Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Пильгановой В.М., Кирюхиной М.В., при секретаре Лялиной И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М., административное дело по апелляционной жалобе Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Департамента городского имущества г. Москвы к судебному приставу-исполнителю МО по ОИПНХ ГУФССП России по г. Москве Нагоевой М.А, ГУФССП России по г. Москве о признании постановлений незаконными - удовлетворить.
Признать действия судебного пристава-исполнителя ОИПНХ УФССП России по Москве о взыскании исполнительского сбора незаконными.
Признать незаконным постановление от 13.04.2022 судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве о взыскании исполнительского сбора с Департамента городского имущества г. Москвы по исполнительному производству N 64004/21/77039-ИП в размере сумма
Признать незаконным и отменить постановление от 07.07.2022 судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИПНХ ГУ ФССП России по Москве о возбуждении исполнительного производства N 77039/22/71928-ИП, предмет исполнения: взыскание исполнительского сбора в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент городского имущества города Москвы (далее ДГИ г. Москвы) обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МО ОИПНХ России по Москве Нагоевой М.А, ГУФССП России по г. Москве о признании действий судебного пристава-исполнителя ОИПНХ УФССП России по Москве Нагоевой Мадины Арсеновны о взыскании исполнительского сбора, по вынесению постановлений от 13.04.2022 о взыскании исполнительского сбора с ДГИ Москвы по исполнительному производству N 64004/21/77039-ИП в размере сумма и от 07.07.2022 о возбуждении исполнительного производства N 77039/22/71928-ИП, предмет исполнения: взыскание исполнительского сбора в размере сумма
Требования мотивированы тем, что решением Пресненского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года удовлетворен частично иск фио к Департаменту городского имущества города Москвы, на Департамент возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду фио, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, и его матери фио жилое помещение во внеочередном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 30.10.2020 указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента без удовлетворения. Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента без удовлетворения.
Между тем, Департамент во исполнение решения Пресненского районного суда города Москвы до вступления его в законную силу предпринимал меры для его исполнения, так фио направлены уведомления от 12.03.2021 N 33-6-136358/21-(0)-1 с предложением трех вариантов жилых помещений по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения, однако согласия на предложенные варианты не поступило. 18 июня 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве Нагоевой М. А. возбуждено исполнительное производство N 64004/21/77039-ИП на основании исполнительного листа, выданного Пресненским районным судом г..Москвы, об обязании Департамента предоставить ребенку инвалиду и его матери жилое помещение во внеочередном порядке. В связи с чем Департаментом были предприняты меры, направленные на проведение перерегистрации учетного дела, которая была приостановлена в связи с недостающими документами, о чем заявителю направлено уведомление от 28.07.2021 N 33-6-359371/21-(0)-2; фио вновь были направлены уведомления от 12.07.2021 N 33-6-380014/21-(0)-1, от 16.09.2021 N 33-6-435396-(0)-2 с предложением фио и фио дополнительно трех вариантов двухкомнатных квартир. 06.10.2021 (вх. N 33-5-97415/21-(0)-0) в Департамент из многофункционального центра предоставления государственных услуг района Замоскворечье на рассмотрение поступил запрос (заявление) от 05.10.2021 о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма жилого помещения, найма жилого помещения, мены жилого помещения ил по договорам безвозмездного пользования жилым помещением жителям города Москвы состоящим на жилищном учете" (далее - государственная услуга) и пакет документов оформленный и подписанный фио и всеми членами ее семьи, о согласии на получении предложенного жилого помещения по адресу: адрес.
