Московский городской суд в составе председательствующего
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
с участием прокурора Цветковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1897/2024 по административному исковому заявлению депутата поселения "Мосрентген" Митрофанова Олега Алексеевича о признании незаконными решения N3/1 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы "Об утверждения Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве", решения N3/4 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения",
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/1 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве" принят Порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы администрации поселения "Мосрентген" (далее по тексту -Порядок), который опубликован в газете поселения ""Мосрентген" в городе Москве", спецвыпуск N11, за 10 ноября 2023 года.
Решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/4 "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве (далее по тесту- Условия контракта) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения" утверждены условия контракта для главы администрации поселения "Мосрентген", касающиеся полномочий по решению вопросов местного значения, которые опубликованы в газете поселения ""Мосрентген" в городе Москве", спецвыпуск N11, за 10 ноября 2023 года.
Митрофанов О.А, являющийся депутатом поселения "Мосрентген" г.Москвы, обратился в суд (с учетом поданного им 28 марта 2024 года уточненного административного искового заявления) с требованиями о признании недействующими решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/1 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве", а также решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/4 "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принятый Советом депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы Порядок содержит отсылочные нормы к нормам Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62 (далее по тексту -Регламент), с учетом изменений внесенных решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 03 ноября 2023 года N3/5 "Об утверждении регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, который в измененном виде на момент принятия Порядка не только не был опубликован и не вступил в законную силу, но и не был принят Советом депутатов.
По мнению административного истца, принятый Порядок противоречит п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тесту - Федеральный закон N131-ФЗ)- поскольку внесен лицом - временно исполняющим обязанности главы администрации Е.Н. Ермаковым, имеющим личную заинтересованность в исходе выборов. Сокращенный перечень полномочий по решению вопросов местного значения, приведенный в Условиях контракта, снижает ответственность главы администрации по решению всех вопросов, отнесенных к его компетенции в чем также заключается его личная заинтересованность.
Административный истец полагает, что оспариваемые им нормативные акты противоречат ст. 47 Федерального закона N131-ФЗ и ст. 26 Устава поселения "Мосрентген", поскольку фактически устанавливают возможность применения, изложенных в них норм права ранее начала вступления данных актов в силу, в частности такие нормы предусмотрены в пункте 2.5. Порядка.
Кроме того, административный истец указывает, что оспариваемые им нормативные акты противоречат п.3 ст. 37 Федерального закона N131-ФЗ, поскольку не содержат в себе всех полномочий по решению вопросов местного значения, отраженных в Уставе поселения, кроме того, Условия контракта не содержат полномочий по решению вопросов местного значения в полном объеме и обязанностей главы администрации, за неисполнение которых последний может быть привлечен к ответственности, что противоречит п.11 ст. 37 и в целом главе 10 Федерального закона N131-ФЗ.
Оспаривая пункты 5.6 и 9.2 Порядка, административный истец сослался на то, что механизм ознакомления с документами, предусмотренный пунктами 5.6, 9.2. Порядка исключает возможность ознакомления и копирования материалов, предоставленных в конкурсную комиссию в части не содержащей персональных и конфиденциальных данных для депутатов Совета депутатов, что противоречит ст.37, 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N131 и создает неопределенность и закрытость при проведении конкурса на должность главы администрации.
Представитель административного истца Скрижалин П.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы действующие на основании доверенностей Комаров А.М, Черкасова П.А, а также представитель заинтересованных лиц главы администрации поселения "Мосрентген" в г.Москве Ермакова Е.Н, а также администрации поселения "Мосрентген" в г. Москве - Ефремов А.С, просили в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что оспариваемые нормативно-правовые акты приняты в рамках компетенции внутригородского муниципального образования, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 131-ФЗ).
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3 ст. 37 указанного Закона).
Согласно ч.4 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч.5 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона N131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования (ч.5 статьи 43 Федерального закона N131-ФЗ).
Аналогичные нормы закреплены в Законе г. Москвы от 06.11.2002 N 56
"Об организации местного самоуправления в городе Москве" и Уставе внутригородского муниципального образования - поселения "Мосрентген" (далее -Устав).
Как следует из материалов дела 26 сентября 2023 года принята отставка Ермакова Евгения Николаевича с замещаемой должности главы администрации поселения "Мосрентген" (решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 26 сентября 2023 года N83/1).
28 сентября 2023 года решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве N1/1 главой поселения "Мосрентген" избрана Козина Т.Ю.
28 сентября 2023 года Советом депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве принято решение N1/4 "Об установлении общего числа членов конкурсной комиссии поселения "Мосрентген" в городе Москве для проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве, которым установлено, что конкурсная комиссия поселения "Мосрентген" в городе Москве для проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве состоит из 6 членов, а также признано утратившими силу решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 01 ноября 2018 года N3/7 "О конкурсе на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве по контракту и утверждения персонального состава членов конкурсной комиссии".
28 сентября 2023 года исполняющим обязанности главы администрации поселения "Мосрентген" назначен Ермаков Евгений Николаевич (решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 28 сентября 2023 года N1/3).
03 ноября 2023 года состоялось заседание Совета депутатов, на котором присутствовали 9 депутатов из числа избранных 10 депутатов. В результате проведенного голосования большинством голосов (8 депутатов -"за", депутат Митрофанов О.А. -"против") приняты ряд решений: решение об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения Мосрентген в городе Москве; О конкурсе на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве, в соответствии с которым объявлена дата конкурса 19 декабря 2023 года; О составе конкурсной комиссии поселения "Мосрентген" в городе Москве для проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве; Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве "Об утверждении регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62; О сроке заключения контракта с лицом назначенным на должность главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве.
