Апелляционная инстанция Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гимадутдиновой Л.Р., при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании дело по частной жалобе истца фио на определение Тимирязевского районного суда адрес от 8 февраля 2024 года, которым постановлено:
"Отказать фио в принятии искового заявления к... о возбуждении уголовного дела",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Минакову А.Е, в котором просила возбудить уголовное дело в отношении фио в связи с подложным ответом и подписью начальника полиции.
Судом постановлено вышеприведенное определение, об отмене которого просит истец фио. по доводам частной жалобы.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ, частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене определения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства.
Разрешая вопрос о принятии искового заявления, суд первой инстанции, правомерно руководствовался положениями п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, и исходил из того, что вопрос о возбуждении уголовного дела, привлечении к уголовной ответственности, истребовании доказательств по уголовному делу подлежит разрешению в порядке уголовного судопроизводства, и не может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, отказал в принятии иска.
Суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается с выводами суда.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
При этом, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
Соответственно и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
Как следует из существа заявленных требований заявителем ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности ответчика и возбуждении уголовного дела.
Порядок рассмотрения сообщений о совершенных преступлениях предусмотрен статьями 141 и 144 УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Изложенное подтверждает, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в данном случае требования должны рассматриваться в ином порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным определения суда об отказе в принятии искового заявления не имеется, определение постановлено при точном соблюдении норм материального и процессуального права, а потому подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Тимирязевского районного суда адрес от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.