Департаментом подготовлен проект распоряжения Департамента, согласно которому предлагается предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма фио, фио двухкомнатную квартиру по вышеуказанному адресу, со снятием с жилищного учета фио и фио В ходе согласования проекта распоряжения было отказано в согласовании ввиду выяснения обстоятельств, свидетельствующих о наличии у фио и членов её семьи в собственности жилых помещений, о чем фио была уведомлена. На уведомление Департамента о предоставлении документов для проведения перерегистрации документы, которые Департамент не может получить посредством межведомственного взаимодействия, были представлены заявителем не в полном объеме, в связи, с чем проведение перерегистрации учетного дела было приостановлено. До настоящего времени указанные решения в Департамент не поступали, перерегистрация учетного дела не проведена. Между тем, во исполнение решения суда, вступившего в законную силу, Департаментом было направлено уведомление от 19.04.2022 N 33-6-164816-(0)-1 с предложением фио и фио жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 52, 8 кв.м. по адресу: адрес по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения. После получения из многофункционального центра предоставления государственных услуг района Братеево 13.05.2022 (вх. N 33-5-97415/21-(0)-0) запроса (заявление) от 11.05.2022 о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма жилого помещения, найма жилого помещения, мены жилого помещения или по договорам безвозмездного пользования жилым помещением жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете" (далее - государственная услуга) и пакета документов, оформленных и подписанных фио и всеми членами ее семьи, о согласии на получение предложенного жилого помещения по адресу: адрес, был заключен договор социального найма от 25.06.2022.
При этом, Департамент регулярно информировал судебного пристава-исполнителя о ходе исполнения по исполнительному производству N 64004/21/77039-ИП. 29.06.2022 письмом Департамента N ДГИ-И-47669/22 было заявлено ходатайство об окончании исполнительного производства N 64004/21/77039-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве УФССП России по Москве Нагоевой М.А. 07.07.2022 возбуждено исполнительное производство N 77039/22/71928 в отношении Департамента, предметом исполнения которого является исполнительский сбор в размере сумма Указанное постановление в адрес Департамента поступило 20.07.2022.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее ГМУ ФССП России) ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что ГМУ ФССП России, как территориальный орган не были привлечены к участию в деле, в то время как при удовлетворении требований заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет данного территориального органа.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Пресненского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года удовлетворен частично иск фио к Департаменту городского имущества города Москвы, на Департамент возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду фио, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, и его матери фио жилое помещение во внеочередном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 30.10.2020 решение Пресненского районного суда города Москвы от 23.06.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента без удовлетворения.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 решение Пресненского районного суда города Москвы от 23.06.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 30.10.2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента без удовлетворения.
Не смотря на то, что ДГИ предпринимались меры по кассационному обвалованию состоявшихся судебных постановлений по жилищному твопросу фио, в то же время ДГИ во исполнение решения Пресненского районного суда города Москвы по гражданскому делу N 02-0366/2020 Департаментом в адрес фио направлены уведомления от 12.03.2021 N 33-6-136358/21-(0)-1 с предложением трех вариантов жилых помещений по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения: 2-х комнатная квартира площадью жилого помещения 42, 1 кв. м, жилой площадью 24, 6 кв. м по адресу: адрес; 2-х комнатная квартира площадью жилого помещения 45, 5 кв. м, жилой площадью 27, 9 кв. м по адресу: адрес; 2-х комнатная квартира площадью жилого помещения 46, 4 кв. м, жилой площадью 30, 8 кв. м по адресу: адрес. Согласия на предложенные варианты не поступило.
18 июня 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве Нагоевой М. А. возбуждено исполнительное производство N 64004/21/77039-ИП на основании исполнительного листа, выданного Пресненским районным судом г.Москвы, об обязании Департамента предоставить ребенку инвалиду и его матери жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с чем. Департаментом были предприняты меры, направленные на проведение перерегистрации учетного дела, которая была приостановлена в связи с недостающими документами, о чем заявителю направлено уведомление от 28.07.2021 N 33-6-359371/21-(0)-2.
Во исполнение вышееуказанных судебных актов Департаментом были направлены уведомления от 12.07.2021 N 33-6-380014/21-(0)-1, от 16.09.2021 N 33-6-435396-(0)-2 с предложением фио и фио дополнительно трех вариантов двухкомнатных квартир.
06.10.2021 (вх. N 33-5-97415/21-(0)-0) в Департамент из многофункционального центра предоставления государственных услуг района Замоскворечье на рассмотрение поступил запрос (заявление) от 05.10.2021 о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма жилого помещения, найма жилого помещения, мены жилого помещения ил по договорам безвозмездного пользования жилым помещением жителям города Москвы состоящим на жилищном учете" (далее - государственная услуга) и пакет документов оформленный и подписанный фио и всеми членами ее семьи, о согласии на получении предложенного жилого помещения по адресу: адрес.
