Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Жолудовой Т.В., и судей Заскалько О.В., Пильгановой В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солоповой К.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика представителя ответчика Центрального таможенного управления по доверенности Желудковой Е.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Амирхановой... к Центральному таможенному управлению о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, процентов за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении удовлетворить.
Взыскать с Центрального таможенного управления в пользу Амирхановой... задолженность по компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в размере сумма, проценты за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении за период с 05.10.2022 по 22.11.2022 в размере сумма, проценты за задержку выплаты денежной компенсации при увольнении за период с 23.11.2022 по день ее фактической оплаты;
УСТАНОВИЛА:
Амирханова Ю.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ) о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении в размере сумма, процентов за задержку выплаты денежной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении за период с 05.10.2022 по 22.11.2022 в размере сумма, процентов за задержку выплаты денежной компенсации за период с 23.11.2022 по день ее фактической оплаты.
В обоснование заявленных требований истец Амирханова Ю.С. указала, что с 25.08.2021 по 04.10.2022 замещала должность... (далее - ЦЭлТ). Приказом ЦЭлТ от 29 сентября 2022 г. N... уволена 04.10.2022 с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме сумма из расчета месячного содержания в размере сумма. Вместе с тем, по мнению истца, при исчислении её месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ЦТУ не было учтено полученное ею материальное стимулирование в период с октября 2021 г. по сентябрь 2022 г. в размере сумма в месяц, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев предшествующих увольнению премии (с октября 2021 г. по сентябрь 2022 г.) в размере сумма в месяц. В связи с этим полагала, что размер её месячного содержания должен был составлять сумма, поэтому ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме сумма, вместо фактически выплаченной компенсации в размере сумма, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет сумма. Обратившись в ЦТУ в октябре 2022 г. с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, истец получила отказ.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца Хафизова А.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, представитель ответчика Центрального таможенного управления и третьего лица Центральной электронной таможни, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Желудкова Е.В, действующая на основании доверенностей, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Желудкова Е.В, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, указывая, что материальное стимулирование в перечень дополнительных выплат не входит, не является премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении взысканы неправомерно.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещённого истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Раскита А.Г, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Хафизову А.А, которая доводы апелляционной жалобы не признала, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований в постановленном судебном решении судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что между истцом и ЦЭлТ 25.08.2021 был заключен служебный контракт N... о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Из пункта 9 служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Истец был освобожден от замещаемой должности с расторжением служебного контракта приказом ЦЭлТ от 29.09.2022 г. N... и уволен с гражданской службы 04.10.2022 г. в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в рамках мероприятий по реорганизации.
При увольнении ЦТУ Амирхановой Ю.С. выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме сумма.
11 октября 2022 г. Амирханова Ю.С. обратилась в ЦТУ с заявлением о предоставлении ей информации о порядке расчёта выплаченной ей компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания.
7 ноября 2022 г. Амирханова Ю.С. была проинформирована ЦТУ о том, что расчёт выплаченной ей компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания был произведён в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, а именно: денежное месячное содержание Амирхановой Ю.С. было исчислено из оклада и дополнительных выплат в размере сумма, материальной помощи к отпуску в размере сумма и единовременной выплаты к отпуску в размере сумма, премий за октябрь-декабрь 2021 г. и январь-сентябрь 2022 г. в размере сумма и составило сумма
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся и иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Сторонами также не оспаривалось, что при расчете указанной выше компенсации ЦТУ в денежное содержание гражданского служащего не учитывалась 1/12 размера единовременной премии и средства материального стимулирования государственных гражданских служащих.
В случаях, предусмотренных подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Сторонами не оспаривается, что в период с 2020 года по 2022 год Правительством РФ принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФТС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 27 апреля 2021 года N 14-03-03/32289, выплата гражданским служащим материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, связана с исполнением их должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 N 636, Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований необходимо принимать во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
Кроме того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 22 марта 2019 г. N 18-4/10/В-2197 по вопросу учета средств материального стимулирования, ежегодно доводимых актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам на повышение материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), при исчислении их денежного содержания, указало, что принимая во внимание положения статей 50 и 51 Федерального закона N 79-ФЗ, средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.
Согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, коды видов доходов, получаемых физическими лицами установлены Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".
Сторонами не оспаривалось, что начисленные истцу средства материального стимулирования за октябрь-декабрь 2021 г, январь-сентябрь 2022 г. включены ответчиком в составе денежного содержания истца, что находит отражение в справках о доходах и суммах налога физического лица (Приложение N 4 к приказу ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753") за 2021 и 2022 года.
Согласно пункту 11 Приложения к Приказу ФТС России от 30.10.2006 N 1058 "Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации" выплаты премии и единовременных поощрений производятся в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих.
Факт начисления и выплаты средств материального стимулирования и единовременных премий ответчик не оспаривал, равно как и то, что данные денежные суммы в расчет месячного денежного содержания при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены. Ответчик расчет суммы средств материального стимулирования не оспаривал.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, полученные Амирхановой Ю.С. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск, пришел к выводу о правомерности заявленных Амирхановой Ю.С. исковых требований в указанной части.
Суд принял во внимание, что в письме Министра финансов РФ от 27.04.2021 N 14-03-03/32289 указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Таким образом, выплаченные истцу в период с октября 2021 г. по сентябрь 2022 г. средства материального стимулирования и единовременных премий подлежат учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Учитывая изложенное, компенсация при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе должна составлять сумма, ответчиком начислено - сумма, недополученная сумма составила сумма и подлежала взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Таким образом, из смысла названных положений закона следует, что компенсация (проценты), выплачиваемая в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, является по своей правовой природе мерой ответственности работодателя перед работником, при этом, которая наступает независимо от вины работодателя в задержке причитающихся выплат.
В силу положения статьи 73 Федерального закона N 79, статьи 236 Трудового кодекса РФ, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку вышеуказанной выплаты за весь период задержки по дату фактической выплаты.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, расчет ответчика был учтен, исследован и принят во внимание судом, о чем свидетельствует протокол судебного заседания от 24 мая 2023 года. Доводы апелляционной жалобы ответчика об учете истцом в расчетах квартальных премий, которые ответчиком были бесспорно учтены, на правильность расчета истца не влияют, поскольку как следует из расчетов сторон, данные суммы учтены обеими сторонами и спорными по делу не являются, то есть не образуют спорную разницу в выплатах, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют доводы возражений на иск, исследованные в суде первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, выводы суда не опровергают, и фактически основаны на несогласии с существом вынесенного решения, что само по себе не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 мая 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.