоятельно в зависимости от программного обеспечения бухгалтерской отчетности.
Дополнительным соглашением от 25 января 2019 года к трудовому договору подпункт 6.1 трудового договора изложен в следующей редакции: должностной оклад в размере 2 976 руб. 60 коп, районный коэффициент в размере 15% к заработной плате, надбавка за выслугу лет в гражданской авиации в размере и порядке, установленном Положением о заработной плате и премировании, дополнительные надбавки за фактический налет часов, связанные с летной работой.
На основании приказа от 24 июня 2022 года N 129/л трудовой договор с Дроздовой Ю.Ю. расторгнут 24 июня 2022 года по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом АО "АТК "Ямал" N 125 от 30 декабря 2016 года утверждено Положение об оплате труда и премировании работников АО "АТК "Ямал" (далее Положение об оплате труда), в соответствии с которым система оплаты труда состоит из постоянной и переменной части заработной платы (пункт 2.2); виды оплаты за труд определяются приложениями к штатному расписанию, в которых указываются окладные части заработной платы работников, надбавки за квалификацию, надбавка за условия труда, вознаграждения за выслугу лет, почасовые ставки за налет часов летному составу, а также нормативы производственных показателей для оплаты труда и премирования работников (пункт 2.3)
Согласно пункту 3.4 Положения об оплате труда которого заработная плата работника авиакомпании состоит из должностного оклада (тарифной ставки), оплаты за налет (летного состава), оплаты за квалификацию (надбавок за класс, категорию, разряд, знание английского языка), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Начисление к оплате за налет летному составу производится за фактическое летное время в соответствии с утвержденными ставками по оплате за 1 час полета согласно приложению N 3 к штатному расписанию (переменная составляющая заработной платы) (пункт 3.7).
При выполнении рейсовых полетов по действующему расписанию применяется порейсовая оплата за налет часов по маршруту выполнения рейса и типу воздушного судна (переменная составляющая заработной платы): порейсовая оплата = расчетное время выполнения рейса х ставка 1 часа КВС (член экипажа х коэффициент уменьшения ставок) по типу воздушного судна согласно приложению N 4, 5 к штатному расписанию (пункт 3.8).
При выполнении полетов для заказчиков согласно заключенным договорам (разовым заявкам) при расчете оплаты за налет учитывается время, утвержденное в штурманском расчете и согласованное заказчиком, согласно приложению N 4, 5 к штатному расписанию (пункт 3.9).
Пунктами 3.10 - 3.16 предусмотрен порядок начисления за вредные условия труда, за выслугу лет, персональных надбавок, премий и прочих доплат стимулирующего характера, квалификационных надбавок.
Также Положением об оплате труда предусмотрено, что начисление заработной платы работникам производится на основании первичных учетных документов по оплате труда (пункт 4.1); учет рабочего времени производится исходя из месячной и дневной нормы согласно фактически отработанному количеству часов в день и места выполнения работ (за исключением командировок), с выделением в табеле учета рабочего времени суммарного учета дней (часов) за работу в праздничные дни, ночное время, а также периодов временной нетрудоспособности работника (пункт 4.2); заработная плата выплачивается работникам авиакомпании не реже чем каждые полмесяца в следующие дни: заработная плата (аванс) за первую половину месяца выплачивается не позднее 30 числа текущего месяца; окончательная сумма заработной платы за вторую половину месяца, включая выплату надбавок, начислений за налет, начислений компенсирующего и стимулирующего характера, производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (пункт 4.5); при выплате заработной платы каждому работнику выдается расчетный листок (или по письменному заявлению работника высылается на электронную почту), содержащий информацию о произведенных начислениях и удержаниях за расчетный месяц (о составных частях заработной платы; размерах иных начисленных сумм; о размерах и основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате) (пункт 4.9).
Руководители структурных подразделений Авиакомпании в пределах своей компетенции несут ответственность за формирование переменной составляющей заработной платы подчиненных работников, в том числе командир авиационной эскадрильи - в части оплаты за налет часов работникам авиационной эскадрильи; начальник службы бортпроводников - в части оплаты за налет бортпроводникам; летный директор - в части оплаты за налет личному составу, находящемуся в подчинении летной дирекции, за налет командно-руководящему составу, летному составу и бортпроводникам; технический директор и его заместители, начальник цеха, инженер смены - в части оплаты за налет, повышение квалификации инженерно-техническому составу инженерно-авиационной службы.