Все принятые решения подписаны главой поселения "Мосрентген" Козиной Т.Ю. и опубликованы в газете поселения ""Мосрентген" в городе Москве", спецвыпуск N11, за 10 ноября 2023 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Советом депутатов и подписаны главой поселения "Мосрентген", в пределах предоставленных законом и Уставом муниципального образования сельского поселения "Мосрентген" полномочий, введены в действие и опубликованы в установленном порядке, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Доводы административного истца о нарушении порядка принятия нормативного акта, выразившемся в предоставлении истцу проектов решений менее чем за 2 дня до заседания Совета депутатов, а также о том, что принятый решением N3/1 Совета депутатов порядок незаконен, поскольку принят ранее внесения изменений в Регламент Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На момент принятия решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/1 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" действовал Регламент Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденный решением Совета депутатов от 18.06.2013 года N2/62 (в редакции от 22.12.2022 года N69/3). В указанной редакции отсутствовала глава, регламентирующая процедуру назначения Советом депутатов главы администрации. Указанная глава 3.1. регламентирующая процедуру назначения главы администрации внесена в Регламент Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы N 3/5 от 03.11.2023 года, которое опубликовано и вступило в законную силу одновременном с оспариваемым административным истцом порядком.
В настоящем случае оба нормативных акта обладают одинаковой юридической силой, противоречия между ними решаются в пользу постановления с более поздним сроком издания.
Поскольку оба нормативных акта изданы в один день, соответственно, на момент издания нормативных актов противоречия между ними отсутствовали.
Что касается доводов административного истца о нарушении порядка принятия нормативных актов, то существенные положения, регулирующие процедуру принятия нормативных актов соблюдены, административный истец имел возможность ознакомления с оспариваемыми нормативными актами, принял участие в голосовании, что указывает на отсутствие нарушений прав истца.
Доводы о том, что проекты решений внесены администрацией не обладающей правотворческой инициативой, противоречат подп. 10 пункта 1 ст. 1 Устава, согласно которой глава администрации имеет право вносить проекты правовых актов в Совет депутатов и пункту 37 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденному решением Совета депутатов от 18.06.2013 года N2/62 (в редакции действующей на момент внесения в Совет депутатов оспариваемых решений), согласно которому проекты решений могут вноситься депутатом, группой депутатов, фракциями, постоянными комиссиями Совета депутатов, главой поселения, главой администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.
Доводы административного истца о том, что критерии оценки кандидатов на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" внесены лицом, прямо заинтересованным в исходе конкурса, судом отклоняются поскольку указанные критерии разработаны и внесены в полном соответствии с требованиями абзаца седьмого части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, данных о том, что указанные критерии оценки, заложили преимущество для участвующего в конкурсе на должность главы администрации Ермакова Е.Н, относительно других кандидатов предоставлено не были.
Доводы о противоречии пункта 2.25 Порядка ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ и ст. 26 Устава поселения, предоставляющего конкурсной комиссии право приступить к работе ранее вступления в силу данного Порядка, противоречат буквальному толкованию указанного пункта, равно как и буквальному толкованию текста Порядка в целом, в связи с чем, судом отклоняются.
Также отклоняются доводы о противоречии действующему законодательству пунктов 5.6 и 9.2 Порядка исключающих возможность для депутатов ознакомления и копирования материалов работы конкурсной комиссии до поступления итогового протокола конкурсной комиссии в Совет депутатов, поскольку ни статьей 37, ни статьей 40 Федерального закона N131-ФЗ депутату органа местного самоуправления не предоставляется право ознакомления и копирования материалов работы конкурсной комиссии непосредственно до направления итогового протокола конкурсной комиссии в Совет депутатов.
Оценивая решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы от 03.11.2023 года N3/4 "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения", суд приходит к выводу, что оно является нормативным актом, поскольку вводимое им правовое регулирование обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, на урегулирование общественных отношений, связанных с назначением лица на должность главы администрации поселения "Мосрентген" и согласованием с ним условий исполнения обязанностей, затрагивает права как неопределенного круга лиц - граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, так и категории граждан, с которыми может быть заключен контракт, в случае их назначения на должность главы администрации поселения "Мосрентген".
Проанализировав содержание Условий контракта, суд приходит к выводу, что они полностью соответствуют условиям предусмотренным статьей 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", Федеральному закону от 02 марта 2007 г.N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статье 20.1 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве", в том числе Типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту (Приложению 1 к Закону г. Москвы от 22.10.2008 N 50).
Доводы административного истца о необходимости включения в контракт обязанностей главы администрации, судом отклоняются, поскольку необходимость включения указанных условий в контракт в вышеприведенном законодательстве отсутствует, а отсутствие в контракте обязанностей не освобождает главу администрации от надлежащего исполнения всех возложенных на него Уставом и действующим законодательством обязанностей и не исключает применение к нему ответственности, предусмотренной действующим законодательством за их ненадлежащее исполнение.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления депутата поселения "Мосрентген" Митрофанова Олега Алексеевича о признании незаконными решения N3/1 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы "Об утверждения Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве", решения N3/4 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения", Руководствуясь статями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления депутата поселения "Мосрентген" Митрофанова Олега Алексеевича о признании незаконными решения N3/1 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" г. Москвы "Об утверждения Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве", решения N3/4 от 03.11.2023 года Совета депутатов поселения "Мосрентген" "Об утверждении условий контракта для главы администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения", - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.