Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Хабаровска, Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска Акрамовского В.К, кассационное представление прокурора Хабаровского края Рябова Н.А. на решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 7 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 октября 2023 года по административному исковому заявлению Берестнева Ивана Валерьевича к администрации города Хабаровска об оспаривании в части проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В, выслушав пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Берестнев И.В. обратился с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска о признании недействующим с даты вступления в законную силу решения суда проекта планировки Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска, утверждённого постановлением администрации города Хабаровска от 24 февраля 2015 года N 555 (в редакции от 6 марта 2023 года N 846) в той мере, в которой данным нормативным правовым актом предусмотрено отнесение земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к территории общего пользования под планируемое размещение магистральной улицы Полярной городского значения регулируемого движения 1 класса и улицы местного значения - Третьяковской без указания на его резервирование и (или) изъятие для муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес". Он обращался в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на что было получено уведомление о несоответствии по причине нахождения земельного участка в границах красных линиях проектируемой магистральной улицы. Считает, что решение по утверждению проекта планировки принято в нарушение предъявляемых к такому роду нормативных правовых актов требованиям. Земельный участок с кадастровым номером N находится в частной собственности административного истца и не относится к территории общего пользования. Проектная документация на строительство магистральной улицы Полярной городского значения регулируемого движения 1 класса и улицы местного значения - Третьяковской в настоящий период времени отсутствует. Планируемое распространение на земельный участок истца режима общего пользования, без подтверждения актуальности, в отсутствие соответствующих указаний на необходимость изъятия земельного участка, не может служить основанием для отказа в реализации права на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке.
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Берестнева И.В. удовлетворены. Признан не действующим с даты вступления в законную силу настоящего решения Проект планировки Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска, утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления администрации города Хабаровска от 6 марта 2023 года N 846), в той мере, в которой данным нормативным правовым актом предусмотрено отнесение земельного участка с кадастровым номером N к территории общего пользования под планируемое размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа без указания на его резервирование и (или) изъятие для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации города Хабаровска, Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска Акрамовского В.К, поданная ДД.ММ.ГГГГ через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска, и ДД.ММ.ГГГГ непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Хабаровского края Рябова Н.А, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе представитель администрации города Хабаровска, Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска Акрамовский В.К. сослался на то, что судами ошибочно истолкованы нормы, подлежащие применению к рассматриваемому спору. Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ не содержат в себе нормы права, которые бы обязывали органы местного самоуправления принимать решение о резервировании (изъятии) земельных участков для муниципальных нужд одновременно с утверждением проекта планировки либо в самом проекте планировки территории непосредственно. Сам по себе проект планировки территории не содержит требований о наличии в нем решений о резервировании (изъятии) земельных участков для муниципальных нужд. Кроме того, установление красных линий в отношении земельного участка истца возникло в оспариваемом проекте планировки в 2015 году, в связи с чем, считает, что положения части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края Рябов Н.А. сослался на то, что само по себе отсутствие в проекте планировки территории сведений о резервировании и (или) изъятии земельного участка для муниципальных нужд не создает правовую неопределённость судьбы земельного участка, поскольку нормы пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ и часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ указывают на срок, в течение которого может быть принято решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд. Так, указанное решение может быть принято после межевания территории. Постановлением администрации г.Хабаровска от 24 февраля 2015 года N 555 утвержден проект планировки Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровск. Земельный участок с кадастровым номером N преимущественно располагается в границах красных линий. Считает, что судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного истца Гук С.П. указала, что шестилетний срок для принятия последовательных решений по изъятию земельного участка истца истек, администрация бездействует, сведениями о начале строительных работ по реализации намеченных планов касаемо установленных красных линий не располагает. Административный истец оспаривал редакцию проекта планировки от 6 марта 2023 года N 846, а не проект планировки, утвержденный 24 февраля 2015 года N, в связи с чем является ошибочным довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения пункта 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. Просила оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы и кассационного представления, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу и кассационное представление в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального права, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Берестневу И.В. с ДД.ММ.ГГГГ год на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом, дата присвоения кадастрового номера: ДД.ММ.ГГГГ. В пределах земельного участка объекты недвижимости не зарегистрированы.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Берестневу И.В. сообщено о несоответствии параметров, поскольку на земельном участке имеется трансформаторная подстанция "СТЭНД" с прилегающими к ней электрическими сетями.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Берестневу И.В. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах красных линий "адрес", установленных проектом планировки Краснофлотского и Кировского районов, утвержденных постановлением администрации г.Хабаровска от 24 февраля 2015 года N 555 (в редакции от 21 июня 2016 N2105, от 6 ноября 2018 года N 3880, от 6 марта 2023 года N). Индивидуальный жилой дом, согласно сведениям, указанным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N, планируется разместиться полностью в границах красных линий.
