Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев протест прокурора Приморского края Столярова С.А. на вступившее в законную силу решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 37 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 4 мая 2023 года общество с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда" (далее - ООО "ССК "Звезда", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 12 октября 2023 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесённом в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Приморского края Столяров С.А. просит вступившее в законную силу решение судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
ООО "ССК "Звезда" и К, уведомлены в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении указанного протеста. Защитник ООО "ССК "Звезда" Фомина В.Н. представила свои возражения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечёт прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключённого с указанным гражданином.
Как следует материалов дела, К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах принудительного исполнения в должности ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по городу Большой Камень, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно исполняла обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Шкотовскому району. Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы (раздел II), утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, и в Перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно приложению N 1 к приказу ФССП России от 3 августа 2022 года N 536.
В соответствии с приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N К. уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Между ООО "ССК "Звезда", в лице начальника отдела по учёту персонала Н, и К. 7 декабря 2022 года заключён трудовой договор N, и в соответствии с приказом от 7 декабря 2022 года N последняя принята на должность ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения деятельности правового управления Общества.
Комиссией по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов ГУ ФССП России по Приморскому краю рассмотрено обращение К. о даче согласия на замещение должности ведущего юрисконсульта в отделе правового обеспечения деятельности правового управления ООО "ССК "Звезда". По результатам рассмотрения обращения Комиссией принято решение об отказе К. в даче согласия на замещение указанной должности.
Таким образом, при отсутствии согласия Комиссии по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов ГУ ФССП России по Приморскому краю трудовой договор между ООО "ССК "Звезда" и К. заключён с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, по состоянию на 2 марта 2023 года на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не прекращён.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения исполняющим обязанности Большекаменского межрайонного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ССК "Звезда", и привлечения его к административной ответственности мировым судьёй.
Рассматривая жалобу ООО "ССК "Звезда" на постановление мирового судьи, судья районного суда, сославшись на разъяснения, изложенные в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указал, что обязанность по уведомлению ГУ ФССП России по Приморскому краю о заключении трудового договора с его бывшим государственным гражданским служащим К, предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, невыполнение которой образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 названного Кодекса, ООО "ССК "Звезда" была исполнена, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Между тем, указанные выводы судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое даётся в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Согласно частям 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных указанным Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Согласно подпункту 7.1 пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, ввиду непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор может быть расторгнут работодателем.
Как следует из материалов дела, в период замещения К. должности ведущего судебного пристава-исполнителя у неё на исполнении находились исполнительные производства в отношении ООО "ССК "Звезда", по которым последнее выступало как взыскателем, так и должником. В рамках исполнительных производств в отношении лиц выносились постановления о возбуждении исполнительных производств, принимались меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в банках и иных кредитных организациях, запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств, возлагались обязанности на должника совершить определённые действия.
Указанное свидетельствует о том, что К. имела полный доступ к сведениям о должниках ООО "ССК "Звезда", в том числе к охраняемым законом персональным данным, банковской, налоговой тайнам, которые могут быть использованы последней при осуществлении трудовой деятельности в ООО "ССК "Звезда".
Кроме того, в материалах дела также имеется ответ ООО "ССК "Звезда" на требование прокурора о предоставлении сведений и документов, из содержания которого усматривается, что 16 февраля 2023 года в адрес юридического лица поступила выписка из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов ГУ ФССП России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, будучи осведомлённым о том, что у К. имеется не урегулированный конфликт интересов, а именно о том, что Комиссией по рассмотрению вопросов соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов ГУ ФССП России по Приморскому краю принято решение об отказе в даче согласия на замещение К. должности ведущего юрисконсульта в отделе правового обеспечения деятельности правового управления ООО "ССК "Звезда", указанное юридическое лицо мер по прекращению с К. трудовых отношений не предприняло.
Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, заключение трудового либо гражданско-правового договора с бывшим гражданским или муниципальным служащим, замещавшим должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является нарушением требований части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях ООО "ССК "Звезда" состава административного правонарушения законным не является.
Следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 6 лет.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ССК "Звезда", подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Шкотовский районный суд Приморского края.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест прокурора Приморского края Столярова С.А. удовлетворить.
Решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Шкотовский районный суд Приморского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.