Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Забродине А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-353/2024 по административному исковому заявлению ООО "Новотек", ООО "КВ-ГРУПП", ООО "АВЕКОМ", Трубецкой Татьяны Алексеевны, Амелиной Людмилы Анатольевны, Тройнина Дмитрия Евгеньевича, Тройнина Евгения Юрьевича, Гаретовской Ирины Никитичны, Гаретовского Алексея Николаевича, Голубева Алексея Васильевича, Голубевой Светланы Васильевны, Малакаевой Евгении Леонидовны, Кормидт Павла Сергеевича, Мефодьевой Инги Валерьевны об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость:
- здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 119 096 371 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---в размере 342 400 000 рублей.
Также административные истцы просили установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость помещений по адресу: Москва, ---с кадастровыми номерами ---- равной рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке, составленным ООО "Экспертно-правовой центр" N 055/22 от 19 декабря 2022 года.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками помещений и здания. В соответствии со ст.373, ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также административным истцам на праве аренды принадлежит земельный участок. В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость здания, помещений и земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административные истцы не согласны.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "Экспертно-правовой центр" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости помещений. Согласно отчетам об оценке N 055/22 от 19 декабря 2022 года, N 054/22 от 15 декабря 2022 года, N 056/22 от 20 декабря 2022 года рыночная стоимость помещений, принадлежащих административным истцам, на дату установления их кадастровой стоимости, определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд. Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд. Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, изучив исковое заявление и возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---, а также помещения по адресу: Москва, --- с кадастровыми номерами -----, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости. Также административным истцам на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006003:18 по адресу: Москва, Крымский Вал, вл.3, строен.2, 3.
Кадастровая стоимость здания, помещений и земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административные истцы не согласны.
Административные истцы в силу требований главы 30, 32 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками налога на имущество физических лиц и организаций и в отношении помещений и здания уплачивают налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости. В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском. Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчеты об оценке, составленные ООО "Экспертно-правовой центр" N 055/22 от 19 декабря 2022 года, N 054/22 от 15 декабря 2022 года, N 056/22 от 20 декабря 2022 года. Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административных истцов, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно заключению судебной экспертизы, отчеты об оценке, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Стороны данный вывод судебного эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующем размере:
- здание с кадастровым номером ---- в размере 224 323 000 рублей, - земельный участок с кадастровым номером --- в размере 635 560 211 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 62 784 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 237 698 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 143 447 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 110 314 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 88 941 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 119 315 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 34 476 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 67 785 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 89 621 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 71 689 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 31 288 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 87 503 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 51 396 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 72 015 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 11 476 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 53 248 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 29 416 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 70 124 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 158 670 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 71 380 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 111 754 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 22 953 000 рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, с заключением эксперта согласились, возражений к заключению в Московский городской суд не направили, о назначении по делу повторной экспертизы, дополнительной экспертизы на основании статьи 83 КАС РФ не заявляли, представитель административных истцов требования уточнил в соответствии с выводами судебной экспертизы.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. Учитывая, что все стороны по настоящему административному делу с выводами экспертного исследования согласны, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются. С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 23 декабря 2022 года. Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 224 323 000 рублей.
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 635 560 211 рублей.
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость помещений по адресу: Москва, --- в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 62 784 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 237 698 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 143 447 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 110 314 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 88 941 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 119 315 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 34 476 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 67 785 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 89 621 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 71 689 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 31 288 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 87 503 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 51 396 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 72 015 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 11 476 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 53 248 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 29 416 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 70 124 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 158 670 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 71 380 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 111 754 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 22 953 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 декабря 2022 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.