Согласно проекту планировки Краснофлотского и Кировского районов города Хабаровска земельный участок с кадастровым номером N находится в границах красных линий под планируемое размещение магистральной улицы городского значения регулируемого движения 1 класса ("адрес") и "адрес".
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 208, 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, пунктами 11, 12, 20 статьи 1, частью 4 статьи 3, пунктом 4 части 3 статьи 8, подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 23, частями 1, 4 статьи 41, статьей 42, частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 8 статьи 27, пунктом 2 статьи 49, пунктом 1 статьи 56.3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 242-О, установив вышеназванные обстоятельства, исходил из того, что в нарушение градостроительного и земельного законодательства Проект планировки Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска, не содержит сведений о решении вопроса о резервировании и (или) изъятии земельного участка для муниципальных нужд, в связи с чем его следует признать недействующим в части.
Судебная коллегия кассационного суда не может согласиться с судебными актами суда первой и апелляционной инстанции исходя из следующего.
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа (пункт 4 части 3 статьи 8, часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
Исходя из статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ). Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Статья 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что резервирование земель допускается в случаях, предусмотренных статьей 49 данного кодекса и в установленных документацией по планировке территорий зонах планируемых объектов местного значения на срок не более чем три года.
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561, в качестве основания для принятия решения о резервировании устанавливает документацию по планировке территории (подпункт "а" пункта 3). Подпункт "г" пункта 10 данного положения в качестве основания для прекращения действия решения о резервировании предусматривает дальнейшее изъятие земельного участка в установленном порядке.
Абзацем девятым пункта 2 статьи 49 ЗК РФ установлена возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной дороги местного значения.
В свою очередь, правовое регулирование изъятия земельных участков, установленное главой VII.1 ЗК РФ, также допускает возможность принятия такого решения в целях строительства объектов местного значения, если они предусмотрены утвержденными генеральным планом, проектами планировки территории (статьи 56.2, 56.3 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 3 статьи 56.3 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов, что исключает необходимость принятия такого решения на момент разработки и утверждения проекта планировки территории.
Из анализа приведенных норм следует, что документация по планировке устанавливается в качестве правового основания для резервирования, изъятия земельных участков для муниципальных нужд и не предполагает указания на необходимость принятия соответствующего решения в отношении конкретных земельных участков в качестве обязательного условия при принятии проекта планировки территории.
Само по себе отсутствие в проекте планировки территории сведений о резервировании и (или) изъятии земельного участка для муниципальных нужд не создает правовую неопределенность судьбы земельного участка, так как нормы пункта 3 статьи 56.3 ЗК РФ указывают на срок, в течение которого может быть принято решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Такое решение может быть принято после межевания территории, поскольку согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что Проект планировки Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска должен содержать указание на решение вопроса о резервировании и (или) изъятии земельного участка для муниципальных нужд, являются незаконными.
Изложенные в возражениях доводы представителя административного истца противоречивы. Утверждая об истечении шестилетнего срока для принятия решения по изъятию участка административного истца, он вместе с тем ссылается на проект планировки в редакции от 6 марта 2023 года N 846, говоря об его оспаривании, а не проекта планировки, утвержденного 24 февраля 2015 года N 555.
Пунктом 15 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N499-ФЗ "О внесении изменений Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено, что Положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 27 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ он вступает в силу с 1 апреля 2015 года.
Установление красных линий в отношении земельного участка истца возникло в оспариваемом проекте планировки при его утверждении 24 февраля 2015 года, данных о том, что в оспариваемый проект планировки вносились изменения красных линий, затрагивающие земельный участок административного истца, в том числе при внесении изменений 6 марта 2023 года, не имеется.
Соответственно, часть 12.6 статьи 45 ГрК РФ не подлежит применению к спорным отношениям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 7 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 октября 2023 года отменить, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 октября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Берестнева И.В. к администрации города Хабаровска об оспаривании в части проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.