Департаментом подготовлен проект распоряжения Департамента, согласно которому предлагается предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма фио, фио двухкомнатную квартиру по вышеуказанному адресу, со снятием с жилищного учета фио и фио
В ходе согласования проекта распоряжения было отказано в согласовании, поскольку было установлено, что семья фио из 4 человек (она, сын фио, мать фио, отец фио) зарегистрирована в комнате N 3 площадью жилого помещения 28, 0 кв. м, общей площадью 27, 6 кв. м, жилой площадью 17, 3 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес на основании договора передачи от 18.11.2013 N 050501-У11151. Собственниками по 1/3 доли являются фио, фио (фио), фио фио и фио (1/2 доли в общей совместной собственности), фио (1/4 доли) фио (1/4 доли) на основании договора купли-продажи от 04.09.2020 являются собственниками жилого дома общей площадью 64, 3 кв.м по адресу; адрес Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером ХХХ, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества (кадастровый номер ХХХ), отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вышеуказанный жилой дом подлежит учету.
В связи с чем фио было направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 24.12.2021 N 33-5-97415/21-(0)-1.
На уведомление Департамента о предоставлении документов для проведения перерегистрации документы, которые Департамент не может получить посредством межведомственного взаимодействия, были представлены заявителем не в полном объеме, в связи, с чем проведение перерегистрации учетного дела было приостановлено. До настоящего времени указанные решения в Департамент не поступали, перерегистрация учетного дела не проведена.
Кроме того, во исполнение решения суда, Департаментом было направлено уведомление от 19.04.2022 N 33-6-164816-(0)-1 с предложением фио и фио жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 52, 8 кв.м. по адресу: адрес по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения.
13.05.2022 (вх. N 33-5-97415/21-(0)-0) в Департамент из многофункционального центра предоставления государственных услуг района Братеево на рассмотрение поступил запрос (заявление) от 11.05.2022 о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма жилого помещения, найма жилого помещения, мены жилого помещения или по договорам безвозмездного пользования жилым помещением жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете" (далее - государственная услуга) и пакет документов, оформленный и подписанный фио и всеми членами ее семьи, о согласии на получение предложенного жилого помещения по адресу: адрес, кв. 25.06.2022 был заключён договор социального найма.
При этом, Департамент регулярно информировал судебного пристава-исполнителя о ходе исполнения по исполнительному производству N 64004/21/77039-ИП.
29.06.2022 письмом Департамента N ДГИ-И-47669/22 было заявлено ходатайство об окончании исполнительного производства N 64004/21/77039-ИП. 07.07.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве УФССП России по Москве Нагоевой М.А. возбуждено исполнительное производство N 77039/22/71928 в отношении Департамента, предметом исполнения которого является исполнительский сбор в размере сумма Указанное постановление в адрес Департамента поступило 20.07.2022.
Разрешая спор на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу письменных доказательств, руководствуясь положениями статьей 2, 4, 81, 112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статья 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции пришел к выводу, что административные исковые требования о признании действий судебного пристава-исполнителя ОИПНХ УФССП Росси и по Москве по взысканию исполнительского сбора незаконными подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из тог, что вина Департамента в неисполнении требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства N 64004/21/77039-ИП от 18.06.2021 отсутствует, в связи с чем, судебный пристав не вправе был выносить постановление 13.04.2022 о взыскании исполнительского сбора, постановления от 07.07.2022 о возбуждении исполнительного производства N 77039/22/71928-ИП, которые не отвечают требованиям закона.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статья 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащими применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле заявителя апелляционной жалобы (главное межрегиональное (специализированное) управление) с ссылкой на то, что при удовлетворении требований заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет средств данного территориального орган ФССП России, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в данном случае требование о взыскании судебных расходов административным истцом не заявлялись.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и поэтому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного межрегионального (специализированного) управления - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.