Нормативным актом, регулирующим режим рабочего времени и времени отдыха работников гражданской авиации, является Положение об особенностях рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса Российской Федерации от 21 ноября 2005 года N 139.
В соответствии с данным Положением рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом 7 настоящего Положения.
Пунктами 11, 12 Положения предусмотрено, что продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год.
Продолжительность полетного времени, установленная пунктом 11 указанного Положения, с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год.
Согласно расчетным листкам истцу начислено за январь 2020 года - 22 202 руб. 94 коп, в том числе километровые - 14 426 руб. 20 коп, за февраль 2020 года - 70 792 руб. 82 коп, в том числе километровые - 43 042 руб. 30 коп, за март 2020 года - 45 199 руб. 36 коп, в том числе километровые - 33 780 руб. 70 коп, за апрель 2020 года - 78 736 руб. 33 коп, в том числе километровые - 9 639 руб, за май 2020 года - 19 230 руб. 81 коп, в том числе километровые - 10 837 руб. 50 коп, за июнь 2020 года - 72 343 руб. 88 коп, в том числе километровые - 46 454 руб. 20 коп, за август 2020 года - 58 409 руб. 92 коп, в том числе километровые - 29 469 руб. 50 коп, за октябрь 2020 года - 47 753 руб. 69 коп, в том числе километровые - 15 028 руб, за ноябрь 2020 года - 105 902 руб. 91 коп, в том числе километровые - 43 742 руб. 70 коп, за декабрь 2020 года - 49 481 руб. 11 коп, в том числе километровые - 6 092 руб. 80 коп, за февраль 2021 года - 30 316 руб. 98 коп, в том числе километровые - 18 808 руб. 80 коп, за март 2021 года - 33 213 руб. 47 коп, в том числе километровые - 14 552 руб, за апрель 2021 - 42 331 руб. 07 коп, в том числе километровые - 23 956 руб. 40 коп, за май 2021 года - 50 931 руб. 69 коп, в том числе километровые - 28 619 руб. 50 коп, за июнь 2021 года - 87 055 руб. 26 коп, в том числе километровые - 59 246 руб. 70 коп, за июль 2021 года - 88 544 руб. 25 коп, в том числе километровые - 62 948 руб. 96 коп, за август 2021 года - 113 693 руб. 13 коп, в том числе километровые - 75 830 руб. 54 коп, за сентябрь 2021 года - 153 472 руб. 29 коп, в том числе километровые - 72 886 руб. 14 коп, за октябрь 2021 года - 54 388 руб. 04 коп, в том числе километровые - 42 709 руб. 44 коп, за ноябрь 2021 года - 54 385 руб. 25 коп, в том числе километровые - 38 429 руб. 86 коп, за декабрь 2021 года - 64 363 руб. 26 коп, в том числе километровые - 45 809 руб. 90 коп, за январь 2022 года - 74 879 руб. 23 коп, в том числе километровые - 44 553 руб. 26 коп, за февраль 2022 года - 69 850 руб.
49 коп, в том числе километровые - 34 107 руб. 10 коп, за март 2022 года - 110 422 руб. 45 коп, в том числе километровые - 29 703 руб. 08 коп, за апрель 2022 года - 9 484 руб. 95 коп, в том числе километровые - 7 650 руб.
При этом начисления "километровые" указаны в расчетных листках отдельной строкой без указания количества часов и стоимости полетного часа. В расчетных листках имеются сведения об оплате по окладу с указанием количества дней и часов, выплатах компенсационного характера за разъездной характер, надбавке за выслугу лет, доплатах за увеличение объема работ в фиксированных суммах, районном коэффициенте. Сведения об оплате праздничных дней, ночных не указаны.
Сведения о налете часов отражены в летной книжке истца, с записями в которой истец ознакомлена по годам под роспись, записи заверены печатью и подписью ответчика.
Стороной истца в материалы дела представлены комплексные задания на полет (план полетов) за период с 2014 года по 2022 год, представляющие собой ежедневные списки с указанием в них номера рейса, маршрута полета, типа и номера воздушного судна, времени вылета, минимума экипажа, фамилии командира воздушного судна, других членов экипажа, включая бортпроводников.
Из письменных пояснений ответчика следует, что согласно пункту 6.4 Правил внутреннего трудового распорядка АО АТК "Ямал" от 12 мая 2017 года началом рабочего дня летного состава в дни полетов определяется по выписке из планов полета с учетом времени на предполетную подготовку согласно технологии работы экипажа воздушного судна данного типа и руководства по производству полетов эксплуатантов АО АТК "Ямал". Приложением N 4 к штатному расписанию установлено расчетное время рейса по маршруту (туда/обратно), при расчете оплаты выполнений рейса применяются тарифы, указанные в приложении. Фактическое время налета бортпроводника при выполнении рейсов фиксируется авиакомпанией в полетном задании и далее вносится в летную книжку. Приложением N 3 к штатному расписанию установлены расчетные ставки за налет часов, которые согласно пункту 8 составляют 800-1100 руб. за летный час для бортпроводников на всех типах воздушных судов. Понятие "километровые" в настоящее время не предусмотрены действующим законодательством, указание в расчетных листках "километровые" используется для удобства отражения начисленной заработной платы и информирования работников о составных частях заработной платы. Таким образом, составной частью заработной платы является любая выплата, отраженная в расчетном листке помимо окладной части (километровые, премии, надбавки, районный коэффициент и т.д.), которые авиакомпания отражает в расчетных листках, с которыми истец регулярно был ознакомлен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 84.1, 100, 129, 132, 135, 140 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 21 ноября 2005 года N 139, исходил из того, что представленные истцом комплексные задания (планы полетов) не являются подтверждением фактического налета часов; иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что фактический налет превышает налет, зафиксированный ответчиком, истцом не представлено; при этом в спорные периоды истец получала заработную плату, расчет которой, в том числе производился по "километровым", производимый ответчиком расчет не опровергнут, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции указал о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации за период, предшествующей дате 16 июня 2021 года исходя из даты обращения в суд с настоящим иском (16 июня 2022 года), отсутствии доказательств об уважительности причин пропуска указанного срока и оснований для его восстановления.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца о занижении ответчиком в летных книжках сведений о налете часов, а также об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, поскольку эксплуатанту воздушного судна дано право ведения учета полетного времени, рабочего времени и времени отдыха всех членов его экипажей воздушных судов; указанные сведения подлежат хранению в течение трех лет, в связи с чем ответчик лишен возможности представить доказательства о фактическом налете часов истца за период с 2014 года по июнь 2019 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям за период до 16 июня 2021 года.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ, вступившего в силу с 03 октября 2016 года) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом (часть 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из приведенного следует, что с 03 октября 2016 года Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает специальный годичный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, связанного с невыплатой или неполной выплатой заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, который исчисляется со дня установленного срока выплаты спорных денежных сумм. До 03 октября 2016 года этот срок составлял три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Возможность восстановления пропущенного срока связана с такими причинами, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд.
Установив, что заработная плата истцу начислялась и выплачивалась ежемесячно, истцу выдавались расчетные листки, доказательств создания препятствий со стороны работодателя в ознакомлении истца со сведениями о составных частях заработной платы, ее размере, с летной книжкой, равно как и доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате истцом не представлено, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по заработной плате за период, превышающий один год со дня обращения в суд.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судами статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку с учетом заявления ответчика о пропуске срока обращения у суда первой инстанции имелись основания для применений положений названной нормы, с таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции, при этом судами отклонены доводы истца об уважительности пропуска срока обращения в суд с настоящим иском. Несогласие с выводом судов в указанной части не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Между тем судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о том, что ответчик фактически не опроверг ее доводы о неполном начислении заработной платы, поскольку не представил в материалы дела документы о размере стоимости одного часа полета, в связи с чем она не имела возможности рассчитать оплату за ночное время по каждому рейсу.
В соответствии с положениями статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в существенным условиям, подлежащим обязательному включению в трудовой договор работника, являются условия об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (частью 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с положениями статей 100-105 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем могут применяться различные режимы рабочего времени, в том числе пятидневная или шестидневная рабочая неделя, ненормированный рабочий день, работа в режиме гибкого рабочего времени, сменная работа, работа в режиме суммированного учета рабочего времени, разделение рабочего дня на части.
Кроме того, в соответствии со статьями 146-154 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в условиях, отличающихся от нормальных, должна производиться в повышенных размерах. К таким условиям относится работа с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, особенности оплаты таких работ приведены в названных статьях.
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными данным кодексом.
Из указанных положений следует, что заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права; зависит от установленного для работника режима работы, учета отработанного времени, выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, с учетом которых определяется право работника на повышенную оплату.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Кроме того, исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Приведенным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют.
Как следует из искового заявления и уточнений к нему, пояснений истца в судебных заседаниях, истец указывала на то, что работодатель не оплачивал переналет санитарной нормы, а также за полеты в ночное время, представляла соответствующие расчеты. Об этом же указывала истец в апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Трудового кодекса Российской Федерации о повышенной оплате сверхурочной работы и работы в ночное время и указывая на то, что ответчик не представил локальных актов о стоимости одного часа полета.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению и правовой оценке, относились следующие: установленный истцу режим работы, применявшийся у ответчика порядок оплаты труда с учетом особенностей работы истца, фактически отработанное истцом время нормы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года, в том числе полетное время, подлежащее оплате исходя из количества налета часов, стоимость одного полетного часа в соответствии с локальными актами ответчика, какова норма налета, имелось ли превышение указанной нормы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года, количество времени, приходящееся на ночные часы в указанный период, предусмотренный у ответчика порядок оплаты ночного времени, правильность определения ответчиком переменной части оплаты труда, находящейся в зависимости от общего налета часов за каждый месяц, а также компенсационных выплат.
Между тем указанные юридически значимые обстоятельства судами нижестоящих инстанций не устанавливались ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции, доводы истца, явившиеся основанием для обращения в суд, правовой оценки не получили.
Суд первой инстанции, указывая на то, в спорные периоды истец получала заработную плату, расчет которой, в том числе производился по "километровым" и не опровергнут, правильность такого расчета не проверил, фактически возложив бремя доказывания на истца, тогда как, в данном случае бремя доказывания правильности начисления и выплаты заработной платы возлагалось на ответчика.
Принимая во внимание представленную ответчиком сводную таблицу начисленной истцу заработной платы, в которой отражено количество часов налета и сумма оплаты за налет, количество ночных часов и сумма оплаты, а также общая сумма начисленной заработной платы, НДФЛ и сумма к выплате, суд не выяснил стоимость одного часа полета, порядок оплаты сверхурочно отработанного и ночного времени, соответствие такой оплаты требованиям трудового законодательства, не истребовал у ответчика локальные акты, с учетом которых производилось начисление истцу заработной платы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года.
Из пояснений ответчика и представленного в материалы дела Положения об оплате труда следует, что виды оплаты труда, почасовые ставки за налет часов, иные компенсационные и стимулирующие выплаты, алгоритм расчета порейсовой оплаты за налет часов в зависимости от рейса и типа воздушного судна определены приложениями N 3-5 к штатному расписанию, однако, указанные приложения ответчиком в материалы дела не представлены, следовательно, возможность проверить правильность начисленной истцу заработной платы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года у суда отсутствовала.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанции соблюдены не были.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при разрешении спора установлены не были и правовой оценки не получили, выводы судов основаны на неполном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое судебное постановление в части отказа в удовлетворении исковых требований Добренькой (Дроздовой) Ю.Ю. о взыскании невыплаченной заработной платы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и обстоятельств, установленных по делу.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Добренькой (Дроздовой) Юлии Юрьевны к акционерному обществу "Авиационная транспортная компания "Ямал" о взыскании невыплаченной заработной платы за период с 16 июня 2021 года по 24 июня 2022 года отменить, в отменной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Добренькой (Дроздовой) Юлии Юрьевны в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.