Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1048/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-010926-34) по иску Степанченко Юрия Васильевича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации об обязании назначить пенсию, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области- Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании представителя Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу Фещенко Ирины Николаевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Степанченко Юрия Васильевича, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанченко Ю.В. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов далее по тексту - ФССП России, ответчик) об обязании назначить пенсию в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 июня 2022 г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 12 сентября 2003 г. по 31 мая 2022 г. Приказом ФССП России от 31 мая 2022 г. N контракт с ним прекращен, он уволен из органов принудительного исполнения Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Согласно приказу об увольнении выслуга лет по состоянию на 31 мая 2022 года составила: в календарном исчислении - 21 год 8 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 21 год 8 месяцев 28 дней.
С 1 июня 2022 г. Степанченко Ю.В. назначена пенсия по выслуге лет.
16 ноября 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ ФССП России отказало истцу в назначении пенсии по названному основанию, ссылаясь на то, что для сотрудников органов принудительного исполнения продолжительность службы в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исчисляется не ранее чем с 1 января 2020 г, соответственно, требуемый трудовой стаж у истца отсутствует.
Степанченко Ю.В. полагает отказ ФССП России в назначении пенсии согласно пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 незаконным, поскольку в выслугу лет должны быть засчитаны все периоды службы в ФССП России, соответственно и право выхода на пенсию по данному основании с учетом общего трудового стажа у него имеется.
Истец считает, что право на указанную пенсию с учетом трудового стажа у него возникло с момента увольнения, то есть с 1 июня 2022 г.
Степанченко Ю.В. просил суд обязать ФССП России назначить ему пенсию в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 июня 2022 года.
Определением суда от 15 февраля 2023 г, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ ФССП России по Кемеровской области
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 15 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 сентября 2023 г. исковые требования Степанченко Ю.В. удовлетворены. На Федеральную службу судебных приставов России возложена обязанность назначить Степанченко Юрию Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 01 июня 2022 года.
Федеральной службой судебных приставов, Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области- Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 сентября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Кассатор указывает на нарушение норм материального права при разрешении спора, поскольку в период с 12 сентября 2003 г. по 31 мая 2020 г. Степанченко Ю.В. являлся государственным гражданским служащим и не являлся сотрудником органа принудительного исполнения, не имел специального звания, в связи с чем указанный период не может быть учтен для назначения пенсии пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу Фещенко И.Н, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Степанченко Ю.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Степанченко Ю.В. проходил службу в Федеральной службе судебных приставов с 12 сентября 2003 г. по 31 мая 2022 г.
Приказом ФССП России от 31 мая 2022 г. N контракт с ним прекращен, он уволен из органов принудительного исполнения России по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе.
Согласно приказу об увольнении истца выслуга лет по состоянию на 31 мая 2022 г. составила 21 год 8 месяцев 28 дней.
С 1 июня 2022 г. Степанченко Ю.В. назначена пенсия по выслуге лет.
16 ноября 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В ответе на заявление от 1 декабря 2022 г. ФССП России отказало истцу в назначении пенсии по названному основанию, ссылаясь на то, что для сотрудников органов принудительного исполнения продолжительность службы в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исчисляется не ранее чем с 1 января 2020 г, соответственно, требуемый трудовой стаж у истца отсутствует.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 2, 36, 68, 92 Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 13, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", установив, что Степанченко Ю.В. уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, достиг возраста 57 лет, его общий трудовой стаж составляет более 25 календарных лет, из которых 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Степанченко Ю.В. о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной жалобы по доводам кассационной жалобы.
Условия прохождения государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ).
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1), согласно абзацу 4 пункта "а" статьи 1 этого закона, распространяются, в том числе, и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении
гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N328-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Частью 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Статьей 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пункт 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 01 января 2020 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 данного постановления, в календарном исчислении: периоды замещения не позднее 01 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных
актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N710 О, в Федеральном законе "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с данным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статья 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что истец достиг на момент увольнения возраста 57 лет, основанием увольнения явилось достижение предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, у истца имеется общий трудовой стаж, из которых 12 лет и 6 месяцев - служба в органах принудительного исполнения; истец в период с 12 сентября 2003 г. по 31 мая 2022 г. проходил службу в органах принудительного исполнения в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на основании заключенного контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации; на момент увольнения Степанченко Ю.В. являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в абзаце 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, и на него распространяются положения Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ, в том числе положения части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающего зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 1 мая 2022 г. (на следующий день с даты увольнения со службы в органах принудительного исполнения) и назначении указанной пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для включения в выслугу лет периода прохождения Степанченко Ю.В. государственной службы в УФССП России по Кемеровской области до 1 июля 2020 г, по мотиву не относимости такой службы к службе в органах принудительного исполнения, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права. При таком подсчете стажа (выслуги лет) в органах принудительного исполнения право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N4468-1, в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 г, возникнет не ранее 1 июля 2032 г, нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации права, в том числе право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
Доводы кассатора о неправомерности выводов суда о возложении на ФССП России обязанности назначить Степанченко Ю.В. пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 с 01 июня 2022 года, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были отклонены с указанием на то, что согласно материалам дела 11 мая 2022 г. истец обратился с заявлением о возможности назначения пенсии по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на которое получен отрицательный ответ, что свидетельствует о нарушении пенсионных прав истца.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области